Священномученик Петр Полянский митрополит Крутицкий †1937
Преподобный Зосима, игумен Соловецкий (1478)
День памяти: 17 (30) апреля, 8 (21) августа
Преподобный игумен Зосима, благоустроитель Соловецкой обители, происходил из села Толвуя Новгородской епархии.
Родители его, Гавриил и Варвара, воспитали своего сына в благочестии и добрых нравах. Отрок читал Священное Писание и духовные книги. Он стремился к монашеской жизни и хотел посвятить себя служению Богу, поэтому ещё в юности поселился в пустынном месте, вдали от родительского дома. Вскоре он принял иноческий постриг в одном из северных монастырей.
В Поморье отшельник познакомился с иноком Германом, который рассказал юному Зосиме о пустынном и суровом Соловецком острове, где он несколько лет прожил вместе с преподобным Савватием. В это время скончались родители преподобного Зосимы. Похоронив их и раздав имущество бедным, он вместе с преподобным Германом отправился на Соловки.
В 1436 году иноки поселились на Большом Соловецком острове у моря, недалеко от места, где ныне расположена обитель.
Однажды преподобный Зосима увидел необыкновенный свет и на востоке прекрасную церковь высоко над землей. Это чудесное знамение было для иноков благословением Божиим основать монастырь. Подвижники начали заготавливать лес и приступили к строительству, поставив кельи и ограду.
Немало испытаний преодолели иноки. Преподобный Зосима зимовал один, оставшись без съестных припасов. Непогода не позволила его сподвижнику Герману вернуться к зиме с материка, куда он отплыл для обеспечения зимовки.
Преподобный Зосима в одиночку противостоял искушениям и тяготам. Все запасы истощились. Чудесное посещение помогло подвижнику: к нему пришли двое незнакомцев и оставили хлеба, муки и масла. В изумлении инок даже не спросил, откуда они. Незнакомцы, посетив его, более не возвращались.
Преподобный Герман вернулся на остров с рыбаком Марком, который вскоре принял монашеский постриг. Другие жители Поморья стали также приходить в обитель для поселения.
Иноки, видя умножение числа братии, построили деревянную церковь Преображения Господня с приделом святителя Николая.
Устроив монастырь, преподобный Зосима послал к Новгородскому архиепископу одного из монахов за благословением на освящение храма и с просьбою о назначении игумена. Вновь прибывший игумен Павел освятил храм, но в дальнейшем не смог вынести тягот жизни на острове.
Второй игумен, Феодосий, также возвратился на «материк», и третий из назначенных игуменов, Иона, также удалился обратно. Тогда соловецкие иноки на общем совете решили избрать игумена из своей братии. Они просили архиерея благословить на игуменство их наставника преподобного Зосиму. Архиепископ согласился с просьбой иноков и вызвал к себе отца Зосиму для рукоположения во священника и поставления в игумена. Когда преподобный Зосима совершал в своей обители первую Литургию, лицо его светилось, как лицо ангела.
По мере умножения братии в монастыре был построен новый храм в честь Успения Божией Матери. В монастырь перенесли святые мощи соловецкого первоначальника преподобного Савватия и положили за алтарем храма в деревянной часовне.
Возрастание обители вызывало зависть у некоторых мирских людей, которые стали притеснять иноков и угрожать монастырю разорением. Преподобный Зосима был вынужден ехать в Новгород и просить посадников, чтобы они не отдавали во владение мирян место, назначенное Господом для поселения монахов. Бояре обещали не допустить разорения обители. Монастырю даны были грамоты на владение Соловецкими островами.
Трудами игумена Зосимы и братии на безлюдном острове поднялся монастырь. В обители был устав православных общежительных монастырей, традиционный для русского иночества.
Прошло несколько десятилетий игуменства преподобного Зосимы. Когда приблизилось время его кончины, он созвал братию и поставил игуменом благочестивого инока Арсения.
Сказав прощальное слово, подвижник отошел ко Господу 17 апреля 1478 года и был погребён за алтарем деревянной церкви Преображения Господня.
В 1503 году житие преподобных Зосимы и Савватия было составлено в Ферапонтовом монастыре преосвященным Спиридоном-Саввой, бывшим Киевским митрополитом.
В 1547 году преподобные Зосима и Савватий канонизированы Церковным Собором.
Память преподобного Зосимы совершается 17 (30) апреля. 8 (21) августа празднуется перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев.
В настоящее время святые мощи основателей обители преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев покоятся в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.
Храм Святой Великомученицы Екатерины на Всполье
Подворье Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси * 119017, Москва, Большая Ордынка, 60/2 * +7 (495) 959-12-96
Сщмч. Петр Митрополит Крутицкий и Коломенский
Священномученик Петр Митрополит Крутицкий и Коломенский
Священномученик Пётр, митрополит Крутицкий (в миру Пётр Фёдорович Полянский) родился в 1862 году в благочестивой семье священника села Сторожевое Воронежской епархии.
В 1879 году окончил Костромское духовное училище.
В 1885 году закончил полный курс Воронежской духовной семинарии по первому разряду и был определен на должность псаломщика при церкви села Девицы.
Два года спустя Петр Фёдорович был принят вольнослушателем, а после сдачи экзаменов — студентом Московской духовной академии. Академию он закончил в 1892 году со степенью кандидата богословия, и был оставлен при Академии помощником инспектора.
Одновременно он безвозмездно преподавал в частном женском училище Сергиева Посада и состоял в должности секретаря Общества спасения на водах.
В декабре 1896 года назначен смотрителем Жировицкого духовного училища, которое, по отзыву ревизора Нечаева, привел в блестящее состояние. В этот период произошло знакомство Петра Полянского с архимандритом Тихоном (Беллавиным), будущим патриархом.
После занятия ряда ответственных должностей в Жировицком духовном училище, он был переведён в Петербург, в штат Синодального Учебного Комитета. При этом он отличался бессребреничеством и строгостью.
Пётр Фёдорович принимал участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917–1918 годов. После революции до 1920 года служил управляющим Московской фабрикой «Богатырь».
Во время начавшихся гонений на святую Церковь, в 1920 году Святейший Патриарх Тихон предложил ему принять постриг, священство и стать его помощником в делах церковного управления. Рассказывая об этом предложении брату, он сказал: «Я не могу отказаться. Если я откажусь, то буду предателем Церкви, но, когда соглашусь, я знаю, я подпишу сам себе смертный приговор».
Сразу после архиерейской хиротонии в 1920 году во епископа Подольского, Владыка Пётр был сослан в Великий Устюг, но после освобождения из-под ареста Святейшего Патриарха Тихона — вернулся в Москву, став ближайшим помощником Российского Первосвятителя. Вскоре он был возведён в сан архиепископа (1923 год), затем стал митрополитом Крутицким (1924 год) и был включён в состав Временного Патриаршего Синода.
В последние месяцы жизни Патриарха Тихона митрополит Пётр был его верным помощником во всех делах управления Церковью. В начале 1925 года Святейший назначил его кандидатом в Местоблюстители Патриаршего Престола после священномучеников митрополита Казанского Кирилла и митрополита Ярославского Агафангела. После кончины Патриарха обязанности Патриаршего Местоблюстителя были возложены на митрополита Петра, поскольку митрополиты Кирилл и Агафангел находились в ссылке. В этой должности Владыка Пётр был утверждён и Архиерейским Собором 1925 года.
В связи со всем вышесказанным, необходимо упомянуть один интересный факт. Свое последнее всенощное бдение Митрополит Петр совершил на престольный праздник (Екатерининский день) в храме святой великомученицы Екатерины на Ордынке — 6 декабря 1925 года. В этот день Митрополит Петр (Полянский) возглавил службу . Ему сослужили епископ Дмитрий Добросердов и епископ Даниил Болховский. Пел знаменитый хор Чеснокова. Протодиаконом был о. Максим Михайлов (впоследствии известный солист Большого театра, народный артист СССР, незадолго до смерти принял монашество с именем Мисаил). Жезлоносцем у митрополита Петра был иподиакон Василий Евдокимов. Через три дня священномученик митрополит Петр был арестован, долгие годы томился в лагерях и ссылках.
В своём управлении Церковью митрополит Пётр шёл по пути Патриарха Тихона — это был путь твёрдого стояния за Православие и бескомпромиссного противодействия обновленческому расколу.
В ноябре 1925 года митрополит Пётр был арестован — для него началась пора мучительных допросов и нравственных истязаний. После заключения в Суздальском политизоляторе, Владыку привезли на Лубянку, где ему предлагали отказаться от первосвятительского служения в обмен на свободу, но он ответил, что ни при каких обстоятельствах не оставит своего служения.
В 1926 году Владыка был отправлен этапом в ссылку на три года в Тобольскую область (село Абалацкое на берегу реки Иртыш), а затем на Крайний Север, в тундру, в зимовье Хэ, расположенное в 200 километрах от Обдорска. Ссылка вскоре была продлена на два года. Во время ссылки, в 1930 году, Владыка вновь был арестован и заключён в Екатеринбургскую тюрьму на пять лет в одиночную камеру. Затем он был переведён в Верхнеуральский политизолятор. Ему предложили отказаться от Местоблюстительства, взамен обещая свободу, но Святитель снова категорически отказался от этого предложения.
Ни продление срока ссылки, ни переводы во всё более отдалённые от центра места, ни ужесточение условий заключения не смогли сломить волю Святителя, хотя и сокрушили могучее здоровье Владыки. И хотя Первосвятитель был лишён возможности управлять Церковью, он оставался в глазах многих мучеников и исповедников, возносивших его имя за Богослужением, надёжным островком твёрдости и верности в годы отступлений и уступок богоборческой власти.
В 1931 году Владыку частично парализовало. Случилось это после визита Тучкова, предложившего Святителю стать осведомителем Г. П. У. Ещё ранее у него началась цинга. В 1933 году больного астмой престарелого Святителя лишили прогулок в общем тюремном дворе, заменив их выходом в отдельный двор-колодец, где воздух был насыщен тюремными испарениями. На первой «прогулке» Владыка потерял сознание. Когда его перевели с ужесточением режима в Верхнеуральскую тюрьму особого назначения, то поместили снова в одиночной камере, а вместо имени дали № 114. Это был режим строгой изоляции.
Есть свидетельства о том, что митрополит Сергий (Страгородский), ожидая освобождения законного Местоблюстителя, направил советскому правительству письмо, что в случае выхода из заключения митрополита Петра, вся Церковная политика уступок изменится в прямо противоположную сторону. Власти отреагировали должным образом, и Владыка Пётр, дождавшись дня освобождения — 23 июля 1936 года — в Верхнеуральской тюрьме, вместо свободы получил новый срок заключения ещё на три года. К этому моменту ему было уже семьдесят четыре года и власти решили объявить Святителя умершим, о чём и сообщили митрополиту Сергию, которому в декабре был усвоен Патриаршего Местоблюстителя — ещё при живом митрополите Местоблюстителе Петре. Так прошёл ещё год тяжкого заключения для больного старца-первосвятителя.
В июле 1937 года по распоряжению Сталина был разработан оперативный приказ о расстреле в течении четырёх месяцев всех находящихся в тюрьмах и лагерях исповедников. В соответствии с этим приказом администрация Верхнеуральской тюрьмы составила против Святителя обвинение: «…проявляет себя непримиримым врагом советского государства…, обвиняя в гонении на Церковь ее деятелей. Клеветнически обвиняет органы Н. К. В. Д. в пристрастном к нему отношении, в результате чего якобы явилось его заключение, так как он не принял к исполнению требование Н. К. В. Д. отказаться от сана Местоблюстителя».
27 сентября (10 октября н. ст.) 1937 года в 4 часа дня священномученик митрополит Пётр был расстрелян в Магнитогорской тюрьме, и тем самым увенчал свой исповеднический подвиг пролитием мученической крови за Христа.
Канонизован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 1997 году.
