Три фактора формирования первого впечатления
Формирование первого впечатления
Главная > Реферат >Психология
Реферат по социальной психологии на тему:
«Формирование первого впечатления»
Формирование первого впечатления 3
Содержание понятия «первое впечатление» 3
Факторы, влияющие на формирование первого впечатления 3
Особенности личности изучаемого человека 3
Особенности личности воспринимающего человека 3
Верно ли первое впечатление 6
Список использованной литературы: 8
Введение
В повседневной жизни, в рабочей и нерабочей обстановке каждому человеку приходится встречать новых для себя людей. Во многих случаях обстоятельства складываются таким образом, что на основе одного только кратковременного восприятия мы бываем вынуждены оценивать этих людей и выбирать кажущийся нам наиболее разумным способ поведения и действия по отношению к каждому из них. Во всех подобных случаях мы имеем дело с так называемым первым впечатлением и с актами поведения на его основе.
Формирование первого впечатления
Содержание понятия «первое впечатление»
Первое впечатление – это сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты. В его всегда входят те или иные особенности облика и поведения человека, оказавшегося объектом познания. Первое впечатление содержит также более или менее осознаваемые и обобщенные оценочные суждения. Наконец, в нем всегда присутствует эмоциональное отношение к тому человеку, который оказался предметом восприятия и оценки.
Факторы, влияющие на формирование первого впечатления
Особенности личности изучаемого человека
Впечатление, которое формируется о другом человеке у впервые видящего его субъекта, определяется, прежде всего, особенностями, присущими облику и поведению воспринимаемого человека. Эти особенности в значительной степени направляют течение познавательных процессов у воспринимающего субъекта.
В результате экспериментов было установлено, что на содержание складывающегося у людей понятия о личности впервые воспринимаемого человека влияют не только сила и яркость проявления в его поведении определенного качества, частота, с которой это качество обнаруживает себя, но и последовательность, в которой познающие другого человека люди получают знания о разных сторонах его личности.
Особенности личности воспринимающего человека
Хотя первое впечатление о человеке в первую очередь определяется присущими ему особенностями, но то, каким оно будет – более обобщенным или более конкретным, полным или отрывочным, положительным или отрицательным – зависит от личности того, у кого оно формируется. Здесь действует закономерность: «Внешние причины действуют через посредство внутренних условий… Всякое психическое явление обусловлено в конечном счете внешними воздействиями, но любое внешнее воздействие определяет психическое явление лишь опосредованно, преломляясь через свойства, состояния и психическую деятельность личности, которая этому воздействию подвергается» 1
Интересно определить, какие же именно факторы в личности субъекта определяют ход и результаты формирования у него впечатления о других людях.
Эталоны
У каждого человека под влиянием общества, членом которого он является, формируются общие нравственно-эстетические требования к другим людям и образуются воплощающие эти требования более или менее конкретные эталоны. При познании одним человеком другого эти эталоны играют роль «мерок», которые, образно говоря, прикладываются к познаваемой личности и дают возможность отнести эту личность к какому-то «классу» в той системе «типов», которая сформировалась у познающего субъекта.
Стереотипы
У человека – субъекта познания других людей — всегда могут быть выявлены и «наборы» качеств, которые он имеет тенденцию приписывать тем лицам, «класс» которых, как ему кажется, им установлен. Действительно, довольно часто, оценивая человека как агрессивного, люди проявляют тенденцию оценивать его и как высоко энергичного, а оценивая его как доброго, приписывать ему при этом честность.
Это явление «приписывания» познаваемой личности целых «наборов» определенных качеств на основе отнесения ее по увиденным в ней качествам к какому-то «классу» лиц получило название «стереотипизация», а «наборы качеств, которые человек «придает» познаваемой им личности, — «оценочными стереотипами». В переводе с греческого «стереотип» означает «твердый отпечаток». Это устойчиво сохраняющиеся в сознании образы или представления, которые являются эмоционально окрашенным предубеждением или устойчивой оценкой.
Собственное поведение оценивающего субъекта
В очень интересном по использованным методическим приемам исследовании Штрайкленда было выявлено значение собственного поведения оценивающего человека по отношению к другим людям для выработки у него определенного мнения о них во время встречи. В поставленном Штрайклендом опыте испытуемые наблюдали за двумя работниками, выполнявшими одинаковое задание с равным уровнем успешности. Однако если за действиями одного лица они могли наблюдать без перерыва, то работу другого они видели лишь эпизодически. Первому лицу они время от времени могли выражать свое одобрение или неодобрение, со вторым человеком у них такой связи не было. Когда во второй части эксперимента испытуемым было предложено сказать, какой из рабочих нуждается в большем контроле, присмотре и опеке, они почто все ответили, что первый.
Проецирование
Дальнейшие исследования показали, что в процессе формирования первого впечатления участвует процесс «проецирования», заключающийся в том, что познающий субъект может «вкладывать» свои состояния в другую личность, приписывая ему черты, которые в действительности присущи ему самому и которые у оцениваемой личности могут отсутствовать.
В исследовании Фешбака и Сингера испытуемых студентов подвергали несильным электроударам, которые вызывали неприятные ощущения. Одновременно этим испытуемым, а также студентам, составившим контрольную группу, демонстрировался кинофильм, в котором фигурировал определенный человек. От всех испытуемых требовалось, чтобы они дали оценки качествам личности этого человека, по возможности оценили его состояние. В результате оказалось, что подвергавшиеся электровоздействию группы испытуемых оценивали человека на экране как более боязливого, испуганного, чем это делали испытуемые, входившие в контрольную группу.
Сеарс в своих опытах выявил несколько другой тип «проекции». По его данным, человек, оценивая другого человека, может увидеть и на самом деле видит черты, которые могут быть отрицательными и характеризуют как личность его самого. Испытуемые, в личности которых были ярко выражены желчность, упрямство, подозрительность, оценивали развитие этих черт у человека, предложенного им для оценки, значительно выше. Чем это делали испытуемые, не обладавшие названными чертами.
Тенденция приписывать собственные качества или собственные состояния другим людям особенно сильно выражена у лиц, отличающихся малой самокритичностью и слабым проникновением в собственную личность. По данным Ньюкома, эта тенденция в очень большой степени характерна для представителей так называемого «авторитарного» типа личности и почти не обнаруживается у представителей «демократического» типа.
Уверенность в себе
Полнота и характер оценки другого человека зависят также и от такого качества оценивающего, как степень его уверенности в себе.
Боссом и Маслоу, изучая, как степень уверенности человека влияет на оценку им других людей, выяснили, что уверенные в себе люди часто оценивают других людей как доброжелательных и расположенных к ним. В то же время лица, не уверенные в себе, имеют обыкновение смотреть на других людей, как не тяготеющих к холодности и не расположенных к ним.
Верно ли первое впечатление
Вы можете всего за 4 секунды произвести на человека впечатление, а потом 4 года бороться с ним, если это впечатление оказалось негативным.
В течение нескольких первых секунд наше подсознание делает выводы о его или ее общественном положении и индивидуальности. Тот факт, что большинство из этих выводов окажутся неверными, нас мало тревожит. Нам нравится думать, что мы можем мгновенно оценить человека.
Еще более опасным первое впечатление становится в случаях, когда оно определяет наше будущее отношение к человеку. Если нам кто-то не нравится с первого взгляда. Велико искушение вести себя по отношению к нему или к ней негативно. В таком случае собеседники, вероятно, ответят нам тем же. И это нас порадует, поскольку наше первое впечатление подтвердится, и мы будем довольны своей способностью сразу распознать дурного человека.
Насколько же верное представление о человеке дает нам первое впечатление?
Первые восприятия, как правило, дают индивиду знание об основных особенностях внешнего облика ранее незнакомого человека – о его поле, росте, телосложении, примерном возрасте, характере оформления внешности. В первом впечатлении почти всегда находят отражение какие-то проявления экспрессии и какие-то действия человека, являющегося объектом восприятия и оценки. Тем не менее, образ человека, складывающийся у индивида на основе первого впечатления, всегда содержит неточности, а оценка им черт личности этого человека сплошь да рядом может оказаться поспешным обобщением.
Говоря о трудностях правильного суждения о человеке по первому впечатлению, уместно вспомнить слова Ф.М. Достоевского, который, говоря о недостатках простой фотографии фактов, тем самым предостерегал против опасных безапелляционных суждений о людях только на основании первых впечатлений. «Фотографические снимки, — писал Ф.М. Достоевский, — чрезвычайно редко выходят похожими, и это понятно: сам оригинал, то есть каждый из нас, чрезвычайно редко бывает похож на себя. В редки только мгновенья человеческое лицо выражает главную свою черту свою, свою самую характерную мысль… Фотография же застает человека как есть, и весьма возможно, что Наполеон, в иную минуту, вышел бы глупым, а Бисмарк нежным» 2
Заключение
Итак, формирующееся на основе кратковременного контакта с человеком первое представление о нем – это сложный психологический процесс. При этом на формирование первого впечатления влияют не только определенные особенности личности, которая является объектом познания, но и личностные качества познающего, воспринимающего человека: это и сформировавшиеся «эталоны», и закрепленные в сознании стереотипы, и степень уверенности человек в себе самом. И привычное его отношение к людям.
При формировании мнения о человеке на основе первого впечатления о человеке (что в нашей жизни зачастую необходимо) важно помнить, что первое познание не дает точного представления о человеке и никто не застрахован от ошибок. Не следует слишком категорично судить о людях по первому впечатлению.
Список использованной литературы:
Джуди Джеймс «Эффективный самомаркетинг. Искусство создания положительного образа», Москва, 1998 г.;
В.М. Шепель «Управленческая психология», Москва, «Экономика», 1984;
А.А. Бодалев «Восприятие и понимание человека человеком», Изд. Московского Университета, 1982.
1 Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1958, с 14
2 Достоевский Ф.М. Полн. собр. Соч., т. 19 Спб., 1902, с. 507.
Схемы первого впечатления и его факторы;
Эффект первого впечатления — влияние мнения о человеке, которое сформировалось у субъекта в первые минуты при первой встрече, на дальнейшую оценку деятельности и личности этого человека.
Этот эффект позволяет выносить быстрое и обобщенное впечатление о вновь встреченном человеке и использовать это впечатление для построения дальнейшего общения. Первое впечатление может формироваться субъектом намеренно или непроизвольно. Факторами этого впечатления могут выступать особенности внешнего облика и поведения человека, о котором субъект формирует мнение. Первое впечатление зависит в большой степени и от личностных особенностей самого воспринимающего субъекта и поэтому может быть более обобщенным или конкретным, исчерпывающим или поверхностным, доброжелательным или негативным и т. д.
Эффект первого впечатления причисляют также к ряду ошибок, часто совершаемых исследователями при использовании метода наблюдения наряду с эффектом ореола, эффектом снисхождения, эффектом центральной тенденции, логической ошибкой, эффектом порядка, эффектом контраста, профессиональными, этническими и поло-ролевыми стереотипами.
В психологии выделяются три фактора формирования первого впечатления о человеке:
— фактор отношения к нам.
1. Фактор превосходства. Люди, вступающие в общение, неравны: они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т.д. При неравенстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия, которая получила название фактора превосходства.
Схема восприятия такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем в случае, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве.
2. Фактор привлекательности. Действие этого фактора при восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Схема действия этого фактора такова, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т.д., то есть опять-таки переоценивать многие его личностные характеристики.
3. Фактор отношения к нам. Этот фактор действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, кто к нам плохо относятся. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами.
33.Механизмы социальной перцепции: идентификация, эмпатия, социальная рефлексия.
Идентификациябуквально означает отожествление себя с другим, уподоблением ему; иногда ее определяют как умение вставать на точку зрения, поставить себя на место другого человека.
Идентификация приводит к подражанию действиям и переживаниям других людей, интереиоризации их ценностей и установок. Этот механизм проявляется во всех возрастных группах. Человек может отождествлять себя с родителями, другими близкими людьми, значимыми лицами, не только реальными, но и воображаемыми.
Идентификация бывает двух видов:
с конкретным человеком,
с целой группой.
Идентификация с конкретным человеком может быть использована следующим образом: можно создавать образы героев, привлекательных для целевой группы.
Возможно, более эффективна будет идентификация с группой. Отождествление себя с группой происходит по «значимому кругу» общения, по значимой группе, которая будет выступать в качестве носителя определенных ценностей и норм, некий эталонной модели (т.е. референтной группе). Необходимо учитывать социальную принадлежность целевой аудитории.
Эмпатияблизка по содержанию идентификации и означает, что понять другого человека – это сочувственно отнестись к нему и принять его полностью таким, каков он есть.
Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмоциональная природа эмпатии проявляется как раз в том, что ситуация другого человека при этом не столько «продумывается», сколько «почувствуется».
Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения.
В ряд эмпатийных способностей входят: способность эмоционально реагировать на переживания другого, способность распознавать эмоциональное состояние другого и мысленно переносить себя в мысли, чувства и действия другого.
Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, сопоставление их с его личностными характеристиками, толкование и прогнозирование на этом основании его действий и поступков. Таким образом, в социальной перцепции непременно присутствует оценка другого человека, и вырабатывание в зависимости от этой оценки и произведенного объектом впечатления определенного отношения в эмоциональном и поведенческом аспекте. Этот процесс познания одним человеком другого, оценивание его и формирование определенного отношения является неотъемлемой частью человеческого общения и может быть условно назван перцептивной стороной общения.
Существуют основные функции социальной перцепции, а именно: познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление определенных эмоциональных взаимоотношений. Взаимопонимание это социально-психическое явление, центром которого является эмпатия. Эмпатия — способность к сопереживанию, желание поставить себя на место другого человека и точно определить его эмоциональное состояние на основе поступков, мимических реакций, жестов.
Процесс социальной перцепции включает в себя взаимоотношения между субъектом восприятия и объектом восприятия. Субъектом восприятия называется индивид или группа, осуществляющие познание и преобразование действительности. Когда субъектом восприятия выступает индивид, он может воспринимать и познавать свою собственную группу, постороннюю группу, другого индивида, который является членом или своей или иной группы. Когда субъектом восприятия выступает группа, то тогда процесс социальной перцепции становится еще более запутанным и сложным, так как группа осуществляет познание, как самой себя, так и своих членов, а также может оценивать членов другой группы и саму иную группу в целом.
Существуют следующие социально – перцептивные механизмы, то есть способы, с помощью которых люди понимают, интерпретируют и оценивают других людей:
1. Восприятие внешнего облика и поведенческих реакций объекта
2. Восприятие внутреннего облика объекта, то есть набора его социально-психологических характеристик. Это осуществляется через механизмы эмпатии, рефлексии, атрибуции, идентификации и стереотипизации.
Формирование первого впечатления
Процесс восприятия человека человеком является важным этапом в построении межличностной коммуникации. Этой проблеме посвящено много теоретических и прикладных исследований, проведенных как у нас, так и за рубежом. Особое внимание в этих работах уделяется феномену формирования первого впечатления, который достаточно длительное время играет роль своеобразной психологической установки на восприятие личности. Исследования, помогающие понять, как именно складывается первое впечатление, проведенные российским ученым А. А. Бодалевым, показали, что оно формируется в течение первых 2-3 минут и потом подсознательно оказывает влияние на человека, потому что обладает определенной устойчивостью. Влияние на восприятие человека человеком феномена первого впечатления может оказывать воздействие на наши суждения достаточно длительное время. Очень часто люди судят о других именно по первому впечатлению. Хотя зачастую первое впечатление бывает обманчивым.
А. А. Бодалев выделяет пять компонентов, которые влияют на формирование первого впечатления о человеке:
- 1) характеристика внешнего облика человека;
- 2) оформление внешности (в том числе стиль одежды, прическа);
- 3) экспрессия человека (переживаемые или транслируемые эмоциональные состояния);
- 4) поведение;
- 5) предполагаемые качества личности.
Если обратиться к зарубежным исследованиям, то там были получены примерно такие же результаты:
- o наружность и одежда;
- o осанка;
- o поведение;
- o особенности общения;
- o предполагаемые качества личности.
Как видите, в формировании первого впечатления значительная роль отведена одежде. Еще Фрэнсис Бэкон писан: «Лучшей характеристикой человека является его привлекательная внешность». Почему? С точки зрения психологии это легко объяснимо. Подсознательно люди считают, что «прекрасная форма равна хорошему содержанию».
Еще одной важной характеристикой для восприятия окружающими играет осанка. Хорошая осанка воспринимается людьми как проявление достоинства, силы личности и уверенности в себе. Если же человек сутулится, у него плохая осанка, это воспринимается окружающими как проявление неуверенности, подчиненности, слабости.
Каждому человеку необходимо владеть искусством самопрезентации, самопозиционирования. Умение «преподнести» себя в выигрышном свете, выделить свои несомненные достоинства и сгладить недостатки является настоящим искусством и также влияет на то впечатление, которое вы произведете на окружающих.
Именно в силу того большого значения, которое отводится формированию первого впечатления, так важно при первом знакомстве произвести впечатление человека успешного, уверенного в себе (не путать с самоуверенностью!), грамотного специалиста.
Какие же факторы могут влиять на первое впечатление? Г. В. Бороздина приводит ряд факторов, оказывающих влияние на первое впечатление. Основными можно назвать следующие три фактора:
- 1) превосходства — когда человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им выше и по остальным значимым параметрам, т.е. происходит своего рода личностная переоценка;
- 2) привлекательности — существует закономерность, что внешне привлекательного человека люди и по другим параметрам оценивают гораздо выше;
- 3) отношения к наблюдателю — людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы оцениваем позитивно и но другим показателям.
Здесь также необходимо отметить, что в процессе общения возможны различные варианты самоподачи, которые могут послужить источником ошибок при восприятии другого человека:
- o самоподача превосходства — обычно основывается на объективных признаках и знаках превосходства, таких как одежда, манера речи и поведения;
- o самоподача привлекательности — чаще всего основана на личном обаянии;
- o самоподача отношения — умение показать партнеру свое хорошее отношение к нему;
- o самоподача актуального состояния и причин поведения — умение привлечь внимание собеседника к тем причинам поведения, которые считаются наиболее приемлемыми.
Для достижения эффективности взаимодействия необходимо знать закономерности восприятия человека человеком, его понимание и оценку, которая может быть адекватной, а может не соответствовать действительности.
Существуют различные эффекты, которые искажают восприятие. Они могут оказывать влияние на формирование первого впечатления, и их необходимо учитывать. Рассмотрим их.
Эффект ореола означает влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Если общее впечатление о человеке благоприятное, то его положительные качества переоцениваются, а отрицательные — либо затушевываются, либо так или иначе оправдываются. И наоборот, если общее впечатление отрицательное, то даже благородные поступки не замечаются или истолковываются как своекорыстные. В повседневной жизни это явление называют «приклеиванием ярлыков».
Эффект первичности состоит в том, что на мнение о человеке наибольшее влияние оказывают те сведения, которые предъявлены в первую очередь. Первая информация сильнее последующей. А если дело касается знакомого человека, то — самые последние сведения о нем.
Эффект бумеранга — люди обычно подсознательно оказывают противодействие сильному давлению извне, в чем бы оно ни выражалось, поскольку любое давление со стороны другого человека воспринимается как покушение па их право свободного выбора.
Эффект снисходительности — щедрая, излишняя благожелательность, т.е. некритичность при оценке другого человека.
Эффект новизны — о человеке, хорошо знакомом, наиболее значимой информацией оказывается последняя, более свежая информация (вспомним советский фильм «Самая обаятельная и привлекательная», когда главная героиня, которую все считали «синим чулком», вдруг пришла на работу совершенно преображенная, в новом наряде; или пример из другого известного советского фильма — «Служебный роман» Э. Рязанова — там тоже есть похожий эпизод).
Стереотипизация — устойчивое представление, сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом. Стереотипы возникают как результат обобщения личного опыта личности и оказывают значительное влияние на восприятие других людей. Новые впечатления об объекте катетеризируются на основе сходства с прежними впечатлениями, что дает основание для стереотипизации.
Как отмечает А. А. Бодалев, у каждого человека в процессе жизни формируются «требования к людям, связанные с занимаемым ими конкретным положением в обществе и выполняемой ими ролью в том или ином виде деятельности. Соответственно этим требованиям у него возникают и определенные «эталоны», с которыми он сопоставляет лиц, выполняющих данную общественную функцию. у человека вместе с тем формируются «представления-образцы» о людях, которые отвечают этим требованиям в меньшей степени или совсем не соответствуют.
Все эти «эталоны», формирующиеся у человека в процессе совместной деятельности его с другими людьми, но мере развития этой деятельности и с изменением самого человека как личности постоянно обогащаются новыми чертами, переосмысливаются, становятся все более обобщенными. Однако это не меняет их функции в процессе познания людьми друг друга, и для взрослого человека. они выполняют роль «мерки», которую он прикладывает к личности, так или иначе проявляющей себя в труде, в общении, в познании.
Вместе с тем на формировании этих «эталонов», этих «мерок», которые используются человеком при оценке окружающих его людей, в очень сильной степени сказывается его личный опыт труда, познания и общения». Если же опыт общения человека ограничен, то его суждения могут быть неверными в силу поспешного обобщения. «Из числа существенных сторон, характеризующих определенную группу лиц, человек может выделить и абсолютизировать лишь какую-то одну. В этом случае формирующийся у него эталон неизбежно будет страдать схематизмом». Привыкнув доверять «людям в форме», «людям в белых халатах», человек зачастую некритично относится к остальному происходящему. Форма затмевает все остальное. «Не меньшее значение в формировании впечатления о другом человеке имеют «стереотипы», которые актуализируются в сознании оценивающего лица, когда оно располагает информацией об общественно-профессиональном статусе оцениваемой личности».
Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести, с одной стороны, к упрощению процесса познания другого человека либо к возникновению предубеждения, если упрощение заменяется оценкой. Если прошлый опыт был негативным, то всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев и др.). Специалисты выделяют три основных вида эталонов-стереотипов:
- 1) антропологические — связаны с внешним обликом человека;
- 2) эмоционально-эстетические — с оформлением внешности, физическим обликом человека, особенностями поведения и общения;
- 3) социальные — связаны с социальным статусом, родом деятельности субъекта.
По мнению В. Г. Зазыкина, наиболее точная оценка получается при опоре на различные эталоны-стереотипы, причем, чем больше внутри них градаций, тем точнее оценка и тем меньше в ней схематизма.
Эффект проекции — неосознаваемая тенденция переносить (проецировать) нежелательные для себя качества и свойства на другого человека.
В процессе делового общения происходит восприятие и оценка внешнего облика и поведения собеседника, психологических особенностей наблюдаемого, в результате чего у наблюдателя (например, индуктора) складывается собственное отношения к наблюдаемому (реципиенту), и в зависимости от этого происходит прогнозирование его возможного поведения. На этом и строятся дальнейшие взаимоотношения с собеседником. Учитывая, что в условиях неискреннего убеждающего воздействия понимание затруднено стремлением собеседника ввести коммуникатора в заблуждение, становится понятной вся важность умения разбираться в людях.
В ходе исследований, проведенных психологом В. В. Знаковым, были выявлены следующие зависимости:
- 1) объективно воспринимаемые черты физического облика другого человека могут в значительной степени трансформироваться и даже искажаться под влиянием сложившейся самооценки, уровня притязаний и характера взаимоотношений воспринимающего с воспринимаемым;
- 2) имея перед собой один и тот же объект восприятия — внешность другого человека, люди видят его под разными углами зрения, выделяют разные стороны и свойства.
На точность восприятия различных объектов могут негативно влиять также следующие факторы:
- o отсутствие необходимой психологической подготовки;
- o определенные индивидуальные психические особенности, недостаточное развитие внимания, памяти, мышления;
- o предвзятое, тенденциозное отношение к объектам восприятия и познания.
Как свидетельствуют социально-психологические исследования, люди зачастую видят то, что хотят увидеть, слышат то, что хотят услышать, т.е. вся информация, поступающая из окружающего мира, проходит через своеобразные «фильтры» восприятия, обусловленные образом жизни, системами ценностей человека и другими факторами. Таким образом, реальность и восприятие реальности зачастую достаточно сильно отличаются друг от друга. В зависимости от особенностей человека по-разному интерпретируются слова, понятия, тексты, действия другого человека.
Факторы формирования первого впечатления
Факторы, влияющие на первое впечатление.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Автор: Зайцев Евгений Дмитриевич
Название работы: «Факторы формирования первого впечатления»
Научный руководитель: Кудрявцева Ольга Александровна,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории, Россия, Москва, Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа № 1056» , 3»Б» класс
Оглавление
Введение
В повседневной жизни, в рабочей или нерабочей обстановке каждому человеку приходится встречать новых для себя людей. Во многих случаях обстоятельства складываются таким образом, что во время первой встречи с человеком на основе одного только кратковременного восприятия мы вынуждены сформировать свое отношение к этому человеку. Это отношение существенно влияет на наше последующее мнение и поведение. Во всех подобных случаях мы имеем дело с так называемым первым впечатлением. Особое внимание в данном вопросе уделяется тому, как внешний облик человека влияет на формирование впечатления о нем. Насколько точно можно судить о человеке, опираясь на одни внешние данные? С другой стороны, наши собственные личностные особенности тоже играют важную роль. От них зависит, будет ли первое впечатление положительным или отрицательным, будем мы оценивать отдельные качества или человека целиком и т.д. В психологии очень много проведено исследований, которые затрагивают эти моменты. Но в большинстве работ в качестве объекта исследования выступали взрослые люди. В своей работе мы хотим изучить особенности формирования первого впечатления у младших школьников.
Итак, целью настоящей работы является изучение первого впечатления о другом человеке у младших школьников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
- Ознакомиться с основными психологическими понятия и механизмами, лежащими в основе первого впечатления. Получить представление об исследованиях, проведенных в данной области.
- Провести эксперимент, направленный на изучение стереотипа физической привлекательности у детей 9-10 лет.
- Провести эксперимент о роли установки в процессе формирования первого впечатления у детей младшего школьного возраста.
- Выявить особенности формирования первого впечатления у младших школьников.
Объектом исследования: восприятие незнакомого человека детьми 9-10 лет.
Предмет исследования: особенности первого впечатления младших школьников о другом человеке.
Гипотезы звучат следующим образом:
- На младших школьников на этапе формирования первого впечатления очень сильное влияние оказывает стереотип физической привлекательности.
- Установка воспринимающего влияет на формирование первого впечатления о другом человеке.
В качестве основного метода исследования была выбрана модифицированная «Методика словесных портретов» А.А. Бодалёва [4;8] . В исследовании приняли участие 24 человека – школьники в возрасте 9-10 лет (мальчики и девочки). Эксперимент проводился в два этапа. На первом этапе всем испытуемым на 15 секунд предъявлялись фотографии двух людей. Сначала демонстрировался портрет внешне привлекательного человека, а затем внешне непривлекательного человека. После детей письменно просили описать внешность и характер человека на фото. На втором этапа испытуемые были разделены на две группы (по 12 человек в каждой). Каждой группе на 15 секунд была показана фотография одного и того же человека. Но перед демонстрацией первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный учёный. Потом просили описать внешность человека на фотографии.
Обработка индивидуальных словесных портретов (анкет с описанием внешности и характера людей, изображенных на фото) представляла собой качественный анализ встречаемых в описаниях черт и свойств внешности и характера, а так же количественный анализ – подсчет частоты встречаемости той или иной характеристики.
Глава 1. Первое впечатление о человеке
У вас никогда не будет второго
шанса произвести первое впечатление.
В истории психологии проблемой формирования первого впечатления начали заниматься ещё в 50-ые годы XX века. Значительная часть работ посвящена выяснению особенностей формирования у людей впечатления друг о друге, когда между ними только начинаются завязываться отношения. Что же такое первое впечатление? Это сложный психологический феномен, в котором соединяются чувственный, логический и эмоциональный компоненты [4]. Иными словами, в него входят:
- особенности облика и поведения человека (то, что мы можем непосредственно наблюдать);
- эмоциональное отношение («нравится – не нравится»);
- оценочные суждения (приписывание определенных черт).
Существенными чертами первого впечатления являются: зависимость его содержания от возрастных, индивидуальных и профессиональных особенностей того, кто воспринимает, а также самой ситуации, в условиях которой происходит восприятие другого человека [5].
Несмотря на столь сложную структуру, формирование первого впечатления происходит на удивление очень быстро. Так, группа специалистов под руководством профессора Макса Планка из Баварского института (Германия) установила, что достаточно 30 секунд, чтобы два человека узнали – «в первом приближении», — что они «подходят» друг другу. Но даже в таком непродолжительном по времени психологическом процессе были попытки выделить его стадии. Так, выделяют две стадии в формировании первого впечатления. На первой стации мы оцениваем, насколько нам нравится/не нравится другой человек. А на второй стадии мы оцениваем его с точки зрения личностных качеств [3].
На формирование первого впечатления могут оказывать влияние следующие факторы:
— особенности внешнего облика человека (в том числе одежда, прическа);
— мимика, жесты, поза и пр.;
— предполагаемые качества личности;
— личностные особенности воспринимающего человека;
— стереотипы, касающиеся связи внешних проявлений и внутреннего содержания внешности, и эталоны [1;2;6].
Итак, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что ведущую роль в формировании первого впечатления играет внешний облик. Внешность играет первостепенную роль на стадии доречевого общения между людьми, она является главным и единственным источником информации. Насколько велика роль внешности в процесс формирования первого впечатления, мы узнаем в следующей главе.
Глава 2. Физическая привлекательность в формировании первого впечатления
Личная красота является лучшим
поручительством, чем любое рекомендательное письмо.
Ничего так сильно не влияет на формирование первого впечатления, как физическая привлекательность. Красивая внешность – очень ценное качество. На основании оценки внешности мы определяем, «нравится» или «не нравится» нам тот или иной человек. Американскими учеными было установлено, что и взрослые, и дети стремятся к общению с привлекательными людьми. Чем же это можно объяснить? Во-первых, самой природой заложен выбор в пользу восприятия красивых объектов – «нам правится наблюдать красивое». Даже грудные дети задерживают взгляд на красивых лицах на более длительное время. Во-вторых, здесь действует стереотип физической привлекательности – « что красиво – то хорошо». Мы искренне считаем, что красивые люди обладают привлекательными чертами характера, а физическое уродство ассоциируется с внутренним уродством и злом. Так , в одном эксперименте учителям давали одинаковую информацию о мальчике и девочке, но с фотографиями привлекательного и непривлекательного ребенка. Учителя воспринимали привлекательного ребенка как более умного и лучше успевающего в учёбе. Дети усваивают стереотип физической привлекательности очень рано. Белоснежка и Золушка красивые, а значит и хорошие. Колдунья и сводные сестры безобразные, а значит и плохие [7].
В своей работе мы провели свой эксперимент, направленный на изучение стереотипа физической привлекательности.
Процедура эксперимента. Испытуемым (24 младшим школьникам в возрасте 9-10 лет) на 15 секунд предъявлялись фотографии двух людей. Сначала демонстрировался портрет внешне привлекательного человека (фото 1), во второй серии эксперимента – внешне непривлекательного человека (фото 2). В обоих случаях инструкция перед показом была следующая: «Сейчас на проекторе появится фотография одного человека. Посмотрите на нее». После детей письменно просили ответить на два вопроса: «1) Чем вам запомнился человек на фото? 2) Какими чертами характера он обладает?»
Фото 1. «Привлекательный» портрет Фото 2. «Непривлекательны» портрет
Результаты эксперимента. Физическую привлекательность девочки, изображенной на первом портрете (фото 1), отметили 70% испытуемых (17 человек). В своих ответах они давали следующую оценку ее внешности: «красивая», «милая», «симпатичная». При этом речь шла как о внешности в целом («она красивая»), так и об отдельных деталях («милая улыбка», «красивые глаза», «нежная кожа). Оставшиеся 30% испытуемых (7 человек), отвечая на первый вопрос («Чем вам запомнился человек на фото?»), перечислили детали внешности, не давая ее оценочных суждений («синие глаза», «голубые глаза», «длинные волосы», «светлые волосы», «белая кофта», «улыбается»). Ответы на второй вопрос, в котором просили описать характер человека на фото, наглядно представлены на Графике 1. 79% испытуемых (19 человек) отметили привлекательные черты характера: «добрая», «умная», «отличница» «радостная», «весёлая», «ласковая», «скромная», «любит животных», «умеет за себя постоять», «приветливая» «счастливая», «послушная», «добрая», «вежливая», «может всем поделиться», «смешливая». Три человека (13%) дали противоречивую оценку характеру – с одной стороны, они отметили, что девочка на портрете «добрая», «дружелюбная» и «умная», а с другой стороны, что она «может быть злой» и «хитрая». Кстати, оставшиеся 2 человека (8%) отметили «хитрость» как единственную черту характера.
График 1. Распределение ответов испытуемых при оценке характера человека, изображенного на «привлекательном» портрете
В целом, мы можем говорить о том, что большинство детей (92%) оценили портрет положительно, даже если при ответе на первый вопрос физическая привлекательность не была отмечена. Это можно объяснить тем, что во многих анкетах «красота» фигурировала в ответе на второй вопрос, а не на первый. Дети отнесли ее к особенностям характера, а не внешности.
При анализе ответов по «непривлекательному» портрету (фото 2) были получены следующие результаты. Описывая внешность изображенной на портрете женщины, оценку физической привлекательность дали лишь 9 человек (38%). И все они дали негативную оценку: «не красивая», «страшненькая», «немного страшненькая», «не очень красивая», «страшная», «ужас», «грубое лицо». Остальные полученные характеристики можно разделить на три группы: 1) о нездоровом внешнем виде («красные пятная на лице», «она больна», «не здорова», «у этого человека оспа», «в прыщах»); 2) оценка настроения («грустная», «не улыбается», «не веселая», «усталая»); 3) яркие детали внешности («красная рубашка», «чёрный пиджак», «короткие волосы», «русые волосы», «морщинистое лицо», «длинная шея», «любит одеваться не модно»); 4) описывая внешность, дали оценку характера («сердитая», «напряженная», «строгая», «умеет сдерживать свои эмоции», «злая»).
Проанализировав черты характера, которыми наделили женщину на портрете, можно говорить о том, что здесь мнения детей разошлись (График 2). Причем диаметрально противоположные черты отмечались как у разных детей, так и в рамках одного описания. Двенадцать детей отметили (50%) только непривлекательные черты: «злая», «мало воспитанная», «вредная», «самовлюбленная», «недобродушная», «капризная». Трое детей (13%) указали противоположные суждения: «добрая, может рассердиться», «злюка, хорошая, весёлая», «доброта, невежливость», Положительные характеристики встретились в анкетах 2 испытуемых (8%): «умная», «добрая», «неплохая, добродушная». Остальные оценки носили либо нейтральный характер» — «музыкантка», «учёная» (8 % ответивших), либо являлись оценками эмоционального состояния (21%): «грустная», «печальная», «невеселая», «психическая».
График 2. Распределение ответов испытуемых при оценке характера человека, изображенного на «непривлекательном» портрете
Можно предположить, что такие противоречивые результаты были получены, потому что всех детей по восприятию данного портрета можно условно разделить на две группы: 1) на тех, у кого сработал стереотип физической привлекательности («она некрасива, поэтому и характер у нее неважный») и 2) на тех, кто оценил портрет как непривлекательный, но объяснил это, например, болезнью (или еще какой-то внешней причиной).
Итак, можно заключить, что у младших школьником при формировании первого впечатления имеет место стереотип физической привлекательности. И в большей степени он имеет влияние, когда дети оценивают физически привлекательных людей, нежели физически непривлекательных. Когда они сталкиваются с красивым человеком, то наделяют его и привлекательными чертами. При этом оценочное суждение относительно самой внешности, может и отсутствовать. На формирование первого впечатления о непривлекательном человеке стереотип имеет место быть, но здесь также оказывают влияние и ситуационные факторы, и прошлый опыт воспринимающего.
Выбирая красивую одежду и нанося макияж, укладывая прическу и делая пластические операции, мы стремимся стать красивее, а значит, более успешными и уверенными в себе. Но на самом ли деле красивые люди обладают столь прекрасным характером? Или прав был Лев Толстой, когда написал, что «странное заблуждение думать … будто красота есть добро»? Сила влияния стереотипа физической привлекательности действительно велика на стадии формирования первого впечатления – до того времени, пока мы не успели познакомиться с человеком поближе, узнать его лучше. Как говорится во всем известной пословице: «Встречаем по одежке, провожаем по уму». При более частом общении с человеком влияние стереотипа уменьшается, начинаем видеть не только положительные, но и отрицательные стороны характера [1;2;7].