Окно в русской избе Волоковое окно
Волоковое окно
- по материалу:
- из оцилиндрованного бревна
- из рубленого бревна
- из сухого профилированного бруса
- из двойного бруса
- из минибруса
- БАНИ
- по материалу:
- из оцилиндрованного бревна
- из рубленого бревна
- из сухого профилированного бруса
- из двойного бруса
- из минибруса
- ПРОЧЕЕ
- беседки
Волоковое окно — компактное смотровое окно в срубе, которое располагают между двумя бревнами, находящихся друг над другом. Изнутри конструкцию закрывают при помощи тесовой задвижки, выполненной из доски. В традиционных русских избах окна были именно волковыми и представляли горизонтальную щель между бревнами. Иногда конструкцию украшали резьбой. В центре задвижки делали небольшое отверстие, наподобие современного глазка.
На смену волковых конструкций пришли косящатые. Это отверстия с рамой и обрамлением из косяков. Они отличались высотой минимум в три бревна и более сложной конструкцией. Косящатые конструкции тщательно украшали резьбой или орнаментом. Снаружи они могли закрываться железными или деревянными ставнями.
Современные окна в загородном доме
Сегодня в деревянных коттеджах или дачных домах устанавливают классические в современном понимании окна. Кроме того, большой спрос имеет панорамное остекление. Остекление от пола до потолка выглядит стильно и изящно, делает строение роскошным и обеспечивает великолепный вид на окружающую природу.
Оно визуально увеличивает пространство и высоту потолков в комнате, делает помещение светлым, легким и воздушным. А вот для бани и парного помещения рекомендуется выбирать маленькие окна, чтобы внутри дольше сохранялось тепло.
В независимости от вида конструкции, важно правильно подобрать материалы и выполнить монтаж. Эксперты советуют выбирать современные деревянные стеклопакеты. Натуральное дерево сохранит экологичность и микроклимат бревенчатого или брусового строения, органично впишется в интерьер и дополнит облик фасада.
Древесину отличает высокая устойчивость к износу и хорошие теплоизоляционные свойства, эстетичность и экологическая безопасность. Кроме того, она не нагревается. В то время, как пластик, сильно нагревается и при нагревании выделяет неприятный запах, токсичные элементы. Какие окна выбрать для деревянного дома, расскажет статья из блога “МариСруб”.
Установка окон в деревянном доме
Монтаж окон в срубе осложняется тем, что бревенчатое или брусовое строение постепенно усаживается. В результате оконная конструкция может перекоситься или деформироваться. Чтобы этого не случилась, перед установкой стеклопакетов важно выполнить окосячку или установить обсадную коробку. Окосячку делают после основной усадки через 6-12 месяцев с момента установки сруба. Подробнее об установке окон в деревянном доме читайте здесь.
Мастера “МариСруб” эффективно и быстро справятся с установкой окон в деревянном доме. Подбираем надежные материалы, качественно устанавливаем обсадную коробку, оконные конструкции и стеклопакеты, утепляем косяки. Предлагаем строительство деревянных домов из бруса или бревна “под ключ” и самостоятельно изготавливаем пиломатериалы.
Дом от производителя — надежный и долговечный жилой коттедж или дачный домик по выгодной цене. Собственное производство позволяет тщательно контролировать отбор древесины и каждый этап изготовления пиломатериалов. А работа без посредников — предлагать низкие цены на брус и бревно. Выполняем комплексное строительство, которое включает разработку и установку сруба, монтаж фундамента и кровли, подведение и подключение коммуникаций. Устанавливаем окна и двери, утепляем дом, проводим отделку внутри и снаружи.
Окно в русской избе
Световое и смотровое отверстие в стене дома.В традиционном крестьянском доме XIX—XX вв.окна располагались на фасаде и на одной из
боковых сторон, той, где была входная дверь,а также на фронтоне или мезонине. Окна устраивались зачастую на закрытом крыльце,террасе.
В двухэтажных избах Русского Севера окна размещались, как правило, на втором этаже. Нижний этаж, служивший складским помещением, лавкой, ремесленной мастерской,имел вместо окон широкие двери, исполнявшие роль светового проема. В избе, состоящей из одного жилого помещения и сеней, прорубалось четыре окна: три на фасаде и одно на боковой стороне. В избах-пятистенках с прирубом, избах-двойнях устраивалось семь-восемь прямоугольных,одинакового размера окон: пять-шесть на фасаде, два-три окна на боковой стороне. Их высота равнялась диаметру четырех-пяти венцов сруба. Форма и размеры окон кирпичных домов были аналогичны окнам срубных изб. Однако в некоторых кирпичных зданиях верхняя частьокна делалась полукруглой. Фронтонное окно,называвшееся слуховым, было меньшим по размеру,чем фасадные окна. Иногда по своей форме оно приближалось к квадрату или напоминало бойницу русских крепостей. Окно мезонина, иногда называвшееся «светелкой»,венециянским окном, было сравнительно широким.
Оно представляло собой три поставленных вплотную прямоугольных окна. Окно закрытого крыльца могло быть тройным, одинарным, круглой,овальной или прямоугольной, приближающейся к квадрату, формы. Кроме перечисленных окон в крестьянском доме XIX—XX вв. были еще маленькие окошечки в подполье, сенях,клетях и чуланах высотой в один венец сруба,шириной около 20—30 см.
Главные окна крестьянской избы вырубались плотниками в уже готовом, поставленном на место срубе. В оконный проем вставлялась обвязка — деревянная коробка, к которой крепилась тонкая рама — оконница. В XVIII—XIX вв. оконная коробка делалась из толстых тесанных топором деревянных плах. Две плахи,косяки, ставились вертикально в оконном проеме.Каждый косяк имел с одной стороны продольное углубление, в которое входили шипы бревен стены, благодаря чему косяки плотно держались в проеме окна. Между косяками снизу укладывалось толстое стесанное бревно —подоконник, подушка, подлокотник, подгонявшийся вплотную к нижнему бревну оконного проема. Сверху между косяками вставлялось также тесаное бревно — лобанок, укреплявшееся с помощью углублений в косяках. Оконные коробки из пиленых досок появились только в конце XIX в. В оконную коробку вставлялась
легкая деревянная рама с переплетами для стекла— оконница. Переплет состоял из шести частей, реже из пяти. Окна в крестьянских избах не открывались. Помещение проветривалось через печную трубу или дверь. Иногда окно делалось с частично подвижной рамой.Одна из ее ячеек могла подниматься вверх или сдвигаться в сторону. В образовавшееся отверстие передавалась милостыня нищим или начинались предварительные переговоры с остановившимся
у избы незнакомым путником. Створчатые рамы, открывавшиеся наружу, появились в крестьянских избах, вероятно, в начале XX в.
Однако еще в 40—50-е гг. XX в. многие крестьянские дома строились с неоткрывающимися окнами. Зимних, вторых, рам в избах в прошлом не было. В холодные зимы окна покрывали снаружи плетенными из соломы матами или просто закладывались почти до самого верха соломой.
Окна, расположенные на фасаде и боковой стороне всегда имели ставни, закрывавшиеся на ночь. Они были одностворчатыми или дву-створчатыми, навешенные на петлях. Одностворчатые ставни считаются более древними. Двустворчатые в начале XX в. становятся в большей степени декоративными. Окна мезонина, фронтона,крыльца ставен не имели.
В начальный период русской истории, когда жилищем древних русов были полуземлянки и наземные срубные дома, люди обходились без окон. Свет, когда он был нужен, проникал через дверное отверстие, ориентированное на светлую и теплую южную сторону. В IX—X вв. в наземных срубных жилищах появились прямоугольные маленькие окна, высотой в диаметр бревна сруба, шириной в 30—40 см. Их принято называть волоковыми окнами, так как в старину они изнутри задвигались деревянными дощечками — волоками. Тем не менее в XIII—XV вв. в бедных домах с курной печью люди обходились даже без волоковых окон, сберегая тепло.
Волоковые окна в домах сохранялись довольно долго. Даже в XVII в. в боярских хоромах, царских дворцах жилые подклети имели волоковые окна. В деревнях же они сохранялись влоть до середины XIX в., соседствуя с кося- щатыми окнами. Косящатые окна — окна с косяками и оконницами, появились в русском жилище, вероятно, в XIII в. Первоначально они прорубались в княжеских и боярских хоромах, домах богатых горожан. Такие окна устраивали
и в летних помещениях, и в зимних, отапливаемых. В ячейки оконниц вставлялось стекло,слюда, бычий пузырь, брюховица, т. е. пленка,снятая с брюшины животного, рыбий пузырь.Через такие окна свет в дом проникал довольно слабый, так что даже в солнечный день приходилось пользоваться искусственным освещением. Увидеть через него что-либо на улице не представлялось возможным. Это относилось и к оконному стеклу, которое было мутнозеленого цвета, достаточно толстое, почти не прозрачное. Через слюду в дом проникало гораздо больше света. Однако стекло очень ценилось, особенно цветное, использовавшееся для оконных витражей. Причем русские князья и бояре любили витражные стекла ярких цветов, создававших иллюзию солнечного света в нарядной горнице.
В XIV—XVII вв. окна в жилых домах крестьян и горожан располагались, как и в более позднее время, на фасаде и боковой стороне. Если все три окна фасада были волоковыми, то одно из них помещалось посередине стены, два других значительно ближе к углам избы, но всегда на одном уровне. Боковое окно располагалось на стене, образующей с фасадной стеной красный угол. Верхнее окно служило для выхода дыма и освещения внутреннего пространства дома, не имевшего потолка. Одно нижнее окно освещало устье печи, другое нижнее и боковое — красный угол. В случае, если дом имел одно косящатое окно, то оно прорубалось в середине фасадной стены, волоковые окна по его сторонам на некотором расстоянии и чуть ниже, чем косящатое. Три косящатых окна даже в XVIII в. в русской деревне считались большой роскошью. Косящатое окно взяло на себя функцию общего освещения избы. Через него проникало большее количество света. Солнечные лучи, несмотря на малопрозрачные окончины, освещали не только печь и красный угол, но и
пространство около двери. Такие замечательные с точки зрения людей того времени окна получили название красных окон, т. е. красивых,солнечных.
Волоковое окно, дававшее верхний свет, перестало быть необходимым в избах с косящатым окном и исчезло с фронтонов средневековых домов. Оно появилось вновь, но уже как чердачное, слуховое окно, когда в домах стали делать потолки.
Мифологическим сознанием окна наделялись многообразными символическими функциями. Наличие окон, как и дверей, маркировало дом как жилище человека. «Без окон без дверей» мог быть только дом, принадлежащий «иному» миру и его представителям, таким, например,как Баба-Яга волшебных сказок. В то же время окно в стене осмыслялось как одно из самых опасных мест в доме, так как оно являлось границей между внутренним миром жилища и
внешним миром, воспринимавшимся как враждебный. Через окно в дом, считалось, должен проникать только солнечный свет, длинные лучи солнца: «из окна в окно золото бревно», «на улице станушки (рубахи) в избе рукава» — говорят старинные русские загадки. Все остальные проникновения через окна считались опасными для человека. Отсюда множество сохраняющихся до наших дней примет: птица в окно влетит — к покойнику, дятел постучит носом в наличник окна — к смерти или беде. Стук ночью в окно символизировал возвращение в дом покойника, недавно отвезенного на кладбище.
