Ткани которые могут выполнять проводящие функции
Урок по биологии «Механические и проводящие ткани растений»
Разделы: Биология
Цель: познакомить с особенностями строения и функции механических и проводящих тканей растений как результатом их приспособленности к наземно-воздушной среде.
Задачи:
- Образовательные:
- выяснить расположение, строение, значение механических и проводящих тканей; сформировать первое представление о передвижении веществ в растении;
- установить взаимосвязь строения и функций изучаемых тканей;
- сформулировать умения анализировать.
- Развивающие:
- развивать умение проводить сравнение, анализ, обобщение;
- продолжить работу по формированию умения определять ткани по микрофотографиям;
- развивать коммуникативные умения и навыки.
- Воспитательные:
- продолжить работу по формированию научного мировоззрения.
Планируемый результат: называть и определять клетки механических и проводящих тканей растений, уметь их описывать.
Основные термины и понятия: механические ткани, волокна, проводящие ткани, древесина, луб, сосуды, ситовидные трубки.
Основное содержание:
1. Клетки механической ткани.
2. Клетки проводящих тканей — древесины и луба. Их расположение, строение, функции.
Оборудование: УМК “Сферы” по биологии; карточки с определениями, микрофотографии гистологических препаратов, плакаты по теме урока.
Структура урока:
Организационный момент – 3 мин.
Изучение нового материала – 23 мин.
Закрепление – 10 — 13 мин.
Домашнее задание – 2 мин.
Рефлексия – 2 мин.
Итог урока – 2 мин.
Время
Содержание урока
Методы и средства обучения
Приветствие, сообщение темы урока, психологический настрой на работу.
Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Посмотрите на доску. Там написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его хором прочтем.
«Не стыдно не знать,
Стыдно не учиться»
– Как вы понимаете данное высказывание?
– Вы с ним согласны?
Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом.
Перед вами на столах лежат цветные карточки: красная, синяя, зелёная.
Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зелёныё цвет – вы спокойны. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.
Итак, не будем терять время и перейдем к работе. Запишем сегодняшнее число.
Обратите внимание на тему урока (на доске).
Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Ставят цель урока)
Вступительное слово учителя
Вопрос к классу
Учитель делает вывод о психологическом состоянии учащихся.
Создание проблемной ситуации.
Откройте свои учебники и прочитайте мне основные вопросы, которые нам предстоит изучить сегодня на уроке:
- Какое строение имеет ткань, выполняющая опорную функцию у растений.
- Как устроены ткани растений, по которым передвигаются вода и питательные вещества.
Для того чтобы Вам было легче усвоить новый материал, вспомните из ранее изученного и ответьте на мои вопросы:
- Что такое ткань?
- Какие ткани растений вы уже знаете?
- Какие функции выполняют покровные ткани?
- Как устроены устьица?
- Какие функции они выполняют?
Каждый наблюдал, как тонкая соломина, поддерживая тяжелый колос, раскачивается на ветру, но не ломается.
- Скажите за счет чего это происходит?
Огромное значение в жизни наземных растений играют механические ткани.
А) Прочность придают растению механические ткани.
Механические ткани— опорные ткани растения, обеспечивающие его прочность (медиаобъект из словаря).
Они служат опорой тем органам, в которых находятся. Клетки механических тканей имеют утолщенные оболочки.
- В каких органах растения могут находится механические ткани?
В листьях и других органах молодых растений клетки механической ткани живые. Такая ткань располагается отдельными тяжами под покровной тканью стебля и черешков листьев, окаймляет жилки листьев.
Клетки живой механической ткани легко растяжимы и не мешают расти той части растения, в которой находятся.
Благодаря этому органы растений действуют подобно пружинам. Они способны возвращаться в исходное состояние после снятия нагрузки. Каждый видел, как вновь поднимается трава, после того как по ней прошел человек.
- Перечислите мне органоиды клетки, которые вы увидели на рисунке.
Опорой частям растения, рост которых завершен, также служит механическая ткань, однако зрелые клетки этой ткани мертвые. К ним относят лубяные и древесные волокна — длинные тонкие клетки, собранные в тяжи или пучки.
- Какие органоиды присутствуют в мертвых клетках механических тканей?
- Волокна придают прочность стеблю.
- Скажите мне в каких частях растения можно найти короткие мертвые клетки механической ткани (их называют каменистыми)?
Образуют семенную кожуру, скорлупу орехов), косточки плодов, придают мякоти груш крупитчатый характер.
- Посмотрите, какие интересные факты из жизни растений Вы можете прочитать в биологическом блокноте на стр. 36?
Итак, давайте подведем итог по механическим тканям:
- Какие бывают виды механической ткани?
- В каких органах растения находятся живые механические ткани?
- Где находятся каменистые клетки?
- В чем заключается функция механической ткани?
Мы с Вами изучаем ткани растений, давайте представим себе, что мы…
Осенние листочки лежали на траве
И ветер, разбойник подул во дворе
Листья взлетели и стали кружить
Кружили, летели,
Устали и сели. (садятся на места).
Итак, продолжим знакомство с тканями растений.
- Скажите мне с какой еще тканью растения мы должны познакомиться сегодня на уроке?
Б) Во всех частях растения находятся проводящие ткани.
- В чем заключается роль проводящей ткани?
Проводящие ткани — растительные ткани организма, служащие для транспорта воды, минеральных и органических веществ.
Они обеспечивают перенос воды и растворенных в ней веществ.
- Какие среды жизни Вы знаете?
- В каких средах жизни находится тело наземных растений?
- Каким образом растение будет осуществлять процесс питания?
- Как поступает вода и минеральные вещества из корня к листьям?
- Какие вещества образуются в процессе фотосинтеза?
- На какие нужды растения тратятся эти вещества?
- Почему растворенные органические вещества и минеральные вещества не смешиваются?
Проводящие ткани сформировались у растений в результате приспособления к жизни на суше. Тело наземных растений находится в двух средах жизни — наземно-воздушной и почвенной. В связи с этим возникли две проводящие ткани – древесина и луб.
По древесине в направлении снизу вверх (от корней к листьям) поднимаются вода и растворенные в ней минеральные соли.
Давайте посмотрим, как это происходит в природе.
- Вы просмотрели анимацию. Кто мне может дать определение древесине?
Поэтому древесину называют водопроводящей тканью.
Древесина – проводящая ткань растений, состоящая из сосудов, образованных стенками мертвых клеток.
Луб — это внутренняя часть коры.
По лубу в направлении сверху вниз (от листьев к корням) передвигаются органические вещества.
Древесина и луб образуют в теле растения непрерывную разветвленную систему, соединяющую все его части.
Главные проводящие элементы древесины — сосуды. Они представляют собой длинные трубки, образованные стенками мертвых клеток. Сначала клетки были живыми и имели тонкие растяжимые стенки. Затем стенки клеток одревеснели, живое содержимое погибло. Поперечные перегородки между клетками разрушились, и образовались длинные трубки. Они состоят из отдельных элементов и похожи на бочонки без дна и крышки. По сосудам древесины свободно проходит вода с растворенными в ней веществами.
Проводящие элементы луба — живые вытянутые клетки. Они соединяются концами и образуют длинные ряды клеток — трубки. В поперечных стенках клеток луба имеются мелкие отверстия (поры). Такие стенки похожи на сито, поэтому трубки называют ситовидными.
По ним передвигаются растворы органических веществ от листьев ко всем органам растения. Луб — проводящая ткань растений, состоящая из тонкостенных живых клеток, образующих длинные ряды (ситовидные трубки).
Посмотрите какие интересные факты из жизни растений Вы можете прочитать в биологическом блокноте на стр. 37?
Работа с тестом учебника стр. 36
Фронтальная беседа с классом по вопросам стр. 35 и стр. 36.
Вопрос к классу
Работа с ключевыми словами.
Вопрос к классу.
Просмотр анимации: «Месторасположение механических тканей»
Работа с учебником на стр. 36 рис. 3.8. «Строение клеток живой механической ткани (поперечный срез)».
Работа с учебником на стр. 36 рис. 3.10. «Мертвые клетки механической ткани (поперечный разрез)».
Вопрос к классу
Просмотр анимации: «Примеры механических тканей».
Вопрос к классу.
Работа с учебником рис 3.9. стр. 36
Просмотр анимации: «Расположение мертвой механической ткани».
Работа с рубрикой: «Биологический блокнот».
Беседа с учащимися и поэтапное заполнение схемы № 1 «Механические ткани» на доске и в тетради.
Физкультминутка (расслабляющая пауза): в целях здоровьесбережения и эмоциональной разрядки.
Вопрос к классу.
Вопрос к классу.
Вопрос к классу.
Просмотр анимации: «Движение воды и минеральных веществ»
Работа с ключевыми словами.
Просмотр анимации: «Движение органических веществ по лубу»
Рассказ учителя с поэтапным заполнением схемы № 2 «Проводящая ткань» на доске и в тетради.
Работа с рис. 3.11 «Строение сосудов древесины» на стр. 37.
Работа с рисунком 3.12 «Строение ситовидной трубки (продольный разрез) стр. 37
Работа с ключевыми словами.
Работа с рубрикой: «Биологический блокнот».
1) Определите тип ткани по описанию, приведенному ниже.
Эта ткань характерна для