Митрополит Иларион Алфеев впервые совершил старообрядческую Литургию
«Мы не ставим старообрядцев в один ряд с инославными»
Митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную Литургию по древнерусскому чину в московском храме Покрова Пресвятой Богородицы
Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».
24. Понять и простить
Прошло время, страсти утихли, новых комментариев нет. На публикацию отреагировал один старообрядческий сайт. Что же имеем в итоге? Как с той /РПСЦ/, так и с другой /РПЦ/ стороны есть люди, которые, похоже, живут с девизом “чем хуже, тем лучше”. Решился Митрополит, обратил внимание на старый обряд, на староверов, обрушились с критикой и те, и эти. Пусть русский народ живет в этом трехвековом раздоре! Они любые шаги на пути уврачевания раны обхают. Пусть рана кровоточит, похоже, им это нравится. Похоже, кровоточение их питает. Слава Богу, есть здравомыслящие люди и на той стороне, и на этой :). Это и архиереи, и священник, и миряне. Они делают шаги навстречу друг-другу, они готовы понять друг-друга, они готовы просить прощения и простить. Слава Богу!
23. Re: «Мы не ставим старообрядцев в один ряд с инославными»
«Мы не ставим старообрядцев в один ряд с инославными», — зато «древлеправославные» ещё как ставят! Чин отречения от «никонианской ереси» отменять не собираются. Наших святых — Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского и др.- за святых не считают. Сколько можно за тенью гоняться! За всем этим «древним благочестием» вековая гордыня и только!
22. Если какой-нибудь собор «православных» экуменистов и содомитов
снимет анафемы со всех еретиков, вы тоже примете его решения? Не исключаю, что после такого разбойничьего «всеправославного» собора найдутся и патриархи, которые «снимут клятвы» с раскольников. Только им (раскольникам и еретикам) от этого не полегчает. Мало ли что удумают и примут извращенцы всякого рода и племени.
21. Ответ на 20., С.Ю.:
Да идите вы нафиг. Все, действительно, давным-давно известно. Самый древний обряд — это тот, который содержит Святая Церковь, а не сектантские безблагодатные сборища. Вне Церкви и благодати никакого истинного обряда быть не может. Обряд хранится благодатью, а не гордыней сектантов. Ясно?! Вопросы?
20. Для Яблокова и К
Очень печально видеть такое воинствующее невежество в наше столь информационно насыщенное время, вы ничтоже сумняшеся повторяете чужой многократно дублируемый бред про старый русский обряд, пришедший к нам с крещением Руси в 10 веке, советую почитать текст диспута убиенного иерея Даниила Сысоева со старообрядцами, там на все заблуждения новообрядцев, нашему новомученику Даниилу был дан, старообрядческими начетниками, грамотный богословски выверенный ответ. Имейте свое мнение, не пейте из козлиного копытца, надеюсь помните чем дело закончилось. Спаси Христос!
19. Ответ на 18., савл:
Собор отнюдь не обладает непогрешимостью, тем более под патронажем митрополита Никодима Ротова. А то, что раскольники, как до собора были вне Церкви, так и после собора остались вне ее — исторический факт. А лжете вы про Сергия Радонежского. Так как никому неизвестно как он крестился, так как на Руси крестились по-разному. Тем более кто там что рисовал. Даже смешно )) Однако десница святителя Иоанна Златоуста в Филофеевском монастыре Афона и десница преподобного Спиридона Просфорника в Киево-Печерской лавре сложены троеперстием.
18. Ответ на 12., М.Яблоков:
Ну вот, я и лгун уже 🙂 Посмотрим еще раз. Откроем «Деяние Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года об отмене клятвы на старые обряды и на придерживающихся их». «Мы, составляющие Поместный Собор Русской Православной Церкви, равносильный по своему достоинству и значению Московскому Собору 1656 года и Большому Московскому Собору 1667 года, рассмотрев вопрос о наложенных этими Соборами клятвах с богословской, литургической, канонической и исторической сторон, торжественно определяем во славу Всесвятого Имени Господа нашего Иисуса Христа: Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23(10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными. как и новые обряды, и равночестными им. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23(10) апреля 1929 года об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и, в особенности, к двуперстию, где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекались. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23(10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православноверующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие. Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви любовию объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру. Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви свидетельствует, что спасительному значению обрядов не противоречит многообразие их внешнего выражения, которое всегда было присуще древней неразделенной Христовой Церкви и которое не являлось в ней камнем преткновения и источником разделения. Всесвятая и Живоначальная Троица — Отец, Сын и Святый Дух — да утвердит православное единомыслие употребляющих равноспасительные новые и старые обряды, и да пребывает среди всех нас любовь Христа Господа, Который умер за всех нас, дабы мы примирились с Богом и, примирившись, спаслись (Рим. 5: 8, 10). Да Приведет Господь расстоящаяся паки воедино, и в любви друг ко другу да исповедуем и славим едиными устами и единым сердцем Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную. Троице-Сергиева Лавра, 2 июня 1971 года от Рождества Христова В чем же я солгал? А, господин Яблоков? Мало того! Я нашел «Послание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей Старообрядцам» от 13/26 октября, 2000 г. «мы взываем к преследованным: “Простите, братья и сестры наши, прегрешения, причиненные вам ненавистью. Не считайте нас сообщниками в грехах наших предшественников, не возлагайте горечь на нас за невоздержные деяния их. Хотя мы потомки гонителей ваших, но неповинны в причиненных вам бедствиях. Простите обиды, чтобы и мы были свободны от упрека, тяготеющего над ними. Мы кланяемся вам в ноги и препоручаем себя вашим молитвам. Простите оскорбивших вас безрассудным насилием, ибо нашими устами они раскаялись в содеянном вам и испрашивают прощения”. » Мы со скорбью признаем, что великое гонение нашей Церкви в прошедшие десятилетия отчасти может быть и Божиим наказанием за преследование чад Старого Обряда нашими предшественниками.» Как последние слова сходятся с известным высказыванием Александра Исаевича, что не было бы раскола 17 века, не было бы и 17 года.
17. Re: «Мы не ставим старообрядцев в один ряд с инославными»
Красиво м.е. придумал и решил 🙂 вот так взял и расписал на форуме, кто отправится в ад. Гордыня — она такая, да-а.
Митрополит Иларион (Алфеев) впервые совершил старообрядческую Литургию
В субботу Светлой седмицы 18/5 апреля в одном из храмов Русской Православной Церкви (РПЦ), придерживающихся древнерусского богослужебного чина (такие приходы называют старообрядными или, как в XIX – нач. ХХ века, единоверческими), состоялась архиерейская служба. Божественную Литургию по старому обряду в московской церкви Покрова Пресвятыя Богородицы в Рубцове совершил глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП), председатель Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев).
Митрополиту сослужили 6 священников: клирики храма Покрова в Рубцове отец настоятель — архимандрит Дионисий (Шишигин), протоиерей Иоанн Миролюбов и иерей Андрей Фастов, настоятель Михаило-Архангельского монастыря в городе Юрьеве-Польском игумен Афанасий (Селичев), настоятель старообрядного храма свт. Николы на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров), а также настоятель храма Воскресения Словущего в Даниловской слободе, член Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством ОВЦС протоиерей Игорь Якимчук, принимавший участие в недавних переговорах с делегацией РПСЦ по вопросу изучения канонического достоинства белокриницкой иерархии. Диаконское служение совершал иеродиакон Николай (Оно) из храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке (отец Николай — японец, продолжатель династии священнослужителей). За Литургией также молился клирик Михайло-Архангельского единоверческого храма иерей Евгений Саранча.
Следует отметить, что это было уже не первое богослужение по старому чину, совершенное митрополитом Иларионом. Несколькими неделями раньше, 25/12 февраля, он служил краткий молебен и совершил хиротесии двух свещеносцев и четырех чтецов для общины покровско-рубцовского храма. Однако Божественную Литургию по древнему чину служить ему прежде не доводилось. Молящиеся отметили пошитые по древним образцам элементы облачения святителя: скуфью с восьмиконечным крестом, полумантию и нарядную лестовку. К сожалению, из-за нехватки времени не удалось к службе изготовить архиерейский головной убор и жезл в древнерусском стиле, поэтому митр. Иларион использовал традиционные для современного епископата МП посох со змеями и новогреческую митру. Интересно, что проблема дораскольной аутентичности облачений и церковной утвари характерна также для нынешнего богослужения поповских старообрядческих согласий. И в Русской Православной старообрядческой Церкви, и в Русской Древлеправославной Церкви архиереи нередко употребляют митры, саккосы, панагии и рясы новообрядческого образца. На этот факт обратил внимание один из недавних соборов РДЦ, постановивший начать работу по приведению священнических облачений и церковной утвари к дораскольному знаменателю (XVII в.).
Как пишут наблюдатели богослужения в рубцовском храме, в остальном было отмечено следование общей эстетике службы по древнему чину. Митрополит Иларион и благословлял, и осенял себя исключительно двоеперстным крестным знамением. И он, и иеродиакон Николай, и сослужившие священники из числа новообрядцев большое внимание уделяли таким нюансам, как дораскольные нормы произнесения Имени Спасителя Исуса, ударения в словах «во веки веком» и в подобных ситуациях, когда их «на автомате» тянет произнести аналогичный богослужебный текст в привычной послениконовской редакции.
Для общины храма Покрова в Рубцове архиерейские службы по-прежнему большая редкость, несмотря на то, что у действующего при храме Центра древнерусской богослужебной традиции имеется статус Патриаршего. В прежние годы несколько раз в храме служил епископ Южноамериканский и Каракасский Иоанн (Берзиньш), викарий Первоиерарха Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) по окормлению единоверцев. Вообще в целом в единоверческих (старообрядных) приходах Московской Патриархии архиерейские службы проходят достаточно редко, поскольку в структуре Русской Православной Церкви единоверческие храмы подчинены местному священноначалию (эта временная схема управления была принята из-за репрессий в отношении единоверческих викарных иерархов в 1937 году и с тех пор не пересматривалась). Каждая архиерейская служба становится для старообрядной паствы РПЦ событием — особенно значима и памятна для единоверцев служба в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти святителя Макария, Митрополита Московского 12 января 2013 года — первая после Раскола XVII века Литургия в одном из кремлевских соборов.
Относительной регулярностью архиерейских служб может «похвастаться» крупнейший и наиболее обустроенный единоверческий приход в Михайловской Слободе — митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий посещает его не реже 1-2 раз в год, а потому именно опыт михаило-архангельских священников был наиболее ценен для подготовки службы владыки Илариона. Однако при совершении Литургии в рубцовском храме учитывались и наработки игумена Кирилла с Берсеневки, где также время от времени бывают архиерейские службы.
Часы и Литургия субботы завершили период Светлой седмицы, когда чинопоследования служб существенно отличаются от обычных и логически продолжают, а во многом и повторяют праздничную службу Святой Пасхи. Стихеры празднику в наонной поморской традиции пел хор под управлением головщика Даниила Григорьева. После исходных поклонов и отпуста состоялся крестный ход вокруг храма. На службе молились как постоянные прихожане храма Покрова в Рубцове, так и члены других единоверческих общин, и гости из обычных приходов РПЦ.
Следует отметить, что у российских старообрядных приходов РПЦ МП до сих пор нет своего старообрядного епископа, хотя этот вопрос не раз обсуждался в единоверческой среде в последние 10 лет. До революции 1917 года Синод отказывал единоверцам в своем епископе из опасения создания параллельной старообрядческой иерархии. В тот период единоверческими считались порядка 600 приходов синодальной церкви, которые представляли собой реальную силу. После февральской революции Поместный собор синодальной церкви 1917-1918 годов наконец разрешил хиротонии единоверческих епископов в разряде викариев. Наибольшую известность среди таковых приобрел епископ Уфимский Симон (Шлеев). Однако в ходе большевистского террора 1920-1930 годов все единоверческие епископы (включая т. н. катакомбных ответвлений) были уничтожены.
С конца 90-х годов ХХ века возможность поставления своего епископа для старообрядных приходов РПЦ МП вновь стала актуальной. Однако пока этот вопрос не может найти своего решения, в том числе и по причине того, что непонятен алгоритм взаимодействия такого епископа с местными архиереями, обладающими всей полнотой власти в епархиях РПЦ. Аналитики подчеркивают, что подобная проблема может быть решена путем переподчинения старообрядных приходов непосредственно Патриархии, придания им ставропигального статуса. Однако, как известно, старообрядные приходы РПЦ сегодня весьма разнородны и имеют существенные различия не только в Богослужебной практике, но приходских обычаях и устройстве.
Автор фото — А. Дебабов (благочиние Богоявленского округа г.Москвы).
Понравился материал?
Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!
o_apankratov
Зряще из Нова — града
И Свет во тьме светится, и тьма Его не объят (Ин., зач. 1).
В канун памяти Аввакума: они о себе
Небольшой довесочек к вчерашней новости о служении митр. Илариона (Алфеева) по старому обряду.
Вообще-то фото, что выше, можно было бы поставить и без комментариев (уж больно выразительное:)) . Но есть ещё впечатления приславшего этот снимок небезызвестного (в том числе на этих страницах:)) берсеневского настоятеля. Короче, чтыи да разумеет(с):
Игумен Кирилл (Сахаров). Вторая старообрядная Литургия митрополита Илариона (Алфеева)
Честно говоря, я немного растерялся, когда поступило приглашение принять участие в архиерейской Литургии в церкви Покрова в Рубцово, при которой располагается Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции. В воскресный день, на который приходилась память святого апостола Андрея Первозванного. В этом году уже во второй раз митрополит Волоколамский Иларион, Председатель Отдела внешних церковных связей, намеревался здесь служить. Когда я участвовал в совершении Литургии митрополитом в первый раз, мне, помимо, конечно, главного, было это важно вот еще почему. Не так давно в Успенском соборе Московского кремля служил по старому чину митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Меня тогда там не было. Было передано, что один из главных организаторов и участников сказал, что если будет участвовать игумен Кирилл, то у него испортится настроение. Чувствовать себя изгоем всегда неуютно. Вот почему приглашение на Литургию в Рубцово стало для меня своеобразной реабилитацией. Надо сказать, что и в отношениях с митрополитом Иларионом не все у меня было безоблачным. Когда я однажды попытался послужить по старому чину в одном из его храмов, то на мое прошение была наложена пространная отрицательная резолюция, в которой, в частности, говорилось: «Пусть служит в своем храме, а если ему нечем заняться, то Священноначалие позаботится об этом». От одного из приближенных к митрополиту как-то услышал: «Владыка у нас еще не старый, но каждый раз, когда он читает очередную статью игумена Кирилла, то хватается за сердце». Мне всегда было неловко, когда я доставлял кому-то огорчение. В этом плане я весь в мать – она тоже не находила себе места, когда кто-то на нее обижался.
Причиной моей растерянности после получения приглашения на Литургию было еще и то, что я, как и многие православные в России, в большом напряге в связи с приближением т.н. Всеправославного Собора, в подготовке которого ОВЦС, возглавляемый митрополитом Иларионом, играет ключевую роль. Я, однако, сознавал, что нахожусь в системе, и что мое отсутствие будет воспринято напряженно. В воскресенье рано утром (в половине шестого) у себя на приходе начали читать полунощницу и последование ко Святому причащению. Полунощницу – потому что в церкви Покрова в Рубцово ее не читают.
Неожиданно. Казалось бы, все просто – назначить чтеца и пусть читает параллельно совершению священником проскомидии. По старому обряду священник после совершения входных молитв и облачения, стоя у престола, вычитывает особые приготовительные молитвы. Т.к. входных молитв еще не было, и служащие не были облачены, возник вопрос, когда же их читать? Пришлось это делать без предварительного совершения входных молитв на часах, сразу после облачения.
Встреча архиерея была назначена на 9.30 (на Рогожском в это время служба уже в самом разгаре). Часы были прочитаны до приезда владыки (исключая то, что в новообрядной практике называется «изобразительные» и читается только в Великий пост – «Лик Небесный…» и пр.). Чтение часов до приезда архиерея – обычная практика в новообрядных храмах последних десятилетий (я застал еще, когда их читали в присутствии Патриарха Пимена). Приезд митрополита задержался еще на полчаса (неудивительно, учитывая его колоссальную занятость). Возникшую паузу заполнил просмотром воспоминаний о недавно скончавшемся старейшем московском клирике прот. Герасиме Иванове – почетном попечителе нашего храма. Батюшка был из безпоповцев. Долгое время он служил в Богоявленском Елоховском соборе. До конца жизни крестился двуперстно (сам Патриарх ему благословил в соборе креститься двуперстно).
Участвовали в службе 8 священнослужителей, среди которых был один архимандрит, один игумен, один священноинок. Остальные – «белые» священники. Как и в прошлый раз, был только один диакон – о. Никола, японец по национальности. Когда я узнал, что он даже иеродиакон, то подумал: «Наверное, в будущем он будет архиереем в Японии. Здесь, в Стране восходящего солнца, он будет вводить в православных храмах старый обряд и т.п.». Нужно сказать, что в целом он служил неплохо. В 10.00 появился митрополит Иларион – небольшого роста, с юным интеллигентным лицом, худощавый. Подумалось: «Легко обладателю такой комплекции, в отличие от меня, обремененного «трудовым мозолем» — заметно выступающим животом (из-за этого возникают нагрузки, от которых начинают болеть ноги)».
Впервые облачение архиерея проходило на середине храма. При этом хор читком пропевал соответствующие песнопения. Диакон-же, почему-то их еще и дублировал, произнося вслух (как это принято в новообрядческой практике). Накладка. Дай Бог, чтобы эти вещи были учтены на будущее. Я всегда говорю своим: «Нужно делать акценты не на том, что произошло, а на выводах из произошедшего». Особо примечательна в архиерейском облачении была митра – с большой белой опушкой, чеканкой икон на медных медальонах, высоким восьмиконечным крестом.
Антифоны на Литургии не пелись, а читались, видимо, с целью сократить время и силы. Читались также блаженны и тропари на них (кроме ирмоса). На Трисвятом архиерей кроме знакомого «Господи, Господи призри с небесе…» еще возглашал: «Буди рука Твоя на мужа, десница Твоя на сына человека, его же укрепил еси Себе». При втором, со словами: «Господи Боже сил, обрати ны, просвети лице Твое: и спасени будем». При третьем: «Троице Пресвятая: Отче и Сыне и Святый Душе, призри с небесе святаго Своего и благослови вся». Очень хорошо прочитал апостол известный головщик Глеб Печенкин. На втором апостоле священнослужители, сидевшие справа и слева от архиерея на горнем месте, поменялись местами, причем каждый при этом припадал к архиерею, лобызая его палицу и десницу. Интересно, какая символика заключается в этом перемещении? Когда диакон выносил Евангелие для чтения на амвоне, произошла заминка – свещеносец стал обходить аналой со свещой посолонь, а диакон привычно — против солнца. Обратил внимание, что на великом входе все сослужащее архиерею духовенство после слов «Всех вас да помянет Господь Бог…» осеняло народ крестами (кажется, у старообрядцев так не делается). Митрополит служил спокойно, размерено, без лишней помпезности и напускной важности. Прост в служении и в общении. Заметил, что стоило ему оторваться от чиновника, как он сбивался на новообрядный текст. Так, например, было с молитвой перед причащением «Верую Господи и исповедую…» Духовенство же, приветствуя друг друга в то время как хор речитативом пел Символ Веры, делало это кто во что горазд. Дело в том, что до сих пор нет одного, безусловно авторитетного, варианта архиерейского чиновника, где были бы прописаны все нюансы действий, как самого архиерея, так и сослужащих ему священников, диаконов и прочих. В конце 33 псалма владыка прочитал молитву на освящение нового иконостаса, после чего окропил его святой водой (у старообрядцев не практикуется чтение специальных молитв на освящение икон). Народу на сей раз был полный храм. Многие мужчины были в кафтанах (у нас на приходе таких только единицы). За всю службу митрополит не сделал практически ни одного замечания. Молча выслушивал все подсказки. У меня на приходе за службу не менее 10 замечаний: за громкие разговоры за свечным ящиком, перешептывания, хождения, сидение в неположенное время, поклоны в неположенное время или когда их совершают невпопад и т.д. с неизменными поклонами за подобные замечания после службы.
На трапезе в непринуждённой обстановке владыка общался с духовенством и гостями. В слове, сказанном им, запомнилось, что «Служение по старому чину нас вдохновляет» и, как всегда, восхищение древним пением. Нередко я с досадой наблюдал за междусобойчиками в условном президиуме праздничных трапез. Не так было здесь. Ряду участников трапезы было предложено сказать слово. Я в своем выступлении предложил практиковать за трапезами пение духовных стихов. Это предложение было одобрено и архимандрит Иринарх, настоятель единоверческой церкви в с. Михайловская слобода запел известный духовный стих про Генисаретское озеро. Заключительные слова каждого куплета дружно подхватывали сотрапезники (кажется я, «приняв на грудь» пару рюмок белого вина, пел громче всех) . Хотелось озвучить еще некоторые предложения, но я сдержался: по опыту знаю, что особенно при общении с «сильными мира сего» лучше не доделать, чем переделать. Внес одно предложение — успокойся, помня слова: «Опрометчиво, не рассчитав сил, устремившись достигнуть лучшего, потеряешь то хорошее, что имеешь сейчас».
Митрополит Иларион (Алфеев) снова продвигает идею «целомудренного» растления подростков в школах
Растление детей – тема ужасная. Родители содрогаются при одной мысли об этом! Это печальная и пугающая реальность нашего времени, чреватая пагубными последствиями для детей. Тем более является пугающим, когда растление детей предлагается из уст одного из высших иерархов Русской Православной Церкви.
1 декабря 2018 года в эфире программы «Церковь и мир» на канале «Россия-24» (ВГТРК) глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) заявил, что уроки сексуального просвещения в школах были бы полезны при условии деликатного преподавания такого предмета:
«Я думаю, детям нужно что-то рассказывать, не только о сексе, но и о тех опасностях, которые сопряжены с ранней сексуальной жизнью, с неразборчивостью в связях, в том числе с опасностью заразиться СПИДом, венерическими заболеваниями. Дети должны об этом знать. Весь вопрос в том, кто и как будет об этом рассказывать», – сказал он.
Митрополит отметил, что начинать преподавание этого предмета нужно не с младшего школьного возраста, а «когда появляются первые риски», и рассказывать об этой тематике должны «люди, которые умеют говорить об этом целомудренно, которые не будут превращать эти уроки в развращение детей» (https://www.interfax.ru/russia/640343).
Напомним, что год назад глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеева) уже предлагал растление малолетних под вывеской «секспросвета». 11 ноября 2017 года митрополит Иларион в эфире той же программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24» заявил, что Русская Православная Церковь не выступает принципиально против уроков полового воспитания, но работа с подростками должна вестись «целомудренно» :
«Наверное, многие наши телезрители православные ожидают от меня, что я скажу, что Церковь категорически против уроков полового воспитания. Я не могу так сказать, потому что все зависит от того, как они ведутся, кем они ведутся, – заявил митрополит Иларион. – Если эти уроки, как, к сожалению, это часто бывает, превращаются в развращение школьников и молодых людей, то да, конечно, Церковь будет выступать против таких уроков. Но в то же время ситуация, когда дети не знают элементарных вещей, касающихся так называемой сексуальной безопасности, – неправильная», – отметил высокопреосвященнейший владыка. По его мнению определенная воспитательная и профилактическая работа должна вестись, чтобы подростки «соблюдали меры предосторожности, которые позволят им не заразиться СПИДом или какой-либо венерической болезнью». По словам митрополита Илариона, работа с подростками в этом направлении должна «осуществляться целомудренно». Он подчеркнул важность родительского внимания к этому вопросу. «Родители в нужный момент должны рассказать детям, как на свет появляются дети. Во многих семьях избегают таких разговоров или делают это с опозданием, когда ребенок уже все узнал от других», – отметил митрополит Иларион (Алфеев). (https://www.interfax.ru/russia/587010)
Ежегодно навязываемое митрополитом Иларионом (Алфеевым) с экрана телевизора «целомудренное секспросвещение» малолетних и подростков – этой какой-то новый неведомый доселе циничный оксюморóн! Впрочем, схожий циничный оксюморон «бомбардировка в гуманитарных целях» использовался для оправдания уничтожения мирных жителей Югославии, Ливии, Афганистана, Ирака и Сирии военной авиацией США и стран NATO.
Владыка Иларион своим высказыванием о допустимости в наших школах уроков полового воспитания совершил самую настоящую нравственную диверсию и тем самым приоткрыл еще одно окно Овертона: постепенное снятие нравственных запретов, десакрализация табуированных тем, разрушение чувства стыда, высмеивание понятия целомудрия, т.е. манипуляция ценностными структурами, касающимися детского и юношеского становления и представлениями о нормативах нравственного поведения в обществе. Цель этого – уничтожение в детях целомудрия и низведение таинства любви до простого животного инстинкта, что в дальнейшем блокирует нормальное воспроизводство населения в рамках семьи.
Это растлевающее воздействие на подростков еще более действенно, потому как школьный учитель, являясь взрослым человеком и авторитетом для учащихся, призванным сообщать детям ценностные ориентиры, таким образом разрушает уже имеющиеся у детей понятия о морали и нравственности. И дети будут воспринимать информацию о их «половом воспитании» как социальную норму, тем более услышанную ими от преподавателя.
Отметим, что новая либеральная тоталитарная идеология «христианской» Европы, проникающая к сожалению и в нашу страну, стремительно тянет европейское население в ад: в европейской школьной программе обязательными становятся «уроки секспросвета» («полового воспитания»). Половое просвещение с начальных классов – это не только ещё один вариант развращения детей, но и серьёзный удар по детской психике. Не так давно около десяти подростков-шестиклассников были госпитализированы в ходе такого вот урока обязательного «секспросвещения» в Германии, остальные оказались в предобморочном состоянии: детская психика просто не в состоянии выдержать наглядное изучение всех сторон половой жизни человека. Принуждение детей к занятиям мастурбацией с младых ногтей является очень серьёзной диверсией против человеческой расы. Растление детей в «христианской» Европе приводит к замедлению и остановке взросления каждой конкретной жертвы и общества в целом. Например, в Германии уроки сексуального воспитания обязательны для всех школьников. Дети в Германии в начальной школе обязаны не только изучать азы секспросвета на уроках, но и принуждаются выполнять домашние задания по этому предмету. Например, девятилетние школьники в кёльнской школе обязаны сдать экзамен на «оргазм». Кроме того, специальными распоряжениями Министерства образования в земле Северный Рейн-Вестфалия родители принуждаются к совместному выполнению с детьми домашних заданий по секспросвету.
С «христианской» Европы» на нас стремительно надвигается волна откровенной пропаганды любого греха и порока. Опорная база этой либерально-фашистской диктатуры уже создана на Западе, и ее ускоренными темпами планируют навязать всему человечеству. Обществу навязывается либеральная идея о негуманности самого понятия «грех», ибо понятие греха вступает в резкое противоречие с базовой либеральной ценностью – идеей «прав человека», на которой зиждется вся европейская антихристианская идеология. Если понятие греха, а вместе с ним и Бога, будет в «христианской» Европе окончательно предано забвению, то тем самым открывается широкий путь не только к оправданию «нетрадиционных сексуальных отношений», усыновлению гомосексуалистами детей, но и к допустимости педофилии, инцеста, скотоложества и прочих «прав европейского человека», посягательство на которые приравняется будущими либеральными еврокомиссарами-правозащитниками к фашизму и человеконенавистничеству. А начиналось всё с уроков секспросвещения в школах.
Вот такое будущее и для российских школьников предлагает митрополит Иларион (Алфеев), как бы он не оговаривал, что секспросвет, а по своей сути просто растление детей, в наших школах будет проводиться «целомудренно».
Если т.н. «христианская» Европа тянет свое население в евросодом и в ад, то России не по пути с подобными либеральными «европейскими ценностями», за которыми скрывается разрушение всего строя человеческих отношений, как они были задуманы Господом Богом.
Россия в настоящее время стала надеждой мира в борьбе против нового богоборческого либерально-содомского тоталитаризма. Наша страна призвана встать на защиту традиционных общечеловеческих ценностей, поскольку многие люди на земном шаре видят в России единственную силу, сохранившую духовный потенциал и способную противостоять сатанинскому проекту уничтожения человеческого рода как такового. Пришло время патриотам всех стран сформировать вокруг России интернационал тех, кто не отказывается от своей человеческой сущности, кто любит свою семью и не желает превращать своих детей в материал для сексэкспериментов со стороны европейских общечеловеков. Ведь речь идет об угрозе уничтожения самих основ человеческой цивилизации вследствие утверждения антицивилизации нелюдей, опорная база которой уже создана на Западе и которую ускоренными темпами представители европейского либерального фашизма планируют навязать всему человечеству.
Неужели, ежегодно настойчиво внушая нашему обществу растление малолетних под вывеской «целомудренного секспросвета», владыка Иларион забыл грозное предупреждение Христово: « а кто соблазнит одного из малых сих , верующих в Меня , тому лучше было бы , если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили в глубине морской» (Мф. 18,6)?
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду
24 июля 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Преображения Господня) на Большой Ордынке.
За богослужением были вознесены молитвы о чествуемом в тот день настоятеле храма митрополите Волоколамском Иларионе (Алфееве) в связи с 50-летием со дня его рождения.
Богослужение это было не обычным и очень уж напоминало как литургическую практику обновленцев начала ХХ века, так и современную практику католиков при совершении мессы: престол да еще и семисвечник были вынесены на середину храма (в алтаре остался другой, «настоящий» престол!), а амвон перед Царскими вратами был превращен в горнее место, на котором восседал Патриарх Кирилл задом к иконостасу, алтарю и «настоящему» престолу.
На амвоне никогда не сидят. Даже архиереи. У амвона есть глубокая символика, из-за которой даже патриархи за богослужением на амвоне только стоят. Амвон – это место воскресения Христова, с него читают Евангелие, с него архиерей совершает свое благовестие – проповедь. Сидеть на амвоне – это не только сидеть на Евангелии, это подпирать мягкое место своими собственными проповедями. Сидят на кафедре. Кафедра всегда находится в центре храма и на Горнем месте. Но из-за того, что престол вынесли в центр храма, теперь и амвон стал Горним местом. А это ломает всю традиционную символику литургии.
Подобное модернистское служение литургии не только искажает мистическое значение иконостаса как духовно-материальной границы между пространством алтаря (местом Божественного присутствия) и храма (местом собрания народа Божьего), но и является вопиющим литургическим бесчинством. Именно католики служат мессу без иконостаса. Алтаря по сути у них уже нет.
Если религиозное сознание православных верующих привыкло окружать особым благоговением то место, где совершается величайшее из таинств – святая Евхаристия, то реформаторы-обновленцы 1920-х гг. требовали открыть алтарь и даже перенести престол из алтаря на середину храма, чтобы действия священника были видны молящимся. Именно так и совершал богослужения, в частности, епископ Антонин (Грановский) в Заиконоспасском монастыре, выдвинув престол из алтаря на солею. На «соборе» Союза «Церковное возрождение» Антонин говорил:
«Народ также требует, чтобы он мог созерцать, видеть то, что делает священник в алтаре во время богослужения. Народу хочется не только слышать голос, но и видеть действия священника. Союз “Церковное возрождение” дает ему требуемое» (Труды первого Всероссийского съезда или Собора Союза «Церковное возрождение». М., 1925, с. 25).
Антонин (Грановский) рассказывал, как он предлагал в 1924 году верующим похлопотать у власти открытие одного храма, но с условием: принять русский язык и открыть алтарь. Верующие обратились за советом к Патриарху Тихону. Святейший Тихон ответил: пусть лучше церковь провалится, а на этих условиях не берите.
Антонин говорил по поводу высказывания Патриарха Тихона: «Посмотрите на сектантов всех толков. Никто не устраивает в своих молельнях скворечников. Все католичество, вся реформация держит алтари отгороженными, но открытыми. Вот эти два наших приобретения: русский язык и открытый алтарь представляют два наших разительных отличия от старого церковного уклада. Они так претят Тихону, то есть поповству, что он рад, чтобы такие церкви провалились».
В 1922 г. другой обновленческий деятель о. И. Егоров также самочинно реформировал традиционное богослужение аналогично епископу Антонину: перешел на русский язык и перенес престол из алтаря на середину храма.
Неообновленцы конца 1990-х гг. разделяли мнение своих духовных предшественников начала ХХ века. Так, например, священник А.Борисов в своей книге «Побелевшие нивы» писал:
«Когда-то, в 20-е годы, смелый реформатор епископ Антонин Грановский пытался ввести служение литургии с престолом, поставленным посередине храма, с чтением вслух всем народом евхаристических молитв. Тогда это вызвало насмешки церковных снобов. Но может быть, это не так уж и смешно? Быть может, пройдет какое-то время, и наши потомки будут недоумевать, как могло случиться, что. миллионы христиан на много веков были отгорожены иконостасом. Очевидно настало время подумать о том, не будет ли служение литургии, подобное возобновленному епископом Антонином, способствовать более полному и сознательному участию всех находящихся в храме в Евхаристии» (с. 175–176).
Интересно – как можно одновременно качать головой и говорить «ах, душка святитель Тихон, ах, бяки обновленцы» – и делать то же самое, что обновленцы и топтаться ногами по распоряжениям и заветам святителя Тихона? Это уже даже не лицемерие, это циничный плевок в него…
Таким образом, возмутительное служение Патриархом литургии на вынесенном на середину храма престоле повторяет практику обновленцев начала ХХ века и приближает литургию к католической практике служения мессы. Подобный литургический произвол является, по нашему мнению, бесчинным и непростительным поведением, даже если такую литургию возглавлял и сам Патриарх. Создается впечатление, что учителем у устроителей подобного богослужения является не святитель Тихон, а его заклятый оппонент – обновленческий епископ Антонин Грановский.
И самое ужасное – что это не просто «рядовое богослужение в рядовом храме». Это установка для епархий о том, что надо вот так служить теперь и впредь.
В публикации использованы материалы статей Н.Каверина и блога «Православный японского обряда».