10 октября. Священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий
Аудио
Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 10 октября, Православная Церковь совершает память священномученика Петра, митрополита Крутицкого.
Священномученик Петр (в миру Петр Федорович Полянский) родился 28 июня 1862 года в селе Сторожевом Коротоякского уезда Воронежской епархии в благочестивой семье приходского священника. В 1885 году он по первому разряду закончил полный курс Воронежской духовной семинарии, а в 1892 году Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. При большой загруженности церковными и общественными послушаниями он находил время и для научных занятий, работал над магистерской диссертацией на тему «Первое послания святаго апостола Павла к Тимофею, опыт историка экзегетического исследования», которую успешно защитил в 1897 году.
В декабре 1896 года указом Святейшего Синода Петр Федорович Полянский был назначен смотрителем Жировицкого духовного училища. В 1906 году он был перемещен в столицу империи – Петербург – на должность младшего помощника правителя дел учебного комитета при Святейшем Синоде. Впоследствии он стал членом учебного комитета, исполняя главным образом обязанности ревизора духовных учебных заведений. При переводе из Жировиц в Петербург Петр Федорович обнаружил подлинно христианское бессребреничество, жалование его убавилось в два с половиной раза, он лишился казенной квартиры, какую имел при училище.
В 1917 году Россия и Русская Православная Церковь вступили на путь тяжких испытаний. Вскоре после прихода к власти большевиков в январе 1918 года был издан декрет об отделении Церкви от государства, который среди прочих дискриминационных мер лишал Церковь прав юридического лица и предусматривал конфискацию всего церковного имущества.
В 1918 году учебный комитет был закрыт, и Петр Федорович переехал в Москву, где принял участие в деяниях Поместного Собора, состоя в его секретариате. На Соборе было возобновлено его близкое знакомство со святейшим патриархом Тихоном. В 1920 году патриарх Московский и всея России Тихон предложил Петру Федоровичу Полянскому принять постриг в священство и епископство и стать ему помощником в делах церковного управления.
Предложение это было сделано в пору кровавых гонений на Церковь, когда замучены были уже тысячи священнослужителей и более десяти архиереев; когда епископство, как и в древние времена, сулило не почет, а голгофские страдания. Так в пятидесятивосьмилетнем возрасте священномученик Петр выбрал стезю, которая, по его же словам, оказавшимся пророческими, возвела его на голгофу.
Сразу после хиротонии епископ Петр был арестован и сослан в Великий Устюг. Возвратившись в Москву, он стал ближайшим помощником Первосвятителя, был возведен в сан архиепископа, потом митрополита Крутицкого, и включен в состав временного Патриаршего Синода.
Незадолго до своей блаженной кончины, в день Рождества Христова, святейший патриарх Тихон составил новую редакцию своего завещания о преемстве патриаршей власти в условиях, когда невозможно было созвать избирательный Поместный Собор. В день погребения святителя Тихона 12 апреля 1925 года состоялось совещание собравшихся на его отпевание архипастырей, на котором обязанности главы Русской Церкви были возложены на митрополита Петра, указанного в завещании.
Возложив на себя бремя высшей церковной власти, митрополит Петр совершал свое первосвятительское служение в крайне трудных для Церкви условиях, когда добрая половина епископата и многие тысячи священников находились в лагерях и ссылках. Митрополит Петр следовал по пути, проложенному его святым предшественником патриархом Тихоном: твердое стояние на страже православия, бескомпромиссное противодействие обновленчеству, лояльность в отношениях с государственной властью, но без роняющих достоинство Церкви заявлений об идеологической близости с ней.
Священномученик Петр помогал многим заключенным и сосланным. Он сам отправлял деньги и дал благословение приходским причтам жертвовать в пользу заключенных священнослужителей. И эта его деятельность вызывала крайнее недовольство гонителей Церкви. В ГПУ был выработан план по устранению митрополита Петра.
