14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Политические взгляды никколо макиавелли

Никколо Макиавелли (1469 – 1527)

Никколо Макиавелли – видный итальянский политический деятель, историк, военный теоретик и философ, основоположник «учения политического реализма».

Макиавелли родился во Флоренции. С 1498 по 1512 гг. был на государственной службе в должности секретаря второй канцелярии Флорентийской республики. В этот период Макиавелли приобрел опыт и знание политических институтов, человеческих нравов, что нашло отражение в его сочинениях.

Важнейшими проблемами философии Макиавелли были причины возвышения и гибели государств, условия создания сильного государства, роли правителя в нем, влияние личности на ход исторических событий, мотивы человеческих поступков. Основные сочинения Макиавелли «Государь», «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», «Диалог о военном искусстве».

Теория государства Макиавелли

Макиавелли одним из первых философов эпохи Возрождения отверг теократическую концепцию государства, согласно которой государство зависит от церкви как высшей власти на Земле. Он полагал, что политические системы рождаются, достигают величия и могущества, а затем приходят в упадок, разлагаются и гибнут, т.е. не зависят от божественного предопределения. Государство и природу царящих в нем законов, считает Макиавелли, необходимо понимать, опираясь на разум и опыт.

Макиавелли утверждает, что социально-правовые взгляды, гражданские добродетели людей, может воспитать только государство, а не церковь. Напротив, церковь расшатала устои государственной власти, пытаясь соединить в своих руках духовную и светскую власть, ослабила в людях стремление служить государству. Государство же – это высшее проявление человеческого духа; в служении ему Макиавелли видит цель и счастье человеческой жизни.

Лучшей формой государства Макиавелли считает республику, однако ее установление возможно лишь при определенных конкретно-исторических условиях. Критически оценивая политическое положение своей страны, характер граждан, совершенно лишенных гражданских добродетелей, Макиавелли приходит к выводу о невозможности объединения Италии под единой республиканской властью. Он убеждён, что итальянская действительность требует установления единовластия и создания сильного независимого национального государства.

В трактате «Государь» Макиавелли рассматривает способы создания сильного государства. Он полагает, что для достижения этой цели можно использовать любые средства, в том числе насилие, убийство, обман, предательство. Таким образом, Макиавелли принадлежит обоснование принципа: цель оправдывает средства, согласно которому используемые политиком средства оправдываются теми целями, которые он ставит перед собой.

Утверждению сильного государства Макиавелли приносит в жертву мораль и благо отдельной личности. Нравственные принципы применимы только к частной жизни людей, но не к политике. Государственный интерес превыше всего. Макиавелли писал, что всегда, когда приходиться обсуждать вопрос, от которого единственно зависит спасение государства, не следует останавливаться ни перед какими соображениями справедливости или несправедливости, человечности или жестокости, славы или позора. Впоследствии появился термин «макиавеллизм», обозначающий политику, которая пренебрегает законами морали и при достижении политических целей использует антигуманные средства.

При таком видении государства особая роль в нем принадлежит правителю.

Учение о политической власти и качествах, которыми должен обладать правитель

Власть правителя в понимании Макиавелли отличается неограниченным характером. Основой же правления и права является сила, которая разрушает все то, что противоречит государственным интересам (идеал сильной власти). Именно поэтому правитель в своей деятельности может игнорировать законы морали.

Также государь должен учитывать злую природу человека. Философ считает, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм и материальный интерес. Люди, по Макиавелли, «неблагодарны, непостоянны притворщики, бегут от опасностей, алчны» и скорее забудут смерть отца, чем лишение имущества.

Макиавелли считает, что «всякий признает, что было бы лучше всего, если бы нашелся Князь со всеми качествами, признаваемыми за хорошие, но так как иметь их все и неуклонно проводить не позволяют сами условия человеческого существования, то Князь должен быть настолько благоразумен, чтобы уметь избегать позора тех пороков, которые могли бы лишить его государства… И он может также не бояться осуждения за те пороки, без которых трудно удержать государство».

Глава государства «не должен считаться с упреками в жестокости, если только такая слава необходима для того, чтобы удержать подданных в единении и повиновении. Ведь ограничивающийся весьма немногими примерными наказаниями будет милосерднее тех, которые, вследствие неуместного милосердия, допускают разрастись беспорядкам, порождающим убийства и грабежи, ибо последние составляют бедствие для всего общества в совокупности, кары же, исходящие от Князя, касаются лишь отдельных лиц».

А что лучше для правителя – быть любимым или внушать страх? Конечно, было бы хорошо, чтобы его и любили, и боялись. Однако поскольку сочетать эти два чувства очень трудно, просто невозможно, то лучше, чтобы боялись. «Любовь поддерживается лишь отношением обязанности, которое порывается вследствие порочности людей при всяком столкновении с личным интересом, страх же держится боязнью наказания, которая никогда не прекращает своего действия». Вместе с тем государь должен внушать страх, не навлекая на себя ненависти.

Как огня государь должен беречься прослыть легкомысленным, малодушным, нерешительным. Он должен приложить все старания к тому, чтобы его решение было бесповоротно, и чтобы общее мнение о нем было таково, что никому и в голову не придет обмануть его. Что же касается верности своим обещаниям, то правитель может пренебречь ими, если такое соблюдение может обратиться против него самого и интересов государства.

Подводя итог, необходимо отметить неоднозначность социально-философских взглядов Макиавелли. С одной стороны, важным вкладом в историю развития теории государства и власти стал его подход к проблеме государства со светских позиций, исходя из данных истории и с учетом реальной политической обстановки. С другой стороны, Макиавелли выступает сторонником идеи того, что для достижения политических целей допустимы любые средства. Благо государства, по его мнению, может быть связано с насилием, убийством, обманом, пренебрежением моральными принципами. Однако это невозможно, поскольку благо государства может быть достигнуто только на нравственных и правовых ценностях.

Политические взгляды никколо макиавелли

Одну из первых светских государственно-правовых концепций в XVI в разработал итальянский политический мыслитель. Никколо. Макиавелли (1469-1527). Он в произведениях»Государь»,»История. Флоренции»,»Рассуждения о первой декаде. Тита. Ливия»отрицал теологический подход к выяснению сущности государства и права и обосновывал концепцию фортуны (судьбынтовував концепцію фортуни (долі).

По этому поводу. Макиавелли отмечал, что правители, которые полностью подчинялись судьбе, не смогли выстоять против ее ударов и потеряли власть. По его мнению, власть в государстве может быть полученной с помощью оружия й или милости судьбы. Формы государства зависят от количества правителей. Это, по учению ученого, государства, управляемые»единовластно»- монархии. Последние могут быть унаследованными или новыми, полученные с помощью оружия, или таким же образом присоединены к унаследованной монархеваної монархії.

Значительное внимание. Макиавелли уделял исследованию процесса образования монархии. Государство, образована силой с применением оружия, доставляет массу хлопот, и в ней трудно удержать власть

Рассуждая о монархии,. Макиавелли предпочитал абсолютной монархии — ведь власть, осуществляемая монархом с помощью магистрата, не может быть надежной, поскольку монарх полностью зависит от во оли граждан, входящих в магистрат.

Необходимым условием сильного централизованного государства, по мнению. Макиавелли, должны быть хорошее законодательство, хорошее войско и хорошие союзники. Король должен четко формулировать цель и достигать ее всевозможными за асоби. Если государству угрожает упадок или потеря независимости, то в этом случае он может игнорировать моральные. Более того, монарх постоянно находится в состоянии вражды. Его окружают враги как у государстве, так и снаружи. Поэтому он может пренебрегать моральными принципами и применять насилие, может уподобляться льву и лисе. Такой принцип в политике впоследствии получил название макиавеллизмллізму.