Принято было считать окно местом осуществления символической связи между живыми и мертвыми. Так, в день смерти человека на подоконник ставилась чаша с водой, а к косяку прикреплялся кусок белой ткани или полотенце. Вода и полотенце предназначались душе усопшего, по народным представлениям, находившейся сорок дней после смерти в своем прежнем жилище. Водой душа умывалась, а в полотенце отдыхала. В дни поминовения всех усопших на окна вывешивались полотенца или полотнища холста. Считалось, что по ним в дом на поминальную трапезу входили все приглашенные
хозяевами умершие родственники — «родители». В некоторых русских деревнях во время масленицы на слуховое окно клали первый блин, испеченный хозяйкой, он предназначался для мертвых. В деревнях существовало также обыкновение выносить гроб с телом некрещенного ребенка, умершего от горячки человека или колдуна не через дверь, а через окно. Бытовало поверье о том, что в доме, где часто ссорятся, ангел, оберегающий семью, находится
не в избе, а под окном. Отсюда существование запрета на выливание помоев, выбрасывания мусора через окно. Принято было считать, что милостыня нищему, переданная через окно, угодна Богу, так как скорей дойдет до него. Русские крестьяне также считали, что весть, полученная через окно, должна всегда привести к кардинальным переменам в жизни услышавшего ее человека, и поэтому никогда не переговаривались
через него друг с другом. Кроме того существовало поверье, что события, про- исходящие под окном дома в момент рождения ребенка, увиденные повитухой, определят весь дальнейший ход жизни новорожденного.
Окно закрытого крыльца равное ширине трех обычных окон крестьянской избы. Оконный проем мог оставаться открытым или быть застекленным. В том и другом случае он делился по вертикали на три части. Окно могло быть квадратным, прямоугольным, заоваленным сверху. В избах севера Европейской России каждую из трех частей окна могли сделать круглой или овальной. Иногда закругленной сверху была только средняя часть окна, боковые части оставались прямоугольными. Венециянские окна были известны в северных губерниях России, там, где крыльцо являлось важной архитектурной деталью крестьянской избы. Они были широко известны также в пригородных селах Ярославской, Московской, Тверской, Костромской, Нижегородской, Владимирской губ., в которых вместо крыльца в XIX в. стали строиться террасы. См. окно.
Смотровое и световое отверстие в стене жилого дома и хозяйственных построек, как правило, небольшого размера. В XIX в. такие окна устраивались, обычно, в клетях, чуланах, подвалах, на скотных дворах, их использовали не столько для освещения, сколько для проветривания помещения. В XX в.
волоковые окна стали стеклиться. См. окно.
ОКНО КОСЯЩАТОЕ (ОКНО КРАСНОЕ).
Смотровое и световое отверстие в стене жилого дома, обрамленное массивной колодой из четырех обтесанных брусьев — «косяков». Косящатые окна
были обычно почти квадратными, высотой в два, три, реже четыре венца сруба. В них вставлялась оконница, заполненная слюдой, рыбьим пузырем, брюховицей, стеклом. Окна с косяками были предметом гордости крестьянской семьи. Изба с косящатыми окнами часто упоминается в народных сказках, поэтическом творчестве как знак благополучия, ра- достной, светлой жизни. Особенно заметно это в цикле свадебных песен:
Уж ты светлая моя светлица,Ты столовая новая горница!
Во сыром-то бору светлица была зарублена,На добрых лошадях была вожена,
По тихому Дунаю ты, светлица, была строена,Что да косящатыми окошками во зеленый сад,
Что широкими-то воротами во зеленый луг.
Косящатые окна стали появляться в крестьянских избах, вероятно, в XVIII в., хотя были известны на Руси еще в XIII—XIV вв. См. окно.
То же, что косящатое окно. Слово «красное» в старину было синонимом «красивого».окно ОБРАЗЧАТОЕ. Смотровое и световое отверстие в стене дома, обрамленное массивной колодой со вставленной в нее оконницей, состоящей из мелких четырехугольных ячеек, заполненных слюдой, стеклом.