Митрополит Петр решил составить декларацию, адресованную советскому правительству, в которой собирался показать, какими он видит отношения Церкви с государством в сложившихся обстоятельствах. Этот документ попал в руки властей только после изъятия его при обыске у Местоблюстителя, но умонастроение митрополита Петра было хорошо известно властям. Они вполне понимали, что им не удастся сделать из него орудие в исполнении своих разрушительных для Церкви планов.
Видя, что неминуем и близок его арест, в эти скорбные дни Местоблюститель патриаршего престола составил также нечто вроде завещания, в котором излагал свое видение положения Церкви и призывал пастырей и всех верных чад церковных хранить верность Спасителю, свято блюсти предания Церкви и священные каноны. Он писал: «Меня ожидают труды, суд людской, но не всегда милостивый».
9 декабря 1925 года по постановлению комиссии по проведению декрета об отделении Церкви от государства при ЦК ВКП(б) Местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр был арестован. Для него началась пора мучительных допросов и нравственных истязаний в неволе.
Митрополит Петр страдал в застенках ГПУ не только от тяжких условий неволи и изнурительных допросов, еще большую боль причиняли ему тревога за судьбу Церкви, ответственность, которую он нес перед Богом. 5 ноября 1926 года митрополит Петр был приговорен к трем годам ссылки.
В декабре его этапировали через пересыльные тюрьмы в Тобольск. Местом ссылки митрополита Петра назначено было село Абалак. В феврале 1927 года узник был доставлен туда. В начале апреля его снова арестовали и доставили в тобольскую тюрьму. Участь арестованного главы Русской Православной Церкви решал ВЦИК, по постановлению которого он был сослан за Полярный круг на берег Обской губы в поселок Хэ. Там, лишенный всякой медицинской помощи, уже тяжело больной, он был обречен на медленное умирание.
В конце 1928 года заканчивалась трехлетняя ссылка священномученика Петра, но 11 мая 1928 года постановлением особого совещания ОГПУ срок ссылки был продлен на два года. Здоровье святителя становилось все хуже, при этом власти были встревожены тем, что плененный ими глава Русской Православной Церкви продолжает активно влиять на ход церковных дел.
17 августа 1930 года он был арестован, в ноябре 1930 года против митрополита Петра было возбуждено новое дело по обвинению в том, что, находясь в ссылке, он вел среди окружающего населения пораженческую агитацию, говоря о близкой войне и скором падении советской власти.
12 декабря митрополиту Петру было предъявлено обвинительное заключение. В тот день он собственноручно подписал показания: «В предъявленном обвинении виновным себя не признаю».
Дело митрополита Петра рассматривалось 23 июля 1931 года особым совещанием ОГПУ, которое постановило: «Полянского, Крутицкого Петра Федоровича заключить в концлагерь сроком на 5 лет».
В июле 1933 года условия заключения патриаршего Местоблюстителя были еще более ужесточены. Митрополита Петра мучили для того, чтобы заставить его отказаться от местоблюстительства. Он знал, какие пагубные для Церкви последствия может иметь его отречение. Сохраняя за собой звание Местоблюстителя ради блага Церкви, ценой тяжких мучительных страданий митрополит Петр совершал подвиг исповедничества.
Срок его заключения заканчивался 23 июля 1936 года, но за две недели до окончания срока особым совещанием при НКВД СССР было решено продлить заключение митрополита Петра еще на три года. 1 сентября 1936 года об этом было объявлено узнику.
В конце 1936 года в Патриархию поступили сведения о смерти Местоблюстителя патриаршего престола. В январе 1937 года по нему была отслужена панихида в Богоявленском соборе. Между тем митрополит Петр был еще жив.
Но в июле 1937 года по распоряжению Сталина был издан приказ о расстреле в течение четырех месяцев всех находившихся в тюрьмах и лагерях исповедников. 2 октября 1937 года тройка НКВД по Челябинской области приговорила митрополита Петра к расстрелу. Священномученик Петр был расстрелян 10 октября в 4 часа дня, увенчав свой исповеднический подвиг пролитием мученической крови за Христа и Церковь.
Всех, кто в Крещении носит имена святых Петра, Савватия, Марка, Аристарха, Игнатия, Димитрия, Германа, Михаила и Феодора, я поздравляю с днем тезоименитства. Будьте Богом хранимые! Многая вам и благая лета!
Преподобный Зосима, игумен Соловецкий (1478)
День памяти: 17 (30) апреля, 8 (21) августа
Преподобный игумен Зосима, благоустроитель Соловецкой обители, происходил из села Толвуя Новгородской епархии.
Родители его, Гавриил и Варвара, воспитали своего сына в благочестии и добрых нравах. Отрок читал Священное Писание и духовные книги. Он стремился к монашеской жизни и хотел посвятить себя служению Богу, поэтому ещё в юности поселился в пустынном месте, вдали от родительского дома. Вскоре он принял иноческий постриг в одном из северных монастырей.
В Поморье отшельник познакомился с иноком Германом, который рассказал юному Зосиме о пустынном и суровом Соловецком острове, где он несколько лет прожил вместе с преподобным Савватием. В это время скончались родители преподобного Зосимы. Похоронив их и раздав имущество бедным, он вместе с преподобным Германом отправился на Соловки.
В 1436 году иноки поселились на Большом Соловецком острове у моря, недалеко от места, где ныне расположена обитель.
Однажды преподобный Зосима увидел необыкновенный свет и на востоке прекрасную церковь высоко над землей. Это чудесное знамение было для иноков благословением Божиим основать монастырь. Подвижники начали заготавливать лес и приступили к строительству, поставив кельи и ограду.
Немало испытаний преодолели иноки. Преподобный Зосима зимовал один, оставшись без съестных припасов. Непогода не позволила его сподвижнику Герману вернуться к зиме с материка, куда он отплыл для обеспечения зимовки.
Преподобный Зосима в одиночку противостоял искушениям и тяготам. Все запасы истощились. Чудесное посещение помогло подвижнику: к нему пришли двое незнакомцев и оставили хлеба, муки и масла. В изумлении инок даже не спросил, откуда они. Незнакомцы, посетив его, более не возвращались.
Преподобный Герман вернулся на остров с рыбаком Марком, который вскоре принял монашеский постриг. Другие жители Поморья стали также приходить в обитель для поселения.
Иноки, видя умножение числа братии, построили деревянную церковь Преображения Господня с приделом святителя Николая.
Устроив монастырь, преподобный Зосима послал к Новгородскому архиепископу одного из монахов за благословением на освящение храма и с просьбою о назначении игумена. Вновь прибывший игумен Павел освятил храм, но в дальнейшем не смог вынести тягот жизни на острове.
Второй игумен, Феодосий, также возвратился на «материк», и третий из назначенных игуменов, Иона, также удалился обратно. Тогда соловецкие иноки на общем совете решили избрать игумена из своей братии. Они просили архиерея благословить на игуменство их наставника преподобного Зосиму. Архиепископ согласился с просьбой иноков и вызвал к себе отца Зосиму для рукоположения во священника и поставления в игумена. Когда преподобный Зосима совершал в своей обители первую Литургию, лицо его светилось, как лицо ангела.
По мере умножения братии в монастыре был построен новый храм в честь Успения Божией Матери. В монастырь перенесли святые мощи соловецкого первоначальника преподобного Савватия и положили за алтарем храма в деревянной часовне.
Возрастание обители вызывало зависть у некоторых мирских людей, которые стали притеснять иноков и угрожать монастырю разорением. Преподобный Зосима был вынужден ехать в Новгород и просить посадников, чтобы они не отдавали во владение мирян место, назначенное Господом для поселения монахов. Бояре обещали не допустить разорения обители. Монастырю даны были грамоты на владение Соловецкими островами.
Трудами игумена Зосимы и братии на безлюдном острове поднялся монастырь. В обители был устав православных общежительных монастырей, традиционный для русского иночества.
Прошло несколько десятилетий игуменства преподобного Зосимы. Когда приблизилось время его кончины, он созвал братию и поставил игуменом благочестивого инока Арсения.
Сказав прощальное слово, подвижник отошел ко Господу 17 апреля 1478 года и был погребён за алтарем деревянной церкви Преображения Господня.
В 1503 году житие преподобных Зосимы и Савватия было составлено в Ферапонтовом монастыре преосвященным Спиридоном-Саввой, бывшим Киевским митрополитом.
В 1547 году преподобные Зосима и Савватий канонизированы Церковным Собором.
Память преподобного Зосимы совершается 17 (30) апреля. 8 (21) августа празднуется перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев.
В настоящее время святые мощи основателей обители преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев покоятся в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.
Храм Святой Великомученицы Екатерины на Всполье
Подворье Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси * 119017, Москва, Большая Ордынка, 60/2 * +7 (495) 959-12-96
Сщмч. Петр Митрополит Крутицкий и Коломенский
Священномученик Петр Митрополит Крутицкий и Коломенский
Священномученик Пётр, митрополит Крутицкий (в миру Пётр Фёдорович Полянский) родился в 1862 году в благочестивой семье священника села Сторожевое Воронежской епархии.
В 1879 году окончил Костромское духовное училище.
В 1885 году закончил полный курс Воронежской духовной семинарии по первому разряду и был определен на должность псаломщика при церкви села Девицы.
Два года спустя Петр Фёдорович был принят вольнослушателем, а после сдачи экзаменов — студентом Московской духовной академии. Академию он закончил в 1892 году со степенью кандидата богословия, и был оставлен при Академии помощником инспектора.
Одновременно он безвозмездно преподавал в частном женском училище Сергиева Посада и состоял в должности секретаря Общества спасения на водах.
В декабре 1896 года назначен смотрителем Жировицкого духовного училища, которое, по отзыву ревизора Нечаева, привел в блестящее состояние. В этот период произошло знакомство Петра Полянского с архимандритом Тихоном (Беллавиным), будущим патриархом.
После занятия ряда ответственных должностей в Жировицком духовном училище, он был переведён в Петербург, в штат Синодального Учебного Комитета. При этом он отличался бессребреничеством и строгостью.
Пётр Фёдорович принимал участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917–1918 годов. После революции до 1920 года служил управляющим Московской фабрикой «Богатырь».
Во время начавшихся гонений на святую Церковь, в 1920 году Святейший Патриарх Тихон предложил ему принять постриг, священство и стать его помощником в делах церковного управления. Рассказывая об этом предложении брату, он сказал: «Я не могу отказаться. Если я откажусь, то буду предателем Церкви, но, когда соглашусь, я знаю, я подпишу сам себе смертный приговор».
Сразу после архиерейской хиротонии в 1920 году во епископа Подольского, Владыка Пётр был сослан в Великий Устюг, но после освобождения из-под ареста Святейшего Патриарха Тихона — вернулся в Москву, став ближайшим помощником Российского Первосвятителя. Вскоре он был возведён в сан архиепископа (1923 год), затем стал митрополитом Крутицким (1924 год) и был включён в состав Временного Патриаршего Синода.
В последние месяцы жизни Патриарха Тихона митрополит Пётр был его верным помощником во всех делах управления Церковью. В начале 1925 года Святейший назначил его кандидатом в Местоблюстители Патриаршего Престола после священномучеников митрополита Казанского Кирилла и митрополита Ярославского Агафангела. После кончины Патриарха обязанности Патриаршего Местоблюстителя были возложены на митрополита Петра, поскольку митрополиты Кирилл и Агафангел находились в ссылке. В этой должности Владыка Пётр был утверждён и Архиерейским Собором 1925 года.
В связи со всем вышесказанным, необходимо упомянуть один интересный факт. Свое последнее всенощное бдение Митрополит Петр совершил на престольный праздник (Екатерининский день) в храме святой великомученицы Екатерины на Ордынке — 6 декабря 1925 года. В этот день Митрополит Петр (Полянский) возглавил службу . Ему сослужили епископ Дмитрий Добросердов и епископ Даниил Болховский. Пел знаменитый хор Чеснокова. Протодиаконом был о. Максим Михайлов (впоследствии известный солист Большого театра, народный артист СССР, незадолго до смерти принял монашество с именем Мисаил). Жезлоносцем у митрополита Петра был иподиакон Василий Евдокимов. Через три дня священномученик митрополит Петр был арестован, долгие годы томился в лагерях и ссылках.
В своём управлении Церковью митрополит Пётр шёл по пути Патриарха Тихона — это был путь твёрдого стояния за Православие и бескомпромиссного противодействия обновленческому расколу.
В ноябре 1925 года митрополит Пётр был арестован — для него началась пора мучительных допросов и нравственных истязаний. После заключения в Суздальском политизоляторе, Владыку привезли на Лубянку, где ему предлагали отказаться от первосвятительского служения в обмен на свободу, но он ответил, что ни при каких обстоятельствах не оставит своего служения.
В 1926 году Владыка был отправлен этапом в ссылку на три года в Тобольскую область (село Абалацкое на берегу реки Иртыш), а затем на Крайний Север, в тундру, в зимовье Хэ, расположенное в 200 километрах от Обдорска. Ссылка вскоре была продлена на два года. Во время ссылки, в 1930 году, Владыка вновь был арестован и заключён в Екатеринбургскую тюрьму на пять лет в одиночную камеру. Затем он был переведён в Верхнеуральский политизолятор. Ему предложили отказаться от Местоблюстительства, взамен обещая свободу, но Святитель снова категорически отказался от этого предложения.
Ни продление срока ссылки, ни переводы во всё более отдалённые от центра места, ни ужесточение условий заключения не смогли сломить волю Святителя, хотя и сокрушили могучее здоровье Владыки. И хотя Первосвятитель был лишён возможности управлять Церковью, он оставался в глазах многих мучеников и исповедников, возносивших его имя за Богослужением, надёжным островком твёрдости и верности в годы отступлений и уступок богоборческой власти.
В 1931 году Владыку частично парализовало. Случилось это после визита Тучкова, предложившего Святителю стать осведомителем Г. П. У. Ещё ранее у него началась цинга. В 1933 году больного астмой престарелого Святителя лишили прогулок в общем тюремном дворе, заменив их выходом в отдельный двор-колодец, где воздух был насыщен тюремными испарениями. На первой «прогулке» Владыка потерял сознание. Когда его перевели с ужесточением режима в Верхнеуральскую тюрьму особого назначения, то поместили снова в одиночной камере, а вместо имени дали № 114. Это был режим строгой изоляции.
Есть свидетельства о том, что митрополит Сергий (Страгородский), ожидая освобождения законного Местоблюстителя, направил советскому правительству письмо, что в случае выхода из заключения митрополита Петра, вся Церковная политика уступок изменится в прямо противоположную сторону. Власти отреагировали должным образом, и Владыка Пётр, дождавшись дня освобождения — 23 июля 1936 года — в Верхнеуральской тюрьме, вместо свободы получил новый срок заключения ещё на три года. К этому моменту ему было уже семьдесят четыре года и власти решили объявить Святителя умершим, о чём и сообщили митрополиту Сергию, которому в декабре был усвоен Патриаршего Местоблюстителя — ещё при живом митрополите Местоблюстителе Петре. Так прошёл ещё год тяжкого заключения для больного старца-первосвятителя.
В июле 1937 года по распоряжению Сталина был разработан оперативный приказ о расстреле в течении четырёх месяцев всех находящихся в тюрьмах и лагерях исповедников. В соответствии с этим приказом администрация Верхнеуральской тюрьмы составила против Святителя обвинение: «…проявляет себя непримиримым врагом советского государства…, обвиняя в гонении на Церковь ее деятелей. Клеветнически обвиняет органы Н. К. В. Д. в пристрастном к нему отношении, в результате чего якобы явилось его заключение, так как он не принял к исполнению требование Н. К. В. Д. отказаться от сана Местоблюстителя».
27 сентября (10 октября н. ст.) 1937 года в 4 часа дня священномученик митрополит Пётр был расстрелян в Магнитогорской тюрьме, и тем самым увенчал свой исповеднический подвиг пролитием мученической крови за Христа.
Канонизован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 1997 году.