Где и как получить профессию
На какую профессию могут переобучиться уже взрослые люди?
В течение жизни нам приходится менять место жительства, автомобиль, место работы и даже супругов. По сравнению с перечисленным, смена профессии и специальности в жизни россиян происходит гораздо чаще. По данным Росстата еще в 2012 году более 60% россиян так или иначе работали не по первой специальности. В 2014 году 47% работающих граждан сменили свою профессию через несколько лет после окончания обучения в профессиональном учебном заведении. При чём 27% опрошенных граждан считали, что профессию необходимо менять каждые 10 лет.
Причины смены профессии
Периодические опросы показывают, что 60% тех, кто получил второе образование, рады своему решению. Из них 40% смогли встать на ноги за 1 год в новой профессии, другие 30% смогли добиться значимых результатов в новой деятельности за 2 года.
Среди причин смены специальности ведущими являлись внешние:
39% — маленькие зарплаты по первой специальности,
39% — некуда расти дальше, отсутствие профессионального и карьерного роста,
27% — разочаровались в своей первой профессии или испытывали профессиональное выгорание,
По 20% — захотелось все поменять в своей жизни,
5% -по состоянию здоровья.
Немаловажным является причина смена места жительства, когда на новом месте сложился иной рынок труда.
Получить второе образование по новой специальности или по новой профессии?
Необходимо уточнить, что сменить деятельность можно в двух вариантах:
Пройти подготовку по другой специальности внутри своей профессии. Например, врач-педиатр может переобучиться на врача-диетолога и работать в фитнесс-центре или санатории. Тоже самое касается педагогов, которые проходят переподготовку из учителя математики в педагога-психолога или менеджера в сфере образования. Также внутри инженерных специальностей: проектировщик в инженера систем водоснабжения и газоснабжения. Основной причиной получения второго профессионального образования внутри своей группы профессий является необходимость, диктуемая регламентами (Например, для медицинских специалистов — это Приказ № 707н, для других — профессиональные стандарты и т.д.).
Получить второе профессиональное образование по новой профессии. Примером может служить, когда врач переобучился на педагога, или инженер-строитель на программиста, или врач — на бухгалтера.
Из каких профессий чаще всего бегут?
Чаще всего меняют свою профессию молодые педагоги, которые не дорабатывают в педагогической сфере и 5 лет. В свою очередь такая картина свойственна не всем регионам России. Например, в Москве труд педагогов хорошо оплачивается. Подобная ситуация складывается в среде медицинских специалистов, а также тех, кто имеет среднее профессиональное образование.
Чаще всего получать второе образование приходится тем, кто переезжает на новое место жительства. Среди них те, кто переехал из сельской местности в город, а также те, кто переехал из периферии в мегаполисы: Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Самару.
В последнее время усилилась профессиональная миграция из медицины. Чаще всего это специалисты, проработавшие в системе здравоохранения от 15 и более лет. Врачи и средний медицинский персонал меняют не просто свою специальность, а профессию целиком.
Способы получения второго образования
Согласно Конституции РФ и федеральному закону «Об образовании» гражданин может получить профессиональное образование по любой специальности. Тоже самое касается ситуации получения второго профессионального образования. Но здесь играет роль то, каким способом можно получить новую профессию.
Существует 2 основных способа, которые прописаны в законе «Об образовании»:
1 способ: получить второе высшее образование длительностью от 3 лет.
2 способ: пройти курсы профессиональной переподготовки деятельностью от 3 месяцев.
Другими словами, можно получить вторую профессию за 3 года или за 3 месяца. Выбор за гражданином.
Чем отличается второе высшее образование от курсов переподготовки
По сути оба работника могут в равной степени занимать одну и ту же должность и выполнять одинаковый функционал. Единственное различие между ними — это способ получения новой специальности.
Первое различие касается названия выдаваемых документов о профессиональном образовании. При этом оба работника, что с дипломом о втором высшем, что с дипломом о профессиональные переподготовки дают право заниматься деятельностью по профессии. Образец диплома о переподготовке (можно найти внизу страницы).
Время обучения. Для получения второго высшего потребуется несколько лет, а для переподготовки от 3 месяцев до 6 месяцев (в зависимости от учебной программы).
Затраты на обучение. Второе высшее всегда платное, как и профпереподготовка. Но отличаются они по затратности. За диплом о втором высшем придётся выложить от 350 тысяч рублей и более. За диплом о переподготовке — от 45 000 до 120 тыс. рублей.
Объем учебной программы. Главное отличие заключается в количестве академических часов и перечне дисциплин. Для второго высшего предусмотрены общеуниверситетские дисциплины и общепрофильные. Они составляют до 50-70% всего перечня. Например, обязательно — иностранный язык и естествознание. На курсах переподготовки нет этих предметов. Проходя курсы переподготовки, слушатель будет изучать только необходимые для профессии предметы, включающие специальные знания и навыки.
Второе профессиональное образование за 3 месяца
Пройти переподготовку гораздо легче и удобнее для взрослого человека, который обременён семьёй и другими обязанностями. С точки зрения экономии ресурсов, переподготовка за 3 месяца — самый эффективный способ получить вторую профессию. И не только из-за временных ресурсов, но и ряда следующих преимуществ:
Легче найти образовательную организацию с необходимой учебной программой. Например, ВУЗы в основном узкопрофильные. И даже в широкопрофильном бывает не найдешь программу по нужной профессии. А вот программу переподготовки легче найти. Например, в многопрофильной образовательной организации АНО ДПО «СНТА» представлено до 500 направлений подготовки по различным специальностям.
В учреждениях переподготовки можно пройти обучение дистанционно.
Кому и на кого можно переучиться?
Главное требование для освоения программ переподготовки — это наличие любого профессионального образования: высшего или среднего профессионального. Гражданин, у которое уже есть диплом по первой специальности может легко получить диплом о переподготовке по новой специальности.
Для некоторых групп профессий имеются определённые ограничения. Например, нельзя получить медицинскую специальность тем, у кого нет первого медицинского образования. Тоже касается фармацевтов и провизоров. Есть еще несколько групп профессий где имеются подобные ограничения. Но в остальном, пожалуйста. любую профессию за 3 месяца. Подробно о том, на какую специальность можно переобучиться с вашим первым средним профессиональным или высшим образованием, можно узнать у специалистов центров переподготовки. Обратите внимание, что эти центры должны иметь образовательную лицензию, которую можно легко проверить на сайте Рособрнадзора.
Инженер
Все сферы жизнедеятельности современного человека так или иначе связаны с самоотверженной работой представителей одной профессии, значимость и востребованность которой привлекает в ВУЗ миллионы абитуриентов. Мы говорим о профессии инженера, представители которой с легкостью оперируют математическими расчетами, играючи создают чертежи устройств любой сложности (от простой кофемолки до космического корабля), и способны воплотить практически любую идею.
Все сферы жизнедеятельности современного человека так или иначе связаны с самоотверженной работой представителей одной профессии, значимость и востребованность которой привлекает в ВУЗ миллионы абитуриентов, стремящихся приобщиться к армии таких специалистов. Мы говорим о профессии инженера, представители которой с легкостью оперируют математическими расчетами, играючи создают чертежи устройств любой сложности (от простой кофемолки до космического корабля), и способны воплотить практически любую идею.
Сразу отметим, что несмотря на огромнейшее количество дипломированных инженеров, работодатели постоянно находятся в поиске не только квалифицированных, но и толковых специалистов, которые получали образование не по необходимости, а «по велению сердца». А это значит, что выбирать эту профессию стоит тем, кто имеет определенные способности, о которых мы и расскажем в этой статье.
Кто такой инженер?
Инженер – высококвалифицированный специалист с законченным техническим высшим образованием, занимающийся разработкой новых и оптимизацией уже существующих технологий изготовления того или иного продукта массового производства.
Название профессии произошло от латинского ingenium (способность, изобретательность). Первоначально инженерами называли тех, кто создавал и управлял военными машинами. А наиболее известным инженером того времени можно считать Леонардо да Винчи, который подарил миру огромнейшее количество изобретений и перспективных идей. Привычный же нам «гражданский» инженер появился лишь в 16 веке, да и то, только применительно к строителям дорог и мостов.
Примечательно, что, судя по названию, основной задачей инженера является изобретательская деятельность. Однако на самом деле большую часть инженерного труда составляет доработка уже существующих решений, а изобретения занимают лишь малую толику времени (и это в лучшем случае).
Современные инженеры востребованы практически во всех областях экономики: их труд широко используется как при изготовлении продуктов, так и при разработке высокотехнологичного оборудования. Естественно, специалист, который досконально разбирается в специфике, например, возведения многоэтажных зданий, мало что знает об особенностях строительства космических кораблей. Поэтому сегодня существует огромнейшее количество узких специализаций этой профессии, которые напрямую зависят от профессиональных требований и формы труда: инженер-технолог, инженер-проектировщик, инженер-металлург, инженер-конструктор, инженер-электромеханик, инженер-программист и т.д.
Примерный перечень обязанностей инженера сегодня выглядит следующим образом: работы, связанные с научно-технической деятельностью (проектирование, информационное обслуживание, организация производства, технический контроль, метрологическое обеспечение и т.д.), разработка нормативной, методической и технической документации, технико-экономический анализ, исследования и разработка проектов и программ, стандартизация технических средств, процессов, систем, материалов и оборудования, экспертиза технической документации, анализ технических данных, показателей и результатов работы, а также внедрение достижений науки и техники на производстве.
Каким личностными качествами должен обладать инженер?
Работа инженера неразрывно связана с математическими вычислениями и решением технических задач. Поэтому такой специалист обязательно должен иметь математические способности, склонность к технике и аналитический склад мышления. Кроме того, хороший инженер обладает такими личностными качествами, как:
- ответственность;
- пространственное воображение;
- усидчивость;
- аккуратность;
- дотошность;
- креативность;
- инициативность;
- целеустремленность;
- задатки изобретателя.
Помимо личностных качеств толковый инженер досконально разбирается в принципах работы, конструктивных особенностях и технических характеристиках материалов и технических средств, знает основы экономики, управления и организации труда, свободно владеет современными средствами коммуникации, связи и вычислительной техники, активно интересуется последними достижениями науки и техники.
Преимущества профессии инженера
Согласно статистическим данным треть всех квалифицированных специалистов являются инженерами. При этом, несмотря на огромное количество уже работающих инженеров, современный рынок труда постоянно испытывает дефицит таких специалистов. Поэтому несложно догадаться, что основным преимуществом профессии инженера можно считать востребованность, а значит и гарантированное трудоустройство.
К немаловажным преимуществам этой профессии также можно отнести возможность реализовать свои новаторские идеи, имея «под рукой» не только подручные материалы и примитивные «гаражные» устройства, а самое высокотехнологичное оборудование, позволяющее производить точные расчеты, тщательные исследования и тестирование экспериментального продукта.
Ну и самое главное, квалифицированные инженеры нужны абсолютно на всех предприятиях, поэтому выпускники, получившие высшее техническое образование, имеют возможность выбирать наиболее близкое «к душе» направление работы: будь то разработка новых программных продуктов или строительство «умных» домов. При этом, если инженер может работать где угодно и кем угодно, то инженером работать кто угодно не может.
Недостатки профессии инженера
Основной недостаток профессии инженера заключается в монотонности и кропотливости работы. Поэтому сами инженеры порой говорят, что легче лопатой в цеху махать, чем корпеть над технической документацией. Кроме того, инженерам приходится постоянно повышать свою квалификацию, и тщательно отслеживать последние достижения науки и техники.
Еще одним недостатком этой профессии можно смело считать трудности при обучении. Будущему инженеру придется изучать такие важные и сложные предметы как инженерное черчение, сопромат, математический анализ и огромное количество дисциплин узкоспециальной направленности.
Однако эти недостатки можно смело считать «мелочью» по сравнению с низкой зарплатой, которую получают инженеры на государственных предприятиях. Особенно это касается молодых специалистов, только «вчера» окончивших соответствующий ВУЗ. Именно поэтому многие молодые инженеры не работают по своей специальности.
Дизайнер
Человеку свойственно окружать себя не только удобными, но и красивыми вещами. Естественно, сами по себе такие вещи не появляются, поскольку даже если человек и знает как должна выглядеть та или иная вещь, он даже понятия не имеет как воплотить свое видение в жизнь и сделать так, чтобы творение было не только красивым, но и функциональным. И вот тут на помощь приходит дизайнер – профессионал, который точно знает как гармонично совместить красоту, полезность и удобство.
Человеку свойственно окружать себя не только удобными, но и красивыми вещами, способными отображать внутренний мир своего хозяина и дарящими ощущение комфорта и уюта. Естественно, сами по себе такие вещи не появляются, поскольку даже если человек и знает как должна выглядеть та или иная вещь, он даже понятия не имеет как воплотить свое видение в жизнь и сделать так, чтобы творение было не только красивым, но и функциональным. И вот тут на помощь приходит дизайнер – профессионал, который точно знает как гармонично совместить красоту, полезность и удобство.
Другими словами, дизайнер воплощает наши фантазии, диктует модные направления, делает нашу жизнь красивее и комфортнее. Практически каждая вещь, которой мы сегодня пользуемся (независимо от того одежда это, канцелярские принадлежности, машины или предметы интерьера), является результатом работы, в первую очередь, дизайнера, и только потом производителя. Поэтому неудивительно, что профессия дизайнера сегодня считается одной из наиболее востребованных и высокооплачиваемых специальностей, а получить ее мечтают тысячи вчерашних школьников.
Так кто же он, дизайнер? Какие «подводные камни» ожидают на профессиональном пути молодых специалистов-дизайнеров? Где можно получить эту профессию и всем ли она подходит? На все эти, а также на множество других вопросов, мы постараемся ответить в рамках данной статьи.
Кто такой дизайнер?
Дизайнер – специалист, отвечающий за художественное проектирование и конструирование предметов, вещей и элементов окружающей обстановки. Основной задачей любого дизайнера является создание красивой и одновременно с этим комфортной среды обитания.
Название профессии дизайнера произошло от английского слова design (проект, замысел, рисунок), которое объединило всех специалистов, так или иначе связанных с улучшением среды обитания человека. История появления профессии уходит корнями в древние времена, когда человечество впервые осознало значимость удобства и эргономики бытовых предметов и орудий труда. Однако в современном виде профессия сформировалась только в 19 веке, когда появилась необходимость в многочисленном тиражировании изделий, а значит и в разработке опытных образцов, проектов, чертежей, моделей и т.д.
На сегодняшний день профессия дизайнера включает в себя около десятка узких специализаций: ландшафтный дизайнер, веб-дизайнер, дизайнер одежды, интерьера, мебели т.д. Примечательно, что «универсального» дизайнера не существует, так как каждый профессионал досконально владеет навыками только одной (максимум двух) специализаций. Объясняется это очень просто – каждое направление дизайна имеет огромное количество своих особенностей, знание которых и предопределяет уровень профессионализма, а значит и качества работы. Соответственно, настоящий профессионал чисто физически не может овладеть знаниями всех направлений дизайна одновременно.
Конечно же, обязанности дизайнера во многом определяются направлением дизайна. Тем не менее, независимо от специализации в обязанности дизайнера входит: разработка концепта внешнего вида и подбор материалов для изготовления изделий, разработка технической документации (чертежи, эскизы, схемы, рабочие проекты, макеты и т.д.), оценка значимости и конкурентоспособности проектируемых изделий, изучение технических возможностей изготовления изделий, контроль за реализацией проекта и оказание консультативной помощи.
Каким личностными качествами должен обладать дизайнер?
Дизайнер – это, прежде всего, творческая профессия, поэтому такого специалиста невозможно представить без наличия творческих способностей и тонкого художественного вкуса. Также обязательным считается наличие у дизайнера таких личностных качеств, как:
- богатое воображение;
- развитое наглядно-образное мышление;
- точный пространственный глазомер;
- превосходное чувство стиля;
- усидчивость;
- коммуникабельность;
- самокритичность;
- аккуратность;
- стрессоустойчивость;
- креативность;
- наблюдательность.
Ну а поскольку дизайнер немного относится и к техническим специальностям, профессиональный дизайнер только выиграет, если будет обладать такими качествами, как аналитический склад мышления, предрасположенность к освоению последних новинок техники и способность создавать не только внешне привлекательные, функциональные и эргономичные, но и экономически выгодные изделия.
Преимущества профессии дизайнера
Если Вы спросите у любого дизайнера, в чем заключаются преимущества его профессии, то в ответ обязательно услышите пространственный рассказ о том, что эта работа позволяет проявить свои творческие способности и получать эстетическое удовольствие от полученного результата. Безусловно, большая доля истины в этом есть. Но данный фактор является не единственным преимуществом профессии дизайнера. Ведь современный дизайнер, это:
- возможность работать как в офисе, так и дома, на даче, на природе, на отдыхе – в общем везде, где можно воспользоваться собственным компьютером с необходимым набором программ;
- востребованность – человечество всегда будет стремиться к улучшению уровня своей жизни и окружающей обстановки, а значит потребность в дизайнерах будет постоянно расти;
- высокий уровень оплаты – даже начинающий дизайнер в России в среднем может рассчитывать на зарплату в пределах 30-40 тысяч рублей, и чем больший уровень профессионализма дизайнера, тем на больший размер оплаты он может претендовать.
Несомненным преимуществом профессии дизайнера также можно считать «право на ошибку». Дизайнер относится к тем немногим профессиям, где ошибки не имеют катастрофических последствий, и их всегда можно исправить.
Недостатки профессии дизайнера
Не сложно догадаться, что профессия дизайнера имеет не только преимущества, но и недостатки. И основным недостатком своей профессии практически все дизайнеры называют ограничение полета творческой фантазии рамками желаний заказчика. Кроме того, иногда дизайнерам приходится воплощать проекты, которые они же сами иначе как безвкусными назвать не могут. Но таково желание клиента, который платит, поэтому приходится «наступать на горло» собственному эстетическому вкусу и создавать изделия, согласно требованиям заказчика.
Несмотря на то, что со стороны работа дизайнера кажется легкой, интересной и разнообразной, на самом деле она очень сложная, кропотливая и даже нудная. Временами случаются творческие кризисы, что мгновенно сказывается на финансовом благополучии специалиста. Случаются и такие периоды, когда приходится работать в авральном режиме, и тогда приходится забывать о том, что у нормальных людей имеются выходные и праздничные дни.
Ну и самое главное, порой мало просто воплотить фантазии заказчика. Нужно еще и убедить его, что дизайнер сделал именно то, что хотел клиент. А это намного сложнее, чем реализовать даже самый смелый проект.
Как резко сменить профессию после 30 лет
2 октября 2017 в 10:00
Кардинально поменять сферу деятельности сложно без существенных изменений в жизни. В большинстве случаев второе высшее образование будет платным, учебу придется совмещать с работой, а найти новое место без опыта будет гораздо сложнее, чем двигаться по проторенной карьерной траектории. Четверо москвичей рассказали The Village, как они потратили много лет, много миллионов рублей и много часов в разговорах с родными, чтобы получить вторую профессию и новую жизнь.
Евгений Батлер, 36 лет
Юрист
По первому образованию я юрист. Специализация — гражданское право. Я окончил вуз в 2003 году, некоторое время работал в системе арбитражных судов, сейчас — в лизинговой компании. 11 лет назад защитил кандидатскую по юриспруденции, писал статьи, преподавал гражданское право в вузах. Мне была интересна эта специальность. Она приносила и приносит определенный доход. Но в какой-то момент понял: все изменить можно либо сейчас, либо никогда. Я начал готовиться к поступлению в медицинский университет. Сказать, почему наступил переломный момент, я не могу: наверное, просто звезды сошлись.
Моя семья и близкие сказали: «Дерзай». Некоторые знакомые говорили, вот, Евгений побалуется немного и бросит обучение в медицинском. Со стороны было много взглядов, не то чтобы неодобрительных, но непонимающих. Как же так? Отличная карьера: ученая степень, преподавание в университете, практика…
Со стороны было много взглядов, не то чтобы неодобрительных, но непонимающих. Как же так? И ученая степень, и преподавательская деятельность, и карьера, и практика
Стоматолог
Стать стоматологом было моей детской мечтой. Но после школы мне не удалось поступить в медицинский. Раньше почему-то считалось, что поступить туда просто так невозможно, поэтому уже в 16 лет я разуверился и решил идти на гуманитарное направление.
Мысли о стоматологии не отпускали меня. Я всегда трепетно относился к людям, которые занимаются медициной. Еще в школьные годы в библиотеке засматривался на книги по медицине. А когда начал готовиться к вступительным экзаменам в медицинский вуз, купил учебники и три месяца штудировал химию, биологию, русский язык и информатику. В итоге я сдал экзамены и прошел в три медицинских вуза. Выбрал стоматологический факультет Первого медицинского университета имени Сеченова, там было вечернее отделение, а для меня это было важно. Я начал учебу 1 сентября 2011 года.
Совмещать с работой было сложно, потому что учеба в медицинском вузе не сравнится с гуманитарным образованием. Каждый предмет как бы цепляется за другой: невозможно изучать гистологию, не зная анатомии. Учиться было тяжело, но поскольку у меня даже мысли не было сворачивать в другую сторону, все удалось. Я старался подстраиваться под расписание в университете. Надо отдать должное моим руководителям: они с понимаем отнеслись к моей мечте и делали все, чтобы мне было комфортно и учиться, и работать.
Я застал разумные цены на обучение. Образование стоило мне порядка 150 тысяч рублей в год. Помимо этого, нужно было покупать достаточно дорогие учебники. Но никуда не денешься: хочешь грызть гранит науки — вкладывайся. На Западе это считается абсолютно нормальным.
Я учусь шесть лет, сейчас начался второй год ординатуры. По-прежнему работаю юрисконсультом. Кроме того, работаю стоматологом общей практики в частной клинике и прохожу обучение на базе государственной поликлиники как врач-ординатор отделения хирургической стоматологии. Конечно, я понимаю, что долго на двух стульях не усидишь, да и это никому не нужно. В будущем я вижу себя врачом-стоматологом. Но и в юриспруденции хотелось бы развиваться: ко мне уже обращаются врачи и пациенты с юридическими вопросами в медицине. Думаю, это интересное направление. Сейчас все разговоры о несерьезности моих планов уже давно в прошлом.
Общение с пациентами сильно отличается от консультаций клиентов по правовым вопросам. В новой профессии совершенно другой уровень проблем. Порой мне эмоционально непросто. Недавно ко мне пришла девочка лет шести, ей нужно было удалить молочный зуб. Я говорю: «Насть, скажи, пожалуйста, что бы ты попросила у зубной феи в качестве вознаграждения за твой зубик?» Она ответила, что хочет, чтобы мама поскорее выздоровела.
Я бы хотел посоветовать тем людям, которые оказались в моей ситуации (думаю, что таких много), не отказываться от своей мечты. Потому что если мечта настоящая, то можно приложить все усилия, не искать оправданий и причин, почему нельзя это сделать, а просто делать.
Цифра возраста
Олег Андреевич, все эксперты единодушны — учиться надо в течение всей жизни. Со школьниками и студентами все ясно, а кто, как и где будет учить людей зрелого возраста? И главное, чему им надо учиться?
Олег Подольский: В цифровой экономике увереннее всего чувствует себя молодежь от 12 до 25 лет. Тем, кто старше, кому сегодня 50, 40 и даже 30 лет, необходимо помнить о постоянном саморазвитии, задуматься о дополнительном профессиональном обучении, чтобы в любом возрасте оставаться востребованным. Скажем, ты обычный учитель физики. Получи новые знания по методике проектной работы в инженерных классах. Полиграфист или редактор может изучить программы дизайна или разработки цифровых медиапродуктов. Психолог — освоить дистанционное консультирование, а юрист — расширить практику права в отношении роботов или последствий использования искусственного интеллекта в управлении беспилотными автомобилями.
У людей 45-50 лет и старше — спад тех самых компетенций, которые определяют эффективное использование современных технологий, сервисов и инструментов цифровой экономики. Таких, например, как уверенная, безопасная работа в интернете, использование различных мобильных приложений в работе и быту, онлайн-покупки. Этим людям прежде всего надо повышать цифровую грамотность. Немаловажную роль играют и внутренняя мотивация, готовность к изменениям, желание учиться и пробовать себя в новом деле.
Со следующего года в пилотных регионах будет выделено для таких активных взрослых 5 тысяч персональных цифровых сертификатов, оплаченных государством. По сертификату с предполагаемой стоимостью от 10 до 13 тысяч рублей в очно-заочной форме можно будет пройти образовательные курсы, обучиться и развить новую компетенцию за две-три недели, месяц. Пилотные регионы определят по конкурсу.
Что делать тем, кто не живет в пилотных регионах и не попадет в число обладателей сертификатов?
Олег Подольский: К июню 2020 года в России должен заработать общедоступный открытый онлайн-сервис по развитию цифровой грамотности. Мы ожидаем, что к 2024 году там смогут учиться до десяти миллионов россиян. Учеба будет бесплатной. В регионах открыты бесплатные курсы компьютерной грамотности.
Но, повторю, это не главное. Надо сказать себе: «Я хочу меняться. Если я хочу достичь чего-то нового, я должен учиться тому, чего никогда не делал раньше».
Как же этого добиться?
Олег Подольский: В отдаленных городах и селах, там, где недостаточно рабочих мест, нет высокотехнологичных предприятий, ситуация, конечно, сложнее, но и тут можно найти выход. Допустим, человек кормит себя огородом и, собирая лесные ягоды, например бруснику, получает за сезон 40-50 тысяч рублей. Но ведь можно заработать больше, если использовать онлайн-возможности. Взять компьютер, попросить внука создать страничку в интернете о продаже полезных, полных витаминов ягод. Это может занять несколько часов. Потом можно использовать бизнес-модель фримиум (Freemium). Ее особенность в том, что сначала вы предлагаете что-то бесплатно и понемногу, а потом, заполучив счастливых клиентов, уже предлагаете купить полную услугу или товар.
У внука 25 друзей, которые заходят на сайт, смотрят на эти вкусняшки, а потом получают первую порцию бесплатно. Они рассказывают об этом еще такому же количеству друзей и отсылают ссылку на сайт. Для доставки вы можете пригласить давно незанятого соседа, создавая попутно рабочие места. Дальше вы можете уже не только продавать ягоды и варенье, но и сушеные ягоды, компоты, и все это с помощью сайта. Это самый простой пример. Вариантов множество — рукоделие, творчество во всем многообразии, различные услуги. Важно на первом этапе проанализировать, что вы сами хотите делать, оценить свои возможности и предложить то, на что есть спрос.
А если я всю жизнь продавала проездные билеты в киоске, какие у меня перспективы в цифровой экономике?
Олег Подольский: У вас есть ценные навыки общения, умение работать в стрессовой ситуации и базовые математические знания. Тут два пути. Вы можете оказывать дополнительные услуги, взяв на себя, например, функции оператора кол-центра, работать с компьютером. Или, используя свои умения читать, быстро считать, действовать по алгоритму, к примеру, продавать туры. Если раньше благом считалась работа на одном месте в течение всей жизни, то сейчас уже 5-6 разных мест — норма. Важно не бояться менять работу, меняться, развиваться и двигаться дальше.
Где взрослых уже сегодня научат компьютерной грамотности:
Кызыл, Национальная библиотека им. Пушкина
Волгодонск, Центр социального обслуживания «Милосердие»
Москва, Центр профессионального развития «Ломоносовец»
Иваново, Комплексный центр социального обслуживания населения
Здесь можно найти работу, бесплатные обучающие курсы для тех, кому 40+ http://baba-deda.ru/, http://www.ypensioner.ru/, https://www.pc-pensioneru.ru/
Михаил Эскиндаров, ректор Финансового университета при правительстве России:
— Хотите быть с хорошей работой через пять лет? Идите на экономику, бухгалтерский учет. Бухгалтер никуда не делся и еще много лет будет востребован.
Национальная программа «Цифровая экономика» рассчитана на 2017-2024 годы. Одна из главных задач — повышение цифровой грамотности населения. Предполагается, что в России к 2024 году вузы станут выпускать ежегодно 120 тысяч специалистов по информационно-компьютерным технологиям, 800 тысяч выпускников колледжей, техникумов и вузов будут знать информационные технологии на среднемировом уровне, а 40 процентов населения страны научатся самым необходимым цифровым навыкам.
Фримиум — бизнес-модель, особенность которой — наличие бесплатной небольшой версии продукта и полной платной версии. Этой бизнес-моделью часто пользуются компании, предлагающие компьютерные игры, программы для управления небольшими проектами, когда, например, 10, 20 или даже 50 сотрудников находятся в удаленном доступе и надо координировать их работу. Востребована эта бизнес-модель у интернет-сервисов бухгалтерского сопровождения, когда минимальные услуги предлагаются бесплатно, а полный комплект — уже за деньги.