См. окно, окно косящатое.
ОКНО РЕПЬЯСТОЕ. Смотровое и световое отверстие в стене дома, обрамленное массивной колодой со вставленной в нее оконницей, состоящей из мелких
круглых, напоминающих розетки ячеек, заполненных слюдой, стеклом, брюховицей. См. окно, окно косящатое.
ОКНО СЛУХОВОЕ. Смотровое и световое отверстие на фронтоне избы, использовалось также для проветривания чердака. Окно вырубалось маленьких размеров (высотой в половину венца), квадратным или прямоугольным. Оно закрывалось изнутри дощечкой, двигавшейся в специально вырезанных пазах, или стеклилось в конце XIX—XX в. В северных губерниях Европейской России и в Поволжье слуховое окно обрамлялось росписью с наружной стороны фронтона. См. окно, окно волоковое.
ОКНО СМОТРИЛЬНОЕ. Смотровое и световое отверстие на закрытом крыльце жилого дома, как правило решетчатое. Окна на закрытых крыльцах крестьянских изб встречались на севере Европейской России, в Поволжье. Термин же смотрильное окно был распространен только у русского населения Западной Сибири. См. окно, окно венециянское.
ОКНО СУДНОЕ. Смотровое и световое отверстие жилого дома, расположенное в стене против устья печи. Оно могло быть волоковым ИЛИ обычным окном
с рамой. Свет из окна ПОЗВОЛЯЛ хозяйке увидеть внутреннее пространство печи при ее топке или приготовлении пищи. Такие окна были характерны для русских изб по всей России. Судными они назывались в деревнях северных и среднерусских губерний. См. окно.
ОКОННИЦА. Тонкая рама с переплетами, вставлявшаяся в колоду косящатого окна. В ячейки рамы обычно вставлялись кусочки слюды, рыбий пузырь, брю-
ховица. Ячейки могли быть прямоугольными, ромбическими, квадратными, круглыми, овальными, в виде розеток и т. п. Термин был распространен по всей России.
Окно в русской избе Волоковое окно
Слово «окно» — один из самых древних и распространенных архитектурно-строительных терминов. В русских летописях оно упоминается в XI в.
В качестве материала для окон использовалось стекло, которое до1635 г. привозилось из-за границы. Наиболее распространенным материалом была слюда. Для основной массы крестьянства заполнителем окон были материалы добытые в своем хозяйстве: бычий пузырь, рыбий паюс, тонкие липовые пластинки, холст и лен. Подобные заменители стекла можно было встретить в отдельных селениях еще в конце XIX в.
Непрочность материала и малые формы определили форму оконного проема, так называемого волокового окна.
Волоковое окно прорезалось между двумя горизонтальными рядами бревен, его ширина была в полтора раза больше его высоты. С внутренней стороны окна прикрепляли бруски с желобом для движения волоковой доски. Подобные окна были распространены в избах русского крестьянства до начал XVII в. Однако и во второй половине XIX в. они встречаются в избах на территории Севера, Поволжья, Урала.
Волоковое окно. По М.В. Красовскому
Многие из них имеют уже увеличенные размеры и остекленные рамы. В Поволжье такие окна украшались резными наличниками со ставнями и без них.
Наличники волоковых окон в избах Поволжья
Незначительный свет проникавший в избу через волоковые окна, требовал рационального их расположения. Обычно на фасад выходило три волоковых окна. Одно из боковых окон было расположено на против устья печи, второе напротив стола в красном углу. Центральное было приподнято относительно боковых на один венец, оно предназначалось для освещения основного объема избы.
Шестистенок с волоковыми окнами
Именно центральное окно стали в первую очередь заменять косяшатым или красным окном, проем которого был близок к квадрату.
Красное и волоковые окна
Косящатое окно представляет собой проем в стене, укрепленный двумя боковыми брусьями (косяками). Верху брусья связывались поперечным брусом (притолкой), вниз упирались в бревно сруба.
Другой вид окна – колодчатое, такое окно состояло из четырех связанных между собой брусков.
В жилых помещениях проем окна всегда оставался прямолинейным. Первые попытки обработать поверхность стены у окна заключались в небольшой срезки (затески) части бревен. Это позволяло сократить толщину стены у оконного поема, тем самым расширить угол попадания света в помещение и сильнее выявить окно на фасаде здания.
Заполнение оконного проема стеклом или слюдой вызвало необходимость создание рамочной конструкции. Первоначально рамы были глухими, потом одну часть рамы, по принципу волоковых окон стали делать подвижной, а ко второй половине XIX в. стали повсеместно применять двухстворчатую распашную раму. Применение распашной двухстворчатой рамы дали возможность увеличения оконного проема вверх. Оконный проем приобрел прямоугольную форму. Тяжелые косяки и колоды стали заменять легкими оконными коробками. Места стыка коробки и бревенчатой стены прикрывали накладными досками – наличниками.
Наличники рамных окон крестьянских построек можно разбить на пять групп:
К первой группе относятся наличники с одной верхней доской. Между верхним брусом окна и верхним бревном всегда оставляли пространство — осадочный паз. Для защиты паза от атмосферных осадков его закрывали доской — очельем. Очелье часто украшалось резьбой, чаще всего использовалось плосковыемчатая и сквозная резьба.
Наличник с очельем
Ко второй группе относятся наличники охватывающие оконный проем с четырех сторон. Очелье имело раскрепованный фронтон с прямолинейными или криволинейными элементами.
Наличник с раскрепованным фронтоном
К третьей группе относятся наличники с четким верхним горизонтальным профилем карниза и с высокой подкарнизной доской — фризом. Карниз украшен вертикально поставленными валиками, сухариками, каблучками. Подкарнизная доска обрабатывается в виде филенок различной формы с навесными гирляндами, кистями, плетеными орнаментами. На боковых стенках наличника укреплены двухстворчатые ставни. Нижние концы вертикальных досок завершены капельками.
Наличник классического образца
К четвертой группе относятся наличники с резным орнаментом под карнизом на очелье и нижней подоконной доски. Внизу боковые доски завершаются висящими капельками, очень часто на наличниках установлены филенчатые ставни.
Наличник с рельефной резьбой
Иногда ставни богато декорируют рельефной резьбой, часто ставни играют просто роль декора и просто крепятся к стене дома. Такие наличники характерны для народного зодчества Поволжья второй половины XIX в. Глубокая рельефная резьба, свободные узоры растительного орнамента сменяют здесь сухарики, каблучки и другие элементы классицизма. Очелье наличника украшают сюжетные композиции с изображениями цветов и листьев, винограда, фантастических зверей и птиц.
Наличник с декоративными ставнями
&nnbsp; К пятой группе относятся наличники, композиция и форма которых не соответствует установившейся системой оформления оконных проемов.
Это например наличник овальной формы, или наличники украшенные изображениями рогов барана или быка.
Наличники необычных форм
Большое внимание приволжские плотники уделяли декоративному убранству наличников слуховых окон. Композиции этих наличников бесконечно богаты и разнообразны – от небольшого полукруглого отверстия с веерообразно расходящимися лучами из прямоугольных планок до крупного двух или трех – частного проема с витыми колонками, которые поддерживают резной фронтон.
Наличники слуховых окон
Декоративному оформлению наличников всегда уделялось большое внимание. Окна это глаза дома и выглядеть они должны подобающе. В разных регионах оформление и конструкции наличников были различными. Где – то декор был скуп и лаконичен, где – то наоборот чересчур витиеватый, но те и другие притягиваю взгляд, несут в себе частичку ушедших традиции, былой культуры и времени.
Крыльца
 nbsp;Крыльца крестьянских домов можно условно разделить на пять групп:
Глухие крыльца-прирубы, это площадки и ступени крыльца, размещенные в отдельной глухой рубленной клети, стоявшей на земле у сеней дома. Такие крыльца могли быть одной высоты или иметь несколько уровней: верхнею площадку, лестничный марш, нижнею площадку. Входной сруб, как правило не имел дверей.
Крыльцо на ряже, это открытое крыльцо в основании которого лежит рубленый сруб-ряж, на нем установлены столбы несущие крышу крыльца.
Крыльца на ряже
Крыльцо на одном столбе, это открытое крыльцо, стенки верхней площадки которого забраны тесом. Поддерживающая часть площадки состояла из нескольких обтесанных балок, уложенных в глубокую проушину столба-основы и связанных со стеной дома.
Крыльца на столбах
Крыльца на двух столбах, два столба держат входную площадку и навес.
В крыльца на четырех столбах, два столба поддерживали крышу и верхнею площадку, два других столба поддерживали крышу над нижними площадками.
Низкое крыльцо – это невысока площадка с несколькими ступенями, открытая или закрытая крышей которая опирается на столбы или кронштейны.
Кровля над крыльцом делалась двухскатной с фронтоном над крыльцом или односкатной с уклоном от стены.
Крыльца-балконы, это крыльца, объединенные с выступающими над ними балконами, служившими навесом над входом в дом. Были распространены в двухэтажных домах в сельских домах Карелии и городском деревянном зодчестве.
Крыльцо-балкон, д. Чурилово, Каргапольский район, конец XIX в.
рис. Н. Подобиной
Кровля
По своему типу кровли в народном зодчестве делились на односкатные, двускатные, трехскатные и четырехскатные, по бревенчатой или стропильной конструкции
(подробную информацию о конструкции кровли смотрите в разделе строительные приемы).
Односкатные кровли возводились на небольших хозяйственных постройках: банях, амбарах, пристройках к дому, над балконами, крыльцами и галереями, при устройстве навесов во дворе или у стен избы (прикрой у изб Новгородской области).
Наиболее характерной для жилого зодчества северных поселений является двухскатная тесовая кровля на бревенчатых несущих фронтонах. Врубленные во фронтоны слеги держат верхние концы куриц, сделанные из еловых стволов с часть корневища, имеющего форму крюка. На крюках курицы лежат водотечные желоба – потоки, которые поддерживают два слоя досок.
Курицы в северных селениях
Верхние концы досок прижимаются к коньковой слеге тяжелым бревном – охлупнем. Охлупень крепится к коньковой слеге деревянными стержнями – стамиками. Для лучшей гидроизоляции между двумя слоями досок прокладывается слой берестяной коры – скалы. Концы куриц и охлупня обрабатывались в виде голов птиц и коня, что придавало живописный силуэт всей постройки.
Коньки в северных селениях
Для упрочнения фронтона иногда делают дополнительные поперечные стенки, пространство между ними образуют светелки, которые использовались в летнее время для жилья. На выпусках бревен устраивали балкончики обычно декоративные, они являлись одним из главных элементов украшения дома.
Торцы слег прикрывались резными досками причелинами или подзорами, место их стыка на вершине фронтона прикрывала ветреница. Подзор состоял обычно из двух- трех досок украшенных прорезной резьбой в виде полукругов, треугольников, городкового орнамента и различных отверстий.
Причелина и полотенце
На скате крыши возвышался дымник – деревянный короб для отвода дыма в курных избах. В дымнике для создания тяги проделывали сквозные отверстия, что придавало ему значительную декоративность.
Дымники в северных селениях
1. Маковецкий И.В. Архитектура русского народного жилища: Север и Верхнее Поволжье.- М.: Изд-во АН СССР,1962.-338с.:- ил.
Конструкции окон традиционной русской избы
Особенно большой интерес для архитекторов представляет развитие устройства окон, в результате которого примитивное окно, представляющее собой просто отверстие в стене бревенчатой избы, и служившее для освещение внутренних комнат, а иногда и для вывода дамы из курных изб. Со временем окно русской избы стало «красным», что означает «красивым», оно по прежнему служило для освещения внутренних помещений, но, в то же время, оно было неотъемлемым украшением убранства дома.
В самых первых деревянных строениях древней Руси окна, которые были не чем иным, как световыми или смотровыми проемами, выполнялись весьма небольших размеров. Это делалось с целью сохранения прочности конструкции сруба. Их прорубали в двух смежных бревнах на половину каждого. Такой прием позволял не перерубать бревна стены, а тем самым сохранить монолитность клети.
Окна такого типа называли «волоковыми». Это названия они получили из-за способа их закрытия, так как изнутри они «заволакивались» доской, которая перемещалась по примитивному задвижному механизму, представляющему собой деревянные желобки с пазами. Такой простейший задвижной механизм предотвращал остывание помещения в холодное время года. Зимой, при необходимости освещения комнаты задвижную доску убирали и вставляли в смотровой проем «оконницу» из прозрачного материала (бычьего пузыря, тонких липовых дощечек или рыбьего «паюса», а иногда обычную ледяную пластину примораживали к оконному проему). Когда необходимо было удалить излишек дыма в помещении, задвижку выдвигали. Летом, как правило, оконницы вовсе убирали.
Наиболее дорогим было выполнение оконниц из слюды, хотя этот прозрачный материал делал окна более функциональными по освещению. При устройстве оконницы небольшие кусочки слюды сшивались крученным конским волосом, поэтому выполненную подобным образом оконницу прозвали «шитухой». В особых случаях кусочки слюды скреплялись металлическими полосками, но такое устройство оконниц было чрезвычайно дорогим, поэтому применялось, как правило, в домах зажиточных слоев населения и знати.
В старинных деревянных постройках конструктивно было принято размещать на главном фасаде три волоковых окна. А со временем среднее волоковое окно заменяли на большое «красное». При устройстве такого окна перерубались несколько бревен, что могло значительно ослабить конструкцию сруба, поэтому, чтобы избежать этого, оконные проемы при выполнении «красных» окон укрепляли толстыми косяками. Вследствие этого такие окна в народе получили еще одно название – «косящатые». Сделать в избе окно – в народе называлось «обоконить избу». Под этим выражением понималось: прорубить в стене оконный проем и врубить в него «обоконку», состоявшую из верхнего косяка, или «вершника», и боковых косяков. Нижние брусья косяков упирались в венец сруба. После укрепления оконного проема вставляли раму с бычьими, паюсными или слюдяными оконницами.
Со временем массивные косяки и колоды заменили менее тяжелыми, но весьма надежными оконными коробками. Их стыки с рубленной стеной отделывали накладкой специальных досок, или «наличников», что позволило защитить помещение от проникновения влаги и холода. С использованием этой конструкции окон, их стали делать еще больших размеров, а от волоковых окон в жилых строениях вскоре вовсе отказались. Они сохранились только в хозяйственных помещениях крестьянских изб и в подклетах старых построек.
При строительстве традиционных деревянных изб особое внимание уделялось расположению окон. Их вырубали так, чтобы все функциональные зоны помещения достаточно освещались естественным светом. Большое значение крестьяне придавали в избе «красному» углу, месту в котором располагались иконы. Необходимо было добиться хорошего освещения этой зоны помещения, поэтому окна вырубали в стенах, смежных с ним. Хорошо освещаться должен был и печной угол, так называемый «бабий кут». Так как расположение этих важных зон жилого пространства, как правило, строго определялось традициями народного быта, то и расположение окон в избе было всегда предопределено. Поэтому, соблюдая вековые традиции предков, мастера зачастую не вносили никаких изменений.