В целом заслуги. Н. Макиавелли в развитии политической науки состоит в том, что он:

1) отверг схоластику, заменив ее рационализмом и реализмом;

2) заложил основы политической науки;

3) выступил против феодальной раздробленности, за создание централизованного. Пали;

4) ввел в политический лексикон понятие»государство»и»республика»в современном их понимании;

5) сформулировал противоречивый, но вечный принцип»цель оправдывает средства»

Читать еще:  Как сделать отопление из полипропилена своими руками

6 Теория естественного права и общественного договора

В последней трети XVI — начале XVII в произошла буржуазная революция в. Нидерландах, которая значительно повлияла на развитие капиталистических отношений в протестантских странах. Впоследствии (1640-1688) буржуазная р революция имела место в наиболее промышленно развитой. Англии. Эти события во многом были подготовлены развитием мануфактурного производства, которое заслонило ремесла. Новый способ производства способствовал дела е труда, росту его производительности, поисковые способов рационализации производственных процессов, стимулировал развитие общественных и естественных наунаук.

Первую попытку выяснить сущность и назначение государства в новых условиях сделал голландский юрист и общественный деятель. Гуго де. Гроот. Граций (1583-1645). Относительно происхождения государства мыслитель отмечал, что л люди объединяются в государство добровольно, для личной защиты и противостояния насилию и обязуются выполнять этот договор, а также нормы права, которые устанавливаются для поддержания порядка в д ержави царит гражданская власть, которая является верховной и суверенной. Государство осуществляет властные функции с помощью политических институтетів.

Мыслитель не отдавал предпочтения ни одной из форм правления. Он считал, что при создании государства народ мог выбрать любую форму, но выбрав, уже не имел права ее менять, кроме случаев крайней опас печении безопасности для существования самого народу.

Выдающимся основателем политических учений нового времени был английский мыслитель. Томас. Гоббс (1588-1679). Проблемы государственности, права, законности, мира и порядка исследовались им в трудах»Философские заса ады учения о гражданине»,»Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданскогоа громадянської».

Гоббс рассматривал три момента становления политического организма: 1) естественное состояние, 2) переход к государству; 3) государственный состояние

В естественном состоянии, отмечал. Гоббс, нет общей власти, нет законов и, соответственно, нет и справедливости. В этом состоянии отсутствует собственность, каждый имеет право на все, в том числе и на жизнь другого люди ини. В естественном состоянии идет»война всех против всех»Человек, как существо эгоистическое, всегда находится под страхом смерти, под влиянием инстинкта самосохранения, которые побеждают все другие чувства. Но ум, способность людей рассуждать, указывают условия выхода из этого состояния. Эти условия естественные законы. Закон может выполняться с помощью принуждения и силы. Такой силой является государствю силою є держава.

Т. Гоббс различал государства, возникшие вследствие добровольного согласия граждан, и государства, образовавшиеся при помощи физической силы. Он называет три основные формы государства-монархию, аристократию, демо атию. Лучшей, по мнению. ГОБ-БСА, является монархия, ибо она наиболее полно выражает и реализует абсолютный характер власти государства, в ней общие интересы очень тесно совпадают с частными интересами суверенена.

гоббсовский государственно-правовая концепция в значительной мере повлияла на нидерландского мыслителя. Баруха (Бенедикта). Спинозу (1632-1677). В своем»Богословско-политическом трактате»Спиноза отстаивал тезис, щ что человек, прежде всего, зависит от закона»природной необходимости», что вытекает из самой природы. Но, кроме этого, она зависит и от законов, установленных волей самих людей для безопасного и удобно го жизненноного та зручного життя.

Государство в. Б. Спинозы выступает носителем естественных прав всего населения. Основными ее функциями он считал:

1) составления религиозной жизни;

2) обеспечение неприкосновенности собственности;

3) распространение образования;

4) гарантирование беспрепятственного ведения торговли;

5) оценка поведения каждого;

6) наказания преступников;

7) разрешения конфликтов, возникающих между гражданами;

8) осуществление мероприятий, направленных на ведение войн и их предотвращения

В целом. Б. Спиноза вошел в историю политической мысли как критик теологических политико-правовых идей, как один из создателей светской доктрины государства и права

Видное место среди авторов политических концепций того времени занимает английский философ. Джон. Локк (1632-1704). Политическое учение. Джона. Локка изложенное в труде»Два трактата о правлении»(1690). По мнению в. Дж. Локка, до возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии, но он не характеризуется как»война против всех»Для естественного состояния присуща равенство, право человека распоряжаться своей собств истю, но в обществе отсутствовали органы, которые объективно решали конфликты между людьми, наказывали преступников. Это привело обстановку неуверенности и напряжения. Для надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди создали государствості люди створили державу.

Целостность государства и выполнения им своих основных задач способно обеспечить конституционное правление, при котором власть была бы ограничена законом и разделена. Первое место отводится законодательной ветви вла ады как верховной в государстве. Другие ветви власти должны подчиняться законодательной власти, но они также имеют большое влияние в государствві.

Дж. Локк сформулировал политические принципы, которые легли в основу всех демократических правовых государств мира. Его считают основоположником либерализма и современного конституционализма

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Политические взгляды никколо макиавелли

Никколо Макиавелли

Никколо Макиавелли (1469—1527 гг.) родился во Флоренции в семье небогатого юриста. В юности Никколо не получил широкого образования, в отличие от большинства других гуманистов, однако эти недостатки он восполнил самостоятельно — с одной стороны, путем самообразования, а с другой стороны, наблюдая за реальной жизнью современной ему Флоренции и подробно анализируя результаты своих наблюдений.

Этот реальный жизненный опыт и оказался, может быть, главным источником всего творчества Макиавелли. Недаром, говоря о самом себе, он однажды написал: «Сначала жить, потом философствовать».

Уже в молодые годы он оказался приближенным к республиканским властям Флоренции. Занимая пост секретаря комиссии Десяти — фактического правительства Флорентийской республики, — Никколо Макиавелли оказался в самой гуще европейской политики, неоднократно исполняя различные политические и дипломатические поручения. На этом посту Макиавелли проявил недюжинные организаторские и дипломатические способности, уже тогда прославившись, так сказать, как «человек действия».

В 1512 году, после свержения республиканского строя во Флоренции, Макиавелли оказался в опале, а в следующем, 1513 году, по подозрению в участии в заговоре он был даже арестован и подвергнут пыткам.

В итоге, Никколо Макиавелли запретили проживание во Флоренции и он был удален в свое небогатое поместье. Находясь в вынужденном бездействии, он занялся литературным и философским творчеством, написав несколько сочинений — «Рассуждение на первую декаду Тита Ливия», «История Флоренции», а также трактат под названием «Государь», ставший наиболее известным из всех его работ и принесший ему посмертную мировую славу. Произведения Макиавелли были опубликованы только после смерти мыслителя в начале 30-х гг. XVI в.

Главное отличие Макиавелли от всех предшествующих ему мыслителей Эпохи Возрождения заключается в том, что он руководствовался в своих сочинениях не абстрактными идеями торжества добра и Бога, а реальным опытом конкретной жизни, идеями пользы и целесообразности. «Имея намерение написать нечто полезное для людей понимающих, — писал он в «Государе», — я предпочел следовать правде не воображаемой, а действительной — в отличие от тех многих, кто изобразил республики и государства, каких в действительности никто не знавал и не видывал». И далее продолжал: «. Расстояние между тем, как люди живут и как должны жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует, скорее, во вред себе, нежели на благо, так как желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру».

В этом смысле Никколо Макиавелли проявил себя сторонником самого жесткого реализма, ибо считал, что благодушные мечтания о прекрасном будущем только мешают жизни обычного человека.

Наблюдения над жизнью привели Макиавелли к глубочайшему убеждению, что человек — это существо сугубо эгоистическое, во всех своих поступках руководствующееся лишь собственными интересами. Вообще, по мнению Макиавелли, интерес — это самый могущественный и чуть ли не единственный стимул человеческой деятельности. Проявления интереса достаточно различны, однако самый важный интерес связан с сохранением собственности, имущества и с приобретением новой собственности и нового имущества. Он утверждал, что «люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества». В одной из работ встречается и такой, довольно резкий пассаж, подчеркивающий неискоренимый эгоизм человеческой природы: «. О людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность, влечет нажива». Иначе говоря, Макиавелли показывает, что человек — это бесконечное сочетание добра и зла, и зло столь же присуще человеческой природе как и добро.

Читать еще:  Армировать ли полы по грунту

Человек, по мнению Макиавелли, не только эгоистичен, но и свободен в своих поступках. Если христианское понимание сущности человека утверждало, что человек во всем подчинен высшему Божественному Провидению, заранее определенной Богом судьбе, то Макиавелли формулирует совершенно новое понимание человеческой судьбы. Он говорит о том, что судьба человека не «фатум» (рок, неизбежность), а «фортуна». Судьба-фортуна никогда не может полностью определить жизнь человека. Более того, в «Государе», флорентийский мыслитель пытается даже вычислить соотношение — насколько жизнь человека зависит от высших обстоятельств, а насколько от него самого. И приходит к выводу, что «фортуна распоряжается половиной наших поступков, но управлять другой половиной или около того она предоставляет нам самим».

И недаром, утверждая свободу воли человека, Макиавелли призывает людей «лучше быть смелым, чем осторожным», ибо «фортуна — женщина, и кто хочет с ней сладить, должен колотить ее и пинать».

Будучи сам «человеком действия», Макиавелли приходит к выводу, что главное в человеке — это способность к деятельности, воля, стремящаяся к осуществлению больших целей, основанная на эгоистическом интересе. Данную способность к деятельности он назвал «доблестью» («вирту»). «Вирту» присуща далеко не всем людям, почему они и прозябают в своей жалкой жизни. Однако в истории всегда были и всегда есть отдельные личности, чья «доблесть» заставляет их совершать выдающиеся поступки и тем самым двигать всю историю человечества. И Макиавелли призывает брать пример с этих людей, осознающих потребности своего времени и способных делать то, что необходимо в данный момент.

С этой точки зрения, в работах Макиавелли как бы получают свое реалистическое завершение все предшествующие гуманистические рассуждения о сущности человеческой личности. Отказавшись от чисто религиозно-философских рассуждений на эти темы, он трезво и жестко формулирует определенные правила и нормы человеческого общежития, которые, по его мнению, определяют жизнь каждого конкретного человека. Отдельный человек предстает в сочинениях Макиавелли во всей своей неприкрашенной, трезво оцененной реальности, с присущими ему добрыми намерениями и злыми поступками.

Наиболее ярко эти идеи были выражены флорентийским мыслителем в рассуждениях на тему власти и значении государя. Само государство, в понимании Макиавелли, возникло как результат все той же эгоистической природы человека. Государство — это высшая сила, способная поставить достаточно жесткий предел эгоистическим устремлениям отдельных людей и тем самым спасти их от самоуничтожения. Люди, руководствуясь интересом самосохранения, и создают государство.

Говоря о формах государства, Макиавелли, несмотря на все свои республиканские убеждения, приходит к выводу, что наиболее целесообразным и полезным государственным устройством является все же монархия. Отсюда возникает его идея «нового государя». «Новый государь» должен опираться не на теории и философские представления о жизни, а на саму реальную жизнь. Люди не могут быть только добрыми и хорошими, они — и хорошие, и плохие одновременно. Государь, если он хочет править долго, обязан в своем правлении опираться и на хорошее и на плохое. Иначе говоря, в руках государя должен находиться не только пряник, но и плеть. Более того, как только государь выпускает плеть из своих рук, тотчас же нарушается всякий порядок.

Никколо Макиавелли, говоря, что мудрый правитель государства обязан «по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла», по сути дела признает — реальное управление государством невозможно без насилия, без самых изощренных поступков. Недаром, характеризуя «нового государя», он пишет, что такой правитель должен сочетать в одном лице качества льва, способного повергнуть любого врага, и лисицы, способной обмануть самого большого хитреца.

Однако у Макиавелли нет воспевания насилия и жестокости. Более того, с его точки зрения, жестокость и насилие оправданы только в том случае, когда они подчинены государственным интересам, когда целью их применения является государственный порядок. Жестокость призвана исправлять, а не разрушать — утверждает флорентийский мыслитель.

В трактате «Государь» Макиавелли много места посвящает конкретным рекомендациям, направленным политическим руководителям. По большому счету, «Государь» — это настоящий учебник власти, пособие, в котором очень реально рассказывается о том, как получить власть, как осуществлять власть и о том, как сохранить власть. Впоследствии, в политической науке даже возник специальный термин — «макиавеллизм», который характеризует собой такой образ правления, когда используются любые средства для сохранения власти. В принципе, содержание этого современного термина не имеет отношения к тому, что писал сам Макиавелли. Ведь для него власть — не самоцель, а средство обеспечения государственного порядка. Власть ради власти, жестокость ради жестокости Макиавелли порицал.

Философско-политическое учение Никколо Макиавелли вызвало неоднозначную реакцию в тогдашней Европе. Его проповедь свободного эгоистического человека, размышления о правах и возможностях светских государей послужила поводом для резкого неприятия со стороны Римско-католической Церкви. В 1559 г. его книги были внесены в «Индикт запрещенных книг».

В то же время внешне осуждая Макиавелли, многие европейские политики на деле, в своем собственном правлении применяли все те средства, о которых писал Флорентиец. Это не говорит о том, что они основывались на трудах Макиавелли, а лишь о том, насколько реалистичен он был при анализе существа власти и законов управления обществом.

И до сих пор в науке не сложилось однозначной оценки творчества флорентийского мыслителя. В одних работах он подвергается критике за аморализм, в других, наоборот, восхваляется за реализм. Наверное, однозначной оценки творчества Никколо Макиавелли и невозможно дать.

Политическая философия Макиавелли. Трактат «Государь». Макиавеллизм.

Итальянский философ Н. Макиавелли (1467–1527) является основателем современной политологии.
Политические взгляды Н. Макиавелли родились в период эпохи Возрождения. Правовая мысль в данную эпоху значительно шагнула вперёд, освобождаясь от элементов схоластического понимания мироздания.

«Государь» Макиавелли

В своем известном трактате «Государь» он систематизировал и охарактеризовал сущность политики.

Государство, по определению Макиавелли, – высшее проявление человеческого духа, а служение государству – смысл и счастье человеческой жизни.

Макиавелли утверждал, что государь не должен быть ни добродетельным, ни щедрым, ни честным для обеспечения целостности и благополучия своего государства. Правитель погибнет, если он всегда будет милосердным и честным. Если внешние и внутренние условия не сделают государя строгим и дисциплинированным, государство прекратит свое существование. Философ уверен, что в государстве сильная власть создаётся на почве прочно существующего фундамента власти.

Макиавелли приемлет насильственные методы борьбы, обуславливая насилие созданием искусственной необходимости: «Государь не должен иметь ни других помыслов, ни других забот, ни другого дела, кроме войны, военных установлений и военной науки».

Сильное государство возможно только тогда, когда в народе отсутствуют гражданские добродетели.

Сегодня не потеряла актуальности макиавелливская концепция циклического развития государственных форм (демократия — олигархия — аристократия — монархия). Монархия легко обращается в тиранию, аристократия переходит в олигархию и т. д. Циклическое развитие форм управления напоминает идею кругооборота, взаимообращения зла и добра.

Религия

Макиавелли хорошо видел и осознавал силу религии, её власть над сердцами и умами верующих, поэтому призывал использовать эту силу для общего блага, в особенности для объединения и укрепления самого государства. Но философ признавал только исключительно практическую пользу, которая присуща религии. Религия, по утверждению Макиавелли, должна связывать общество в единое целое, а государь должен восприниматься своим народом как религиозный человек.

Отношение к свободе как к ценному, Макиавелли подчеркивает из древнегреческой философии, полагая, что политическая свобода предполагает личную добродетель.

Власть

Власть, по рассуждениям Макиавелли, должна принадлежат тем, кому удалось ее захватить. Макиавелли рассматривает вопрос обороны государства от внутренних и внешних врагов. Макиавелли предлагал использовать против противника только два оружия: сильную армию и удачные политические союзы. При ведении внешней политики, философ советует опираться государю не только на свои силу и ум, но и на «звериную» хитрость.

Читать еще:  На какой клей клеить линолеум таркет

Правителя, который стремится к успеху, Макиавелли учил согласовывать свои действия, во-первых, с законами необходимости (судьбой), а во-вторых, с поведением подчиненных. В его учении содержатся определенные советы, которым руководителю требуется следовать, он рассуждает о щедрости, страхе, любви и проявлении других качеств в управлении.

Макиавелли ставит цели, к которым, по его мнению, обязан стремиться правитель, и при этом предлагает некоторую идеальную модель управления государством и идеального правителя страны, который будет соответствовать данной схеме.

Макиавелли отмечает политические блага, которые необходимо для гармонии государства:

  • национальная независимость;
  • безопасность;
  • хорошо устроенная конституция.

Для реализации политической цели необходима сила, которая зависит от общественного мнения. Поэтому большую роль, по утверждению Макиавелли, необходимо уделять пропаганде, в частности, пропаганде добродетельного облика претендента на власть.

Макиавеллизм

Философ известен как основоположник принципов «макиавеллизма». Термин «макиавеллизм» используется сегодня для обозначения беззастенчивой политики, добивающейся своих целей, пренебрегая нормами морали.

Макиавелли детально изучал различные формы социально-политических организаций, определяя их существенные черты. На основе изучения богатого фактического материала, он постарался решить важные теоретические проблемы в области государства, политики, военного дела и управления.

«Государя» Макиавелли по праву можно назвать хорошим практическим трудом. Он обобщил опыт прошедших веков и современных ему событий на политических аренах.

Макиавелли одним из первых смог обосновать понятие гражданского общества и применил термин «государство» в качестве политической организации общества.

Его идеи способствовали развитию современной социологической теорий элит (Э. Дженнинг, Ч.Р. Миллс, Г. Моска, В. Парето), повлияли на автора теории «менеджерской революции» Дж. Бернхайма, который возглавил «макиавеллистское направление».

Политическое учение Никколо Макиавелли

Самым ярким представителем политической мысли этого периода был знаменитый итальянский мыслитель и политик Никколо Макиавелли (1469-1527), известный прежде всего своими трудами «Правитель» (1513), «Размышления на первую декаду Тита Ливия» (1519), «История Флоренции» (1532). Н. Макиавелли вошел в историю политической мысли как создатель новой науки о политике. Толкование им политики отделяется как от теологии, так и от этики. На основе обобщения многовекового опыта существования государств прошлого и современности мыслитель доказывает, что политические события, изменения в государстве происходят не по воле Божьей, не из прихоти или фантазии людей, а имеют объективный характер. Неуместно также постигать и решать политические проблемы, руководствуясь моральными соображениями, ибо власть, политика уже по своей природе является позаморальними явлениями.

Понимание политики как объективного явления закладывало прочный фундамент политической теории как точной, опытной науки, которая, по мнению мыслителя, объясняет прошлое, управляет настоящим и может прогнозировать будущее. Н. Макиавелли пытается раскрыть закономерности общественно-политических явлений, выяснить причины изменения одной формы государства другой, определить лучшую из них, рассмотреть проблемы соотношения власти правителя и народа и т.п. Анализ и решение этих вопросов, исходя из потребностей времени, предоставляли учению мыслителя значение практической науки о политике, управления государством. Введение самого термина, то есть «государство», в политическую науку Нового времени связывают именно с Н. Макиавелли. Ученый считал, что государство создали не Бог, а люди, исходя из потребности общего блага. Сначала люди жили разрозненно, но впоследствии объединились, чтобы лучше защищаться. Они избрали из своей среды сильнейшего и храбрейшего главаря и начали ему подчиняться. Целью государства является обеспечение каждому свободного пользования имуществом и безопасности. Для этого принимаются законы и назначаются наказания. Но после того как власть стала наследственной, потомки вождей все больше отклонялись от справедливости и перешли к угнетение народа. Абсолютная власть, считает мыслитель, быстро развращает как правителей, так и подданных.

В результате монархия превращается в тиранию, которая не имеет права на существование и должна быть уничтожена вместе с тираном. После уничтожения тирании наступает аристократическое правление, со временем оно вырождается в олигархию, которая испытывает участия тирании. Далее народ вводит народное правление, после чего круговорот форм государства повторяется.

Н. Макиавелли различает монархию, аристократию и народ — не правление, искажением которых есть тирания, олигархия и охлократия. Первые три формы правления он называет правильными, но считает их неустойчивыми и недовготривалими. Лучшей, по его мнению, является смешанная форма, в которой сочетаются элементы всех правильных форм. Сравнивая преимущества различных форм правления, Н. Макиавелли отдает предпочтения республике, потому что она наиболее соответствует требованиям равенства и свободы. Республика является более устойчивой, чем монархия, она лучше приспосабливается к различным условиям, обеспечивает единство и мощь государства, порождает в людях патриотизм. Народ мыслитель ставит выше монарха, считая его умнее.

Эти идеи изложены Н. Макиавелли главным образом в его исторических трудах. Принципиально другими его взгляды, представленные в трактате «Правитель» (в оригинале эта работа имеет название «II ргіпсіре», что означает «единоличный правитель»). Основное содержание этой работы составляют описание образа идеального, по мнению Н. Макиавелли, правителя и рекомендации относительно того, как ему осуществлять и укреплять свою власть.

Н. Макиавелли утверждал, что ради достижения политических целей правитель может использовать любые средства, несмотря на требования морали: прибегать к обману, действовать лестью и грубой силой, физически уничтожать своих политических противников. Правитель должен быть похожим на сильного льва, чтобы запугивать волков, и на хитрого лиса, чтобы не попасть в ловушку. По сути дела, отмежевание от политики морали превратилось в проповедь Н. Макиавелли аморалізму в политике. Политика, в понимании мыслителя, — это сфера коварства и вероломства. С тех пор аморальная политика по принципу «цель оправдывает средства» получила название «макиавеллизм».

Чем же была вызвана такая позиция Н. Макиавелли? Прежде всего историческими обстоятельствами. Тогдашняя Италия была раздроблена на несколько враждующих между собой княжеств, которые к тому же подвергались нападкам со стороны иностранных завоевателей. Будучи флорентійцем и патриотом Италии, мыслитель страстно желал ее объединения в единую крепкую государство. А это, по его мнению, мог сделать только сильный единоличный правитель, который для достижения политических целей, главной из которых является укрепление государства, не пренебрегает никакими средствами. Прообраз такого правителя Н, Макиавелли видел в тогдашнем итальянском правители Чезаре Борджиа, известном своими злодійствами. По сути дела, осуждая тиранию как форму правления, мыслитель оправдывал ее относительно тогдашних итальянских условий.

Указанная позиция Н. Макиавелли объясняется также одной из основных аксиом его политической философии — мыслью о том, что люди по своей природе являются порочными, эгоистичными и злыми существами, их беспокоят не благо государства, а прежде всего собственные материальные интересы. Н. Макиавелли отмечал, что люди могут смириться с потерей свободы, власти, даже со смертью отца, но никогда и никому не простят потери собственного имущества. Политика призвана отвечать порочной природе людей. Правитель должен быть убежденным, что знать — честолюбивая, а народ — чернь, которая увлекается внешними эффектами и успехом. Покорность подданных лучшее гарантируют принуждение и страх.

Правда, правитель должен опекать подданных и не должен без крайней нужды прибегать к их притеснений. Свои действия он должен направлять так, чтобы они воспринимались как благотворительность. В отличие от оскорблений, которых, по Н. Макиавелли, нужно наносить быстро и вместе, благотворительность следует проявлять в малых дозах, чтобы оно длилось дольше и чтобы подданные ощущали его как можно полнее и лучше. По мнению мыслителя, самосохранения и укрепления политической власти любыми средствами является доминирующим интересом государственности.

В целом Н. Макиавелли сделал весомый вклад в развитие политической мысли, и западная политология считает его основоположником науки о политике.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector