28 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Доски от поддонов использование

Как делают поддоны

Деревянный поддон как средство перемещения грузов изобретен давно. Первые стандарты для поддонов появились сразу после Великой отечественной войны и были увязаны с габаритами вагонов, поскольку эти изделия в первую очередь использовались именно при железнодорожных перевозках. Эти стандарты прижились и остаются основными в настоящее время.

Самые популярные на территории России габариты и типоразмеры поддонов 1200×800 и 1200×1000 мм также разработаны на основе европейских железнодорожных стандартов. Масштабы производства этих изделий огромны. Только в США на их изготовление ежегодно расходуется более 14 млн. кубометров древесины.

Помимо этих ключевых стандартов существует множество типоразмеров поддонов, и особенно много появилось их в последние 10 лет. В настоящее время, в первую очередь в США и в меньшей степени в Европе, наблюдается тенденция к созданию специальных поддонов под нужды конкретных предприятий. Их конструкция и размеры зависят от характера, габаритов и массы грузов, для которых поддоны предполагается использовать. Помимо стандартных выпускают поддоны с «ушами» или без «ушей», для бочек – с отверстиями посередине, поддоны, специально разработанные для перевозок химического сырья, поддоны для пивных бочек и др. Американцы выбрали для себя 40. 50 типов поддонов. Из этого числа в России наиболее часто используется лишь 4. 5 типов, хотя и остальные периодически попадают на склады, чаще всего вместе с продуктами, которые американцы привозят в Россию. Российские производители сосредоточились на 5. 10 стандартах, поскольку это позволяет наладить массовый выпуск поддонов.

Конструкция поддона независимо от его габаритов примерно одинаковая. Он состоит из нижних досок – «лыж», кубиков, которые скрепляют поддон и дают возможность вводить в него вилы погрузочной техники (в просторечье их называют бобышками, но более правильное название – шашки), и поперечных досок, на которые крепится настил. Непосредственно на настил укладывают груз. В зависимости от видов поддона доски настила могут различаться по толщине и ширине, по их числу, но в целом конструкция поддона создана таким образом, чтобы или тележка-«рокла», или вилочный погрузчик могли захватить его с любой из четырех сторон.

Приобретают поддоны в зависимости от вида груза и его размеров, т. е. с разной толщиной несущих досок, толщиной настила, высотой и размером кубиков и т. д. Естественно, каждое предприятие покупает оптимальный для него тип поддонов. На изготовление поддонов высокой грузоподъемности и прочности расходуется больше древесины, а потому цена их выше. Иногда по периметру поддонов делают нижнюю обвязку, чтобы придать им дополнительную жесткость.

На современных заводах по производству поддонов во всем мире используются полуавтоматические и автоматические линии. В Европе это обусловлено дороговизной физического труда. Западные предприниматели всегда стараются максимально автоматизировать производство, чтобы снизить физические нагрузки на человека. В России ручной труд пока дешевле, чем на Западе, и потому нередко встречаются производства, где поддоны собирают рабочие и сколачивают их вручную. Качество сборки по этой причине снижается, поскольку рабочие не так точно, как автомат, выдерживают допуски по размерам. К слову, поддоны, собранные на технологических линиях, легко отличить от изготовленных вручную по тому, как в них забиты гвозди: автомат утапливает шляпки гвоздей (по существующим ГОСТам так и надо делать, но сейчас в России многие предприятия нарушают эту технологию), а при забивании молотком шляпка остается заподлицо с поверхностью доски.

Для изготовления поддонов используются специальные гвозди, называемые навивными, или ершонами – что-то среднее между гвоздем и саморезом. Они толще и имеют особую шляпку, а самое главное – насечки, сделанные для того, чтобы гвозди прочней держались в доске. Это важно, поскольку обычно с поддонами на складах обращаются не очень аккуратно, их роняют, толкают, в них часто врезается погрузочная техника. При этом обычные строительные гвозди могут попросту вылезти из доски, и тогда поддон потеряет прочность, надежность, а значит, появится вероятность повреждения груза.

При производстве деревянных поддонов используют четыре способа. Первый – самый простой и самый дешевый. В России его применяют на лесопилках и прочих предприятиях по деревообработке. Из кругляка делают деловой лес и отправляют его по назначению. После этого остается 25. 30% отходов, которые надо как-то утилизировать, и один из самых простых вариантов – сколачивать из них поддоны. Делают это, как правило, молотками буквально «на коленке». Поддоны в итоге получаются недорогие, но низкого качества, поскольку страдает и их профиль, и допуски.

Второй способ – это ручная сборка с использованием пневмоинструмента. В этом случае собирают поддоны также вручную, но используются при этом не обычные, а пневматические молотки, что позволяет ускорить изготовление. Процесс обычно частично автоматизирован, чтобы можно было собирать сразу несколько поддонов. Минусы такой сборки все те же: низкое качество с точки зрения соблюдения размеров. Человек может ошибиться, и в итоге получатся поддоны недостаточно прочные. Как следствие, поддон может рассыпаться, а груз получит повреждения или, что хуже, травмирует оператора погрузчика.

Третий способ в основном применяют в странах Европы. Он предполагает использование полуавтоматических станков. В этом случае автомат забивает гвозди в доски, уложенные в металлическое клише, наполняемое вручную. В зависимости от габаритов производимого поддона используют и разные клише. Полуавтоматы позволяют обеспечить все допуски по габаритам, а ошибки при изготовлении минимальные – раз-два, и поддон готов!

Высшее достижение в технологии производства поддонов – это полностью автоматическая линия. Люди при этом лишь загружают заготовки – доски, брус. Машина сама все это нарезает, поворачивает и сколачивает, а потом складирует, заматывает лентой или пленкой (в зависимости от типа машины) и выкатывает поддоны на погрузку. Наиболее крупная на постсоветском пространстве автоматическая линия производит около 65 тыс. поддонов в месяц. В Европе, по-видимому, современных линий также не много. Среди 18 производств, которые посетили представители одной из отечественных компаний, не было ни одного нового. Однако все предприятия отлично работали.

Исходные полуфабрикаты для поддонов требуют особенно деликатного обращения. Обычно обрезную доску и брус нужного сечения покупают готовыми. Доски приходят в брикетах, собранных так, чтобы между ними оставалось пространство. Непросушенная древесина влажная, и если к таким доскам не будет доступа воздуха, то буквально через неделю они синеют, хотя являются совершенно новыми. Необходимо, чтобы доска сразу же просохла. Для поддонов используются и хвойные, и лиственные породы дерева, однако те и другие очень быстро выцветают. Конечно, древесина не теряет свойств, а потеря цвета не сказывается на прочности доски, однако теряется товарный вид, что может снизить цену готовых изделий. Таким образом, склад готовой продукции должен располагаться под навесом, чтобы на дерево не попадали ни дождь, ни солнечные лучи.

В России производство поддонов регламентируется двумя основными документами: ГОСТ 9078– 84 и ГОСТ 9557–87. ГОСТ 9078– 84 очень общий и описывает всего лишь тот факт, что поддоны существуют и что они могут быть из дерева. В нем нет жестких привязок ни к габаритам, ни к количеству гвоздей, ни к толщине досок, а есть лишь установленные размеры – 1200800 и 12001000 мм и больше ничего. Согласно этому ГОСТу в рамках обозначенных двух габаритов можно делать все что угодно. ГОСТ 9557– 87 более жесткий: практически на 95% он идентичен европейскому стандарту UIC 435-2 по производству европоддонов. Единственное, что отличает поддоны, изготовленные в России, от евростандарта, – это отсутствие клейм EUR и EPAL, потому что мы пока не прошли сертификацию, а все остальное – допуски, припуски, толщина, количество гвоздей, фаски – идентично. В итоге появились так называемые поддоны БК («без клейма») – аналог европоддона, только не сертифицированный.

Для контроля поддонов на них наносят определенные клейма. Если поддон произведен в Европе, то на нем всегда имеются два фиксированных клейма – EUR и EPAL.

Метка EUR означает его «европринадлежность». Другое клеймо – EPAL, говорит о том, что поддон произведен с соблюдением требований Европейской паллетной ассоциации (в паллетном бизнесе это что-то наподобие ИСО 9001), организации, которая проверяет европейские производства, формулирует требования, которым они должны соответствовать. То есть наличие на поддоне такой метки свидетельствует о том, что он собран с соблюдением всех технологий и отвечает определенному стандарту качества, что само производство функционирует по нужному формату, вплоть до требования по наличию специальных зон курения для сотрудников. На территории России нет, к сожалению, ни одного представителя EPAL, но переговоры c ней уже ведутся.

На центральной «бобышке» поддона ставят еще одно клеймо, в просторечье называемое «колосок». Оно говорит о том, что поддон прошел фитосанитарную обработку согласно стандарту ISPM 15. На этом клейме печатают название партии, метод обработки, указывается страна-производитель. На поддоне, выпущенном в Европе, указывают также номер партии и год производства. По этим клеймам, являющимся неотъемлемой частью европоддона, можно узнать, где и когда его собрали. Поскольку клейма часто ставят поддельные, надежный способ определить, откуда тот или иной поддон, пока не найден.

Карантинный пограничный контроль древесины в обязательном порядке подразумевает соответствующую фитосанитарную обработку поддонов, которую проводят тремя способами. Первый способ, не самый популярный, – фумигация, т. е. обработка бромистым метилом: поддон либо древесину, которая используется для его производства, опрыскивают составом, убивающим всех вредителей и бактерии. Недостаток этого метода в том, что древесина после фумигации несколько меняет свойства, на ней остается какое-то количество раствора, что не всегда хорошо. По этой причине некоторые предприятия, особенно по производству или хранению пищевой продукции, вообще не принимают поддоны, прошедшие фумигацию. Производители поддонов постепенно переходят на более прогрессивные карантинные методы.

Читать еще:  Как убрать старый клей с плитки

Существуют еще два способа обеззараживания, их применяют примерно в равных масштабах, в том числе в России: это тепловая обработка и камерная сушка, т. е. достаточно длительное выдерживание поддонов в камере с повышенной температурой, после чего микроорганизмы и вредители погибают. Тепловая обработка не очень популярна, поскольку метод этот дорогой и с его помощью тяжело наладить обработку большого потока пиломатериалов. Кроме того, невозможно обеспечить равномерную температуру в термокамере, а потому продукция сохнет неравномерно.

Наиболее привлекательным на сегодняшний день является метод камерной сушки. В камеру загружают пиломатериал, используемый затем для производства поддонов, и выдерживают нужное время при температуре более 60 °С и соответствующей влажности. Весь процесс автоматизирован, камера оснащена специальной системой, обеспечивающей циркуляцию воздуха. В древесину вворачивают датчики, которые измеряют влажность и температуру, и как только она доходит до требуемой стандартом, процесс завершается.

Все поддоны, на которых продукция уйдет за рубеж, должны пройти фитообработку и иметь на себе соответствующее клеймо. Если же поддон будет использоваться в России, жесткие правила по обработке поддонов не действуют. Российские организации, которые действительно обладают такими технологиями сушки, можно пересчитать по пальцам. Нередко поддельное клеймо ставят недобросовестные компании, чтобы фальсифицировать продукцию. Вообще на отечественном рынке поддонов такая ситуация, к сожалению, встречается нередко. «Правила игры» здесь еще не определены, ведь рынку поддонов всего 10. 12 лет, еще не устоялись нормы контроля, поэтому и появляются подделки. Конечно, и в советское время поддоны у нас делали, но технология изготовления была совершенно другая. Производства были нерентабельными и со временем развалились, лишь в последнее десятилетие стали появляться компании, всерьез взявшиеся за этот бизнес.

Как использовать подержанные поддоны

Мировая практика свидетельствует, что деревянные поддоны чаще всего не выбрасывают после первого или второго использования. Если поддоны хорошо сделаны и аккуратно эксплуатируются, их можно использовать еще несколько лет. В результате рынок поддонов разделился на два смежных высокотиражных сегмента – новых поддонов и поддонов, бывших в употреблении. Существуют компании, которые успешно собирают б/у поддоны, при необходимости ремонтируют их, проводят предпродажную подготовку и реализуют. Покупатели, заинтересованные в такой таре, получают желаемое по сниженной цене.

Теоретически нормативный срок службы поддона поддается измерению, однако он сильно зависит от условий эксплуатации. Если динамические нагрузки на поддон увеличиваются, то он может прослужить, например, полгода. Иное дело, если поддон с грузом ставят на стеллаж, где он спокойно стоит три-четыре года. Дерево может потемнеть от времени, но своих свойств не потеряет. Поэтому правильнее измерять срок службы поддонов логистическими циклами. Хорошо собранный европоддон выдерживает 7. 8 циклов, что соответствует нормативным требованиям европейского стандарта, аналогичного российскому ГОСТу, который советует использовать поддон в течение этого периода, а затем менять. Этот срок увеличивается, если обращаться с поддоном аккуратней.

Как же отличить плохой поддон от хорошего? Это вопрос непростой, поскольку у разных организаций свои требования к изделиям, используемым в их производственном цикле. Самые жесткие требования предъявляют организации, использующие так называемые паллетайзеры – устройства, которые обматывают готовую продукцию на поддонах пленкой или лентой. Они широко распространены, например, на предприятиях по производству напитков в бутылках или банках. Особенность работы этого автомата такова, что он очень чувствителен к допускам и габаритным размерам поддона: если есть отклонение в размерах на 3. 4 мм, то робот начинает давать сбои, что для производства чревато остановкой целой линии.

Поэтому организации, использующие такую технологию, как правило, очень требовательны к качеству поддонов. Если речь идет о новых поддонах, то их производство подразумевает четкое соблюдение размеров. При использовании старых поддонов их размеры необходимо перепроверить. Со временем поддон, изготовленный из древесины, может рассохнуться, а гвозди немного разойтись, из-за чего изменятся его первоначальные размеры.

Действующий стандарт регулирует расстояние между досками настила, их ширину и толщину. Требования к компонентам поддона в ГОСТе вообще прописаны очень четко, вплоть до наличия фасок и т. п. Для изготовления поддонов разработано много разных стандартов. На Западе существуют нормативы для большого числа поддонов разных типов – с «ушами», без «ушей», с отверстиями для бочек посередине. Есть требования, специально разработанные для паллет, используемых при транспортировки химического сырья, и др. Американцы применяют 40. 50 типов поддонов, в России из них оказывается лишь четыре-пять, хотя иногда можно встретить и поддоны других типов: они появляются вместе с продуктами, которые привозят в страну из США. Подавляющая часть предприятий предъявляет менее строгие требования к параметрам поддонов.

Деревянные поддоны при перемещении на складе неизбежно повреждаются в большей или меньшей степени. Если целый поддон не имеет трещин, сломов, сколов, которые снижают его прочность, то его считают вполне пригодным для эксплуатации. Такие дефекты, как сломанные доски, выступающие гвозди, нарушение геометрии, устранять проще всего: надо заменить доски, забить гвозди. Такой простой ремонт проводят, как правило, самостоятельно потребители поддонов на своей территории. Компании, которые покупают и используют поддоны, часто даже создают для этого специальные ремонтные бригады. Однако повреждение более серьезное, требующее распилки гвоздей, замены бобышек или более крупных блоков поддона, устранить поручают специализированным компаниям. Для этого вызывают бригаду ремонтников, которая либо на территории заказчика, либо на своей базе заменит дефектные элементы и приведет поддон в рабочее состояние. Обычно это довольно дорогая операция, и потому иной раз бывает выгодней и проще продать поддоны фирмам, которые смогут починить их и реализовать с выгодой для себя.

Бывает, что организация использует специфические поддоны. Например, компания IКЕА применяет уникальные поддоны нестандартных размеров для мебели. Поддоны эти довольно дорогие, но и они повреждаются в процессе эксплуатации, а потому их приходится ремонтировать.

Каковы же требования, руководствуясь которыми можно решить, подходит бывший в употреблении поддон для дальнейшего использования или нет? Прежде всего в поддоне обязательно должны быть в наличии все девять шашек, на которых держится настил. Если хотя бы одна из них отсутствует, это считается браком и шашка должна быть установлена на место.

Целостность досок, отсутствие трещин, сколов до гвоздя, как уже говорилось, определяют прочность конструкции. Впрочем, трещины есть всегда, ведь поддон сделан из деревянных досок, которые сбивают вместе. Но если они небольшие, обычно это не влияет на надежность изделия. Скол до гвоздя считается уже серьезным дефектом, а поддоны со сколами досок, из которых торчит часть гвоздя, использовать запрещено, поскольку можно повредить продукцию, хранимую на поддонах, или травмировать персонал. Поддон вообще не должен иметь на настильной стороне торчащих гвоздей.

Поддоны группы низкой грузоподъемности ремонтируют в зависимости от состояния. Если поддон еще светлый (темнеет он по естественным причинам – таково свойство древесины), то ремонт его возможен. Если поддоны старые, их попросту утилизируют, и работу эту выполняют специализированные организации. При утилизации в промышленных масштабах применяют специализированные дробилки, в которые поддоны загружают и превращают в щепу либо опилки. После распила древесина перемалывается с помощью маятниковых молотков, а оставшиеся гвозди вылавливают затем из древесной массы магнитным модулем. Щепа затем идет для отопления, в том числе на самом производстве поддонов.

В Европе производятся высокопроизводительные дробилки, разработанные специально для утилизации поддонов. Большинство российских предприятий по-прежнему предпочитают их сжигать. Интересен и другой европейский опыт: во многих странах на паллетном производстве используется станок по роспуску б/у поддонов. Происходит это так: ходит ленточная пила, которая перепиливает гвозди, и получается – доски отдельно и бобышки отдельно. В результате утилизация облегчается.

Многие компании также требуют, чтобы поддон, так сказать, не «зацвел», не начал покрываться плесенью. Такое нередко случается с бывшими в употреблении поддонами, поскольку, во-первых, древесина склонна к гниению, а во-вторых, поддоны часто хранят на улице, где атмосферные осадки понемногу делают свое дело. С плесенью на поддоне кто-то мириться не готов, а кому-то это безразлично – главное, чтобы устраивала цена. Все зависит от конкретных требований каждого предприятия.

Сегодня спрос на деревянные поддоны превышает предложение. Но чтобы продать поддон секонд-хенд, вначале его надо купить. Организациям, чей бизнес связан с реализацией поддонов, весьма полезно оценить объемы их оборота, но сделать это непросто. В мире одновременно работают две схемы, одна из которых позволяет определить оборот, а другая – нет. Рассмотрим такой пример. Пусть некоторый завод производит продукцию в Московской области (стиральный порошок, например). Он ежемесячно закупает определенное количество поддонов, устанавливает на них продукцию, рассылает своим дистрибьюторам или дилерам, откуда она попадает в розничную продажу, причем в самые дальние уголки страны, во всевозможные торговые точки вплоть до рыночных ларьков и сельских магазинов. Очевидно, что производителю нереально организовать четкую схему возврата поддонов от потребителей, которые разбросаны по необъятным просторам России. Поэтому все организации, использующие поддоны, попросту закладывают их стоимость в себестоимость продукции и прощаются с ними навсегда.

Организации второго, третьего уровня, дилеры, дистрибьюторы, розничные точки, реализовав продукцию, как правило, периодически избавляются от скопившихся и ставших ненужными поддонов. Есть множество фирм, куда можно приехать и забрать поддоны бесплатно – «на шашлыки». В Европе тем временем существует более рациональное отношение к поддонам. Несколько десятков лет назад там пришли к мысли, что неплохо было бы наладить какую-то систему, позволяющую контролировать оборот деревянных поддонов. Появились компании, работающие по принципу «паллетного пула», а по сути это прокат поддонов. Идея «паллетного пула» заключается в следующем: производитель берет под залог нужное число поддонов, платит за прокат, грузит на них свою продукцию и отправляет ее по месту назначения. Главное, чтобы там были представители компании – прокатчика поддонов. Получатели продукции по определенному договору должны сдать ее представителям этой компании. Таким образом, поддон приходит обратно в один из офисов «паллетной» организации, а производителю стирального порошка возвращают залог. Схема проста только на бумаге, поскольку процесс транспортировки трудно контролировать, поддоны ломаются. Что делать, например, если производитель отправил продукцию на высококачественных поддонах, а в «паллетную» организацию возвращены поддоны низкого качества, а может, и вовсе иного типа. Система сложная в реализации, но потенциально очень эффективная. В ближайшее время она, возможно, и не станет приоритетной, но будет одной из самых жизнеспособных схем по работе с паллетами.

Читать еще:  Какой полив необходим фикусу основные правила

Пока в России никто не может похвастать готовыми решениями, подобные схемы находятся еще в стадии разработки. Тем не менее потребность в таких услугах назрела, поскольку производители продукции уже не хотят каждый раз переплачивать за покупку нового поддона, который потом отправят в неизвестном направлении.

Чертежи поддонов

Деревянные евро поддоны имеют размеры 800 на 1200 мм, выполнены согласно ГОСТ 9557-87 и полностью соответствуют европейским стандартам. Произведены из древесины лиственных или хвойных пород, (чаще всего сосны).

Чертеж поддона 1000 х 1200 мм:

Расход материала, и условные обозначения на чертеже:

1. Продольная доска — 120х100х22 — 10 ед.
2. Поперечная доска — 1000х100х22 — 3 ед.
3. Шашка — 100х100х80, потребность — 9 ед.
4. Винтовой гвоздь — 90х3,5, потребность — 27 ед.
5. Винтовой гвоздь — 70х3,5, потребность — 27 ед.
6. Гладкий гвоздь — 60х3 , потребность — 24 ед.

Техническое задание по изготовлению щитов для поддонов:

1. Изготовление поддона допускается из любого типа древесины естественной влажности. Рекомендуется использовать обрезные пиломатериалы. Древесина 2 — 3 сорта должна соответствовать ГОСТ 8486-86 либо ГОСТ 2695-83.

2. В древесном материале допускается естественная шероховатость от распилки.

3. На внутренних досках допускается тупой обзол. Область обзола не должна превышать 10 (мм) в толщину и 20 (мм) в длину.

4. По углам поддона изготавливают четыре фаски.

5. Для скрепления досок поддона использую гладкие и винтовые гвозди: три доски настила крепятся к поперечным доскам с помощью винтовых гвоздей 9 х 3.5 (мм), нижние продольные доски крепятся винтовыми гвоздями 7 х 3 (мм). Доски настила к поперечным доскам крепятся гладкими гвоздями 6 х 2.5 (мм).

6. ГОСТ поддона 9078-84.

Чертеж поддона 800 х 1200 мм евро:

Расход материала, и условные обозначения на чертеже:

1. Продольная доска — 1200х145х22 — 4 шт.
2. Продольная доска — 1200х100х22 — 4 шт.
3. Поперечная доска — 800х145х22 — 3 шт.
4. Боковая шашка — 145х100х78, потребность — 6 шт.
5. Центральная шашка — 145х145х78 — 3 шт.
6. Винтовой гвоздь — 70х3, потребность — 27 шт.
7. Винтовой гвоздь — 90х3,5, потребность — 27 шт.
8. Гладкий гвоздь — 60х2,5, потребность — 24 шт.

Техническое задание по изготовлению щитов для поддонов:

Номинальный размер изделия – 800 х 1200 (мм).

1. Влажность древесного материала не должна превышать 24 %.

2. В древесном материале допускается естественная шероховатость от распилки.

3. На внутренних досках допускается тупой обзол. Область обзола не должна превышать 10 (мм) в толщину и 20 (мм) в длину.

4. Для изготовления поддона применяют доски только хвойных пород.

5. Гвозди используемые на шашках 90 х 3.5 (мм) — сверху, 70 х 3.5 (мм) — снизу.

6. Доски верхнего щита прибиваются гладким гвоздем 60 х 2.5 (мм). Гвоздь загибается с обратной стороны доски.

7. Следует обеспечить срез фаски 15 х 15 (мм) под углом 45 градусов.

8. Волокна шашки располагаются параллельно поверхности.

9. ГОСТ поддона 9057-87.

Чертеж облегченного поддона 800 х 1200 мм:

Расход материала, и условные обозначения на чертеже:

1. Продольная доска -1200х100х20 — 8 шт.
2. Поперечная Доска — 800х100х20 — 3 шт.
3. Шашка — 100х100х80, потребность — 9 шт.
4. Винтовой гвоздь — 90х3,5, потребность — 18 шт.
5. Винтовой гвоздь — 70х3, потребность — 18 шт.
6. Гладкий гвоздь — 60х2.5, потребность — 12 шт.

Техническое задание по изготовлению щитов для поддонов:

Номинальный размер изделия – 800 х 1200 (мм).

Фактический размер изделия – 800 х 1200 мм.

1. Изготовление поддона допускается из любого типа древесины естественной влажности. Рекомендуется использовать обрезные пиломатериалы. Древесина 2-3 сорта должна соответствовать ГОСТ 8486-86 либо ГОСТ ГОСТ 2695-83. (ель, сосна, осина, ольха, тополь).

2. В древесном материале допускается естественная шероховатость от распилки.

3. На внутренних досках допускается тупой обзол. Область обзола не должна превышать 10 (мм) в толщину и 20 (мм) в длину.

4. По углам поддона изготавливают четыре фаски.

5. Для скрепления досок поддона использую гладкие и винтовые гвозди: три доски настила крепятся к поперечным доскам с помощью винтовых гвоздей 9 х 3.5 (мм), нижние продольные доски крепятся винтовыми гвоздями 7 х 3 (мм). Доски настила к поперечным доскам крепятся гладкими гвоздями 6 х 2.5 (мм).

6. Для сборки поддона используются винтовые/или/ершённые и гладкие гвозди: поперечные доски и доски настила крепятся к шашкам винтовыми или ершённые гвоздями 90 х 3.5 (мм) сверху, нижние продольные доски — винтовыми/или/ершенные гвоздями 70 х 30 (мм). Доски настила крепятся к поперечным доскам гладкими гвоздями 60 х 2.5 (мм).

Статьи и проекты

В наше время трудно представить предприятие оптовой или розничной торговли, которое в своей работе обходится без поддонов. Любые виды торговли связаны с перемещением товара от производителя к торговой точке или непосредственно к потребителю. Как же сохранить груз при перевозке? Казалось бы, ответ прост — груз нужно правильно уложить, надёжно закрепить и аккуратно довезти. Однако, избежать потерь при транспортировке грузов компаниям удаётся редко – часть товара, как правило, всё равно становится непригодной.

Не допустить потерь помогает стандартизация складских процедур и применение унифицированных поддонов. Аккуратно сложенный на поддон и надежно запечатанный груз – гарантия сохранности товара.

Поддоны (или как их ещё называют «паллеты») – это, во-первых, транспортная многооборотная тара, то есть самостоятельная транспортная единица, предназначенная для перевозки, комплектации, складирования и хранения продукции, во-вторых, одна из разновидностей непосредственно складского оборудования.

Поддоны используются для перевозки тяжелых, либо крупногабаритных грузов. С их помощью довольно легко перемещать товар по территории склада и осуществлять погрузочно-разгрузочные работы.

Виды поддонов

Существует 4 вида поддонов: деревянные, пластиковые, металлические, поддоны из картона. Рассмотрим каждый из видов подробнее.

Деревянные поддоны

При изготовлении деревянных паллетов берётся любая древесина, которая предварительно обрабатывается специальными средствами. Далее проводится термическая и технологическая обработка для того, чтобы уничтожить вредные микроорганизмы. Конструкция таких поддонов не занимает много времени и отличается от других своей дешевизной.

Паллеты из дерева подразделяются по прочности в зависимости от используемых пород деревьев, что очень важно при транспортировке большегрузных товаров. Готовые изделия, прошедшие специальную обработку, по нормам конвенции IPPC маркируются, тем самым подтверждая их санобработку.

Пластиковые поддоны

Пластмассовые паллеты намного легче деревянных. К тому же, поддоны из пластмассы удобнее и практичнее, так как они легко моются и их можно обрабатывать специальными средствами для дезинфекции.

При изготовлении используется смола различных типов, и в результате литья получаются ровные по всем параметрам изделия. Конструкция из пластмасс является самой безопасной при использовании во всех сферах деятельности. Однако, не все готовы покупать на сегодняшний день весьма недешевые конструкции из пластмассы.

Металлические поддоны

Металлические поддоны характеризуются высокой температурой плавления, поэтому используются в помещениях с повышенной температурой. Без сомнения, стальные и алюминиевые поддоны на порядок выше по прочности своих собратьев, поэтому могут транспортировать большегрузные товары.

Такими паллетами реже пользуются при перевозке грузов на длительные расстояния. Зачастую поддоны из металла используют для внутреннего перемещения на производстве.

Поддоны из картона

Поддоны из рифленого картона удобны при транспортировке грузов на длительные расстояния. Хотя у этих паллетов есть существенный недостаток — они влагопроницаемые. Поэтому срок службы и их утилизация выполняется фактически после каждого использования.

Основные стандарты паллет

1. Сертифицированный европаллет (EUR-паллет)

  • Размер. 800×1200×145мм.
  • Маркировка. Фирменное клеймо «EUR» в овале, выжженное на правых несущих ножках поддона. На остальных ножках наносится маркировка, с указанием производителя (FS, PKP, DB и т. п.), а также информация о серии и годе выпуска.
  • Конструкция. Верхняя часть европоддона состоит из пяти досок: широких (145 мм.) и узких (100 мм.). Доски чередуются в следующем порядке: широкая, узкая, широкая, узкая, широкая. Нижнаяя часть паллета состоит из трёх досок (узкая, широкая, узкая) со снятыми фасками. На углах европаллета обязательно наличие фасок.

2. Сертифицированный финпаллет (FIN-паллет, финский паллет)

  • Размер. 1000×1200×145мм.
  • Маркировка. Фирменное клеймо «FIN» в прямоугольнике на правых несущих ножках поддона. На центральных ножках наносится информация, указывающая дату выпуска и код производителя.
  • Конструкция. Верхняя часть финского паллета состоит из 7 досок: широких (120 мм.) и узких (100 мм.). Доски чередуются в следующем порядке: широкая, 2 узких, широкая, 2 узких, широкая. Нижняя часть, как у европаллета, из 3-х досок: узкая, широкая, узкая, со снятыми фасками. На углах финского паллета обязательно наличие фасок.
Читать еще:  Полы по грунту правильные с утеплением

3. Грузовой неодноразовый паллет 800×1200 мм

  • Размер. 800×1200×145 мм, толщина доски 20-22 мм.
  • Маркировка. Фирменное клеймо отсутствует.
  • Конструкция. Аналогична конструкции европаллета.

4. Грузовой неодноразовый паллет 1000×1200 мм

  • Размер. 1000×1200×145 мм, толщина доски 20-22 мм.
  • Маркировка. Фирменное клеймо отсутствует.
  • Конструкция. Аналогична конструкции финпаллета.

Сорта паллет

Если у вас имеется необходимость отправлять производимые товары на границу или же на производстве установлены линии, имеющие жесткие требования к габаритам паллет, то, без сомнения, лучше остановить свой выбор на сертифицированных евро- или финпаллетах. Наличие клейма на каждом поддоне свидетельствует о том, что они изготовлены в соответствии с принятыми в странах Европы ГОСТами.

Как в России, так и за рубежом широко практикуется использование б/у паллет, по своему состоянию они делятся на три сорта.

Высший сорт

  • практически новые, крепкие, белые паллеты;
  • без трещин и сколов;
  • использованы не более трех раз.

Первый сорт

  • крепкие, белые паллеты;
  • без трещин и сколов;
  • не подвергались ремонту.

Второй сорт

  • допускаются небольшие загрязнения и потемнение древесины от времени;
  • допускаются небольшие сколы и трещины (не более 30см в длину и 3см в ширину);
  • часть паллет может быть после ремонта.

Чем отличаются поддоны от европоддонов?

В России производство поддонов регламентируется двумя основными документами: ГОСТ 9078– 84 и ГОСТ 9557–87.

  1. ГОСТ 9078– 84. Очень общий и описывает всего лишь тот факт, что поддоны существуют, и что они могут быть из дерева. В нем нет жёстких привязок ни к габаритам, ни к количеству гвоздей, ни к толщине досок. Есть лишь установленные размеры – 1200х800 и 1200х1000 мм. Согласно этому ГОСТу в рамках, обозначенных в двух габаритах, можно делать все что угодно.
  2. ГОСТ 9557– 87. Более жесткий: практически на 95% он идентичен европейскому стандарту UIC 435-2 по производству европоддонов. Основное отличие поддонов, изготовленных в России, от евростандарта – это отсутствие клейм EUR и EPAL. Клеймы отсутствую, поскольку наша страна пока не прошла сертификацию. Остальные параметры в палетах идентичны — допуски, припуски, толщина, количество гвоздей, фаски. В итоге появились так называемые поддоны БК («без клейма») — аналоги европоддона, только не сертифицированные.

Клейма европоддонов

Для контроля поддонов на них наносят определенные клейма. Если поддон произведен в Европе, то на нём всегда имеются два фиксированных клейма – EUR и EPAL.

Метка EUR означает его «европринадлежность». Другое клеймо – EPAL, говорит о том, что поддон произведен с соблюдением требований Европейской паллетной ассоциации (в паллетном бизнесе это что-то наподобие ISO 9001).

Эта организация проверяет европейские производства, формулирует требования, которым они должны соответствовать. Наличие на поддоне такой метки свидетельствует о том, что он собран с соблюдением всех технологий и отвечает стандартам качества, а само производство функционирует по нужному формату, вплоть до требования по наличию специальных зон курения для сотрудников. На территории России нет, к сожалению, ни одного представителя EPAL, но переговоры ведутся.

Фитосанитарная обработка паллет

На центральной «бобышке» поддона ставят еще одно клеймо, в просторечье называемое «колосок». Оно говорит о том, что поддон прошел фитосанитарную обработку согласно стандарту ISPM 15. На этом клейме печатают название партии, метод обработки, указывается страна-производитель. На поддоне, выпущенном в Европе, указывают также номер партии и год производства.

По этим клеймам, которые являются неотъемлемой частью европоддона, можно узнать, где и когда его собрали. Однако, поскольку клейма часто ставят поддельные, надёжный способ определить, откуда тот или иной поддон, пока не найден.

Карантинный пограничный контроль древесины в обязательном порядке подразумевает соответствующую фитосанитарную обработку поддонов, которую проводят разными способами.

Способы фитосанитарной обработки

  1. Фумигация — обработка бромистым метилом. Поддон, либо древесину, которая используется для его производства, опрыскивают составом, убивающим всех вредителей и бактерии. Недостаток этого метода в том, что древесина после фумигации несколько меняет свойства, на ней остается какое-то количество раствора, что не всегда хорошо. По этой причине некоторые предприятия, особенно по производству или хранению пищевой продукции, вообще не принимают поддоны, прошедшие фумигацию. Производители поддонов постепенно переходят на более прогрессивные карантинные методы.
  2. Тепловая обработка — достаточно длительное выдерживание поддонов в камере с повышенной температурой, после чего микроорганизмы и вредители погибают. Тепловая обработка не очень популярна, поскольку метод этот дорогой, и с его помощью тяжело наладить обработку большого потока пиломатериалов. Кроме того, невозможно обеспечить равномерную температуру в термокамере, а потому продукция сохнет неравномерно.
  3. Камерная сушка. Является наиболее привлекательным на сегодняшний день методом фитосанитарной обработки. В камеру загружают пиломатериал, используемый затем для производства поддонов, выдерживают нужное время при температуре более 60 °С и соответствующей влажности. Весь процесс автоматизирован, камера оснащена специальной системой, обеспечивающей циркуляцию воздуха. В древесину вворачивают датчики, которые измеряют влажность и температуру, и как только она доходит до требуемой стандартом, процесс завершается.

Все поддоны, на которых продукция экспортируется, должны пройти фитообработку и иметь на себе соответствующее клеймо. Если же поддон будет использоваться в России, жесткие правила по обработке поддонов не действуют.

Российские организации, которые действительно обладают такими технологиями сушки, можно пересчитать по пальцам. Нередко, чтобы фальсифицировать продукцию, поддельное клеймо ставят недобросовестные компании.

Что можно сделать из деревянных поддонов? Как и куда использовать доски?

Куда можно применить деревянные доски от поддонов при ремонте квартиры? Как их обработать и сделать из них, например, вагонку? Сколько будет стоить такая работа?

С помощью деревянных поддонов можно полностью облагородить свой дачный участок.

Начать можно из небольшого домика

На участке из поддонов можно довольно быстро соорудить и подсобное помещение или летний домик.

до вполне комфортной кровати

Как их обработать и сделать из них, например, вагонку?

Чтобы из досок поддонов сделать вагонку, понадобится, как минимум, деревообрабатывающий станок со специальными фрезами.

Но из досок вполне можно сделать «вагонку-лесенку»

Очень часто после ремонта или строительства дома остаются деревянные поддоны, которые не стоит выбрасывать, они отлично подойдут для разных поделок.

Из деревянных поддонов можно смастерить красивые вещи, так например, отличным вариантов будет ящики для белья или другими словами бельевая корзина. Для этого стоит обработать поддоны антисептиком, а также вскрыть лаком, в подготовленные поддоны можно поместить мешочки для белья и поставить их в ванной комнате или в кладовке.

Если есть маленький ребенок, из поддонов можно соорудить красивое место для ребенка, например, можно сделать держатель для гамака или небольшой деревянный домик, деревянную палатку.

Если много поддонов, тогда для украшения интерьера комнаты можно сделать диванчики. Для этого стоит придумать дизайн дивана, соединить между собой детали, вырезать нужные поддоны. Чтобы диван был красивым и нарядным используют пенопласт, которым можно обшить тканью.

Диван предварительно можно обработать специальным средством от гниения, покрасить или вскрыть лаком.

Если нет журнального столика, тогда поддон может его легко заменить.

Столик может быть небольшим, а может иметь несколько ящичков для различных вещей. Можно сделать стол для уроков.

Из деревянных паллетов можно сделать красивую и удобную кровать, только стоит не забыть купить матрас, чтобы было удобно и комфортно спать на ней.

Можно сделать кресло, мягкую часть нужно обтянуть поролоном и прочной тканью.

Из поддонов можно сделать лестницу, но перед тем как её мастерить, нужно сделать прочный и надёжный каркас для будущей лестницы, чтобы она прослужила не один год.

Для любителей растений, можно сделать полочки для цветов или для ранней рассады.

Очень красивое решение, это сделать из поддонов садовую мебель, это может быть как барная стойка, так и стулья, кресла, разные лавочки.

Для детей можно соорудить качели.

Красиво будет смотреться, если из досок сделать полочки для обуви.

Из деревянных поддонов можно сделать ящики для овощей и фруктов, полочки для хранения алкогольных напитков, можно сделать шезлонг, стол, кукольный домик. Вариантов много, главное, проявить с вою фантазию.

Что касается цен, то цены на такие поделки разные, многое зависит от объема работы.

Начнём с того, что сделать из поддонов вагонку врядли получится, по крайней мере далеко не все доски получится качественно прострогать превратив их в вагонку попричине их сильной неликвидности.

Такая работа стоит достаточно дорого, да и разобрать поддоны придётся, удалить гвозди, а это не малые затраты, либо труда, либо финансов.

Но доски из поддонов можно использовать в строительстве любых сооружений.

К примеру дачного туалета или душа, беседки, сараев, перекрытия крыш или постройки забора, настилов, ограждения и лавочек, вообщем это обычный материал древесина, просто ограничена в размерах.

А вот из целых поддонов сейчас невероятно модно делать садовую мебль, лавочки, столы и разного рода настилы вроде диванов или тахты.

Не заню откуда такая мода, может из того, что эти поддоны уже настолько широкоприменяемы, что раздобыть их не сложно, но мебель из них для сада просто какая то мания, я уже и у знакомых такую видел.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты