5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Топорами балки рушат из брандспойтов тушат

Стих Пожар

Самуил Маршак — Пожар слушать online:

Стихотворение Самуила Яковлевича Маршака Пожар в формате mp3 — слушать или скачать бесплатно.

Стихотворение Пожар читать:

На площади базарной,
На каланче пожарной
Круглые сутки
Дозорный у будки
Поглядывал вокруг —
На север,
На юг,
На запад,
На восток, —
Не виден ли дымок.

И если видел он пожар,
Плывущий дым угарный,
Он поднимал сигнальный шар
Над каланчой пожарной.

И два шара,
И три шара
Взвивались вверх, бывало.
И вот с пожарного двора
Команда выезжала.

Тревожный звон будил народ,
Дрожала мостовая.
И мчалась с грохотом вперед
Команда удалая.

Теперь не надо каланчи, —
Звони по телефону
И о пожаре сообщи
Ближайшему району.

Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер: ноль-один!

В районе есть бетонный дом —
В три этажа и выше —
С большим двором и гаражом
И с вышкою на крыше.

Сменяясь, в верхнем этаже
Пожарные сидят,
А их машины в гараже
Мотором в дверь глядят.

Чуть только — ночью или днем —
Дадут сигнал тревоги,
Лихой отряд борцов с огнем
Несется по дороге…

Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
— Печку, Леночка, не тронь.
Жжется, Леночка, огонь!

Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой,
В щелку красную глядит,
А в печи огонь гудит.

Приоткрыла дверцу Лена —
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок.

Но пожарные узнали,
Где горит, в каком квартале.
Командир сигнал дает,
И сейчас же — в миг единый —
Вырываются машины
Из распахнутых ворот.

Вдаль несутся с гулким звоном.
Им в пути помехи нет.
И сменяется зеленым
Перед ними красный свет.

В пять минут автомобили
До пожара докатили,
Стали строем у ворот,
Подключили шланг упругий,
И, раздувшись от натуги,
Он забил, как пулемет.

Заклубился дым угарный.
Гарью комната полна.
На руках Кузьма-пожарный
Вынес Лену из окна.

Он, Кузьма, — пожарный старый,
Двадцать лет тушил пожары,
Сорок душ от смерти спас,
Бился с пламенем не раз.

Читать еще:  Остекление балкона с выносом своими руками комплектующие

Ничего он не боится,
Надевает рукавицы,
Смело лезет по стене.
Каска светится в огне.

Вдруг на крыше из-под балки
Чей-то крик раздался жалкий,
И огню наперерез
На чердак Кузьма полез.

Сунул голову в окошко,
Поглядел… — Да это кошка!
Пропадешь ты здесь в огне.
Полезай в карман ко мне.

Широко бушует пламя…
Разметавшись языками,
Лижет ближние дома.
Отбивается Кузьма.

Ищет в пламени дорогу,
Кличет младших на подмогу,
И спешат к нему на зов
Трое рослых молодцов.

Топорами балки рушат,
Из брандспойтов пламя тушат.
Черным облаком густым
Под ногами вьется дым.

Пламя ежится и злится,
Убегает, как лисица.
А струя издалека
Гонит зверя с чердака.

Вот уж бревна почернели…
Злой огонь шипит из щели:
— Пощади меня, Кузьма,
Я не буду жечь дома!

— Замолчи, огонь коварный! —
Говорит ему пожарный. —
Покажу тебе Кузьму!
Посажу тебя в тюрьму!

Оставайся только в печке,
В старой лампе и на свечке!

На скамейке у ворот
Лена горько слезы льет.
На панели перед домом —
Стол, и стулья, и кровать…
Отправляются к знакомым
Лена с мамой ночевать.

Плачет девочка навзрыд,
А Кузьма ей говорит:
— Не зальешь огня слезами,
Мы водой потушим пламя.
Будешь жить да поживать.
Только чур — не поджигать!
Вот тебе на память кошка.
Посуши ее немножко!

Дело сделано. Отбой.
И опять по мостовой
Понеслись автомобили,
Затрубили, зазвонили.
Мчится лестница, насос.
Вьется пыль из-под колес.

Вот Кузьма в помятой каске.
Голова его в повязке,
Лоб в крови, подбитый глаз, —
Да ему не в первый раз.
Поработал он недаром —
Славно справился с пожаром!

Памятник героям-пожарным Ленинграда в Петербурге у 9-й пожарной части на Большом пр 73

Памятник героям-пожарным Ленинграда. Создан в 1981 г. Открыт 28 апреля 1995 г. Установлен перед зданием 9-й пожарной части 8-го отряда пожарной охраны по адресу: В.О., Большой пр., 73 (1882 — 1884, 1910-е, арх. В.Г.Шаламов). Скульптор Левон Константинович Лазарев (1928 — 2004), архитекторы Вадим Дмитриевич Попов и Владимир И.Шевеленко. Бронза, гранит. Высота скульптуры 500 см, постамента — 150 см. Надпись на постаменте: «Подвигу пожарных Ленинграда. 1941 — 1945». На тыльной стороне бронзового плинта подпись: «Скульптор Лазарев Л.К. 1981 г.».

Читать еще:  Как сделать выносной балкон в квартире

Эскиз объекта см. в альбоме: Левон Лазарев. СПб., 2002. С. 68. Памятник посвящен подвигу пожарных, которые несли службу в годы Великой Отечественной войны (см. о них, на
пример: Щаблов Н.Н. Крещенные военным огнем: Страницы истории. СПб., 2001. С. 119 — 178). В здании 9-й пожарной части расположен музей пожарной охраны города. Необычайно экспрессивный и динамичный памятник, изображающий экстатическую дионисийскую пляску, оргию огнеборцев, которая напоминает о стихах С.Я.Маршака, заложивших основу советской героической мифологизации пожарных: «Топорами балки рушат, / Из брандспойтов пламя тушат. / Черным облаком густым / Под ногами вьется дым» («Пожар»). Прототекст работа родосских скульпторов Агесандра, Атенодора и Полидора «Гибель Лаокоона и его сыновей» (ок. 50 г. до н. э.).

У Лазарева роль змея выполняет шланг брандспойта, а пластика фигур кодируется движением языков пламени, которым подчиняется рисунок движений пожарных. Отсюда ощущение трагизма, некой «предсмертности» жеста (в отчаянии вскинутые руки одной из фигур), что, впрочем, не противоречит «дионисийским» значениям, но вноси! в героическую тематику, декларированную в названии объекта, амбивалентность.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Памятник не дает однозначного ответа на вопрос «кто победит?», смертоносная стихия огня, зримо подчиняющая себе пластически, или люди. Характерное для XX века соотношение между высотой скульптуры и высотой постамента (3,33) приближает объект к зрителю. «Острой выразительностью и новизной пластического мотива покоряет работа скульптора Л.Лазарева — „Памятник погибшим пожарным», установленный на территории мемориального комплекса при музее городской пожарной охраны в Ленинграде на Васильевском острове. Образное осмысление реальной жизненно-правдивой ситуации, как бы символизирующей ежечасно совершаемый подвиг в этой всегда героической профессии, выражается развернутой сложной многосоставной композицией.

Скульптора привлекает не рассказ, но миг, выраженный состоянием и развитием пластических элементов и форм в пространстве. Именно движение пластических масс, их несколько „брутальная» по манере лепки поверхность, тревожный „рваный» силуэт всей композиции в целом способствует острому, трагическому и в то же время яркому выявлению смыслового содержания памятника.

Очень жаль, что эта композиция, установленная во внутреннем дворе здания имеет локальное воздействие, не распространяется на пространство городского фрагмента» (Сперанская B.C. Скульптура в современной городской среде: роль, место, форма. Петербург — Петроград — Ленинград). Цитата взята из диссертации 1993 г., размещенной в интернете, www.portal-slovo.ru/rus/art/200/9952/&part=2; см.: Сперанская B.C. Скульптура в современной городской среде: роль, место, форма: (К проблеме совершенствования архитектурно-художественного облика новых жилых районов Ленинграда — Санкт-Петербурга). Автореферат дис. … кандидата исусствоведения. СПб., 1993). Уникальный в своем роде случай: между созданием памятника и его установкой в пространстве городского проспекта прошло 14 лет. Как рассказал автору сам скульптор, установку монумента в 1981 г. на Большом пр. В.О. запретил райком КПСС, поскольку один из пожарных держит в руках топорик.

Читать еще:  Сауна на балкон можно ли

А так как недалеко стоял памятник Ленину (у д. 55 по Большому пр., установлен в 1930 г., скульпторы В.В.Козлов и А.В.Крыжановская), то якобы кто-то мог вообразить, что пожарник с топориком гонится за вождем пролетариата… (зафиксирован слух, что такую интерпретацию идеологическим органам подсказал М.К.Аникушин, ревниво относившийся к установке в Ленинграде — Петербурге любых работ других скульпторов). Если эта история и была придумана самим Лазаревым, то исключительно для того, чтобы подчеркнуть, действительно, необычайную динамику объекта. Райкому КПСС могло показаться криминальным отступление от соцреалистической традиционной безликости и торжественной статики. Поэтому с 1983 г. памятник стоял во дворе здания пожарной части (см. описание памятника в кн.: Порецкина Э.Н. Стойкости и мужеству героев: Памятники и мемориальные доски Ленинграда, посвященные победе в Великой Отечественной войне: Справочник.. Л., 1985. С. 37).

В альбоме «Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда» (Л., 1991) было указано, что памятник (названный здесь «памятником пожарным Ленинградского военного округа») открыт в 1983 г., причем, для альбома объект сфотографировали именно во дворе д. 73 по Большому пр. В.О. (кстати, в этом здании 29 июня 1957 г. была открыта постоянно действующая пожарно-техническая выставка им. Б.И.Кончаева).

Об открытии объекта см.: Морозова В. Подвигу пожарных // Санкт-Петербургские ведомости. 1995. 28 апр.; Гусаренко Е. Бойцам огненного фронта // Смена. 1995. 29 апр.; Поздняков А. Памятник пожарным // Сегодня. 1995. 29 апр. С. 6; Шпанько 3. Новые памятники в старом Петербурге // Невское время. 1995. 29 апр.; Андреев Б. Подвигу пожарных // Вечерний Петербург. 1995. 3 мая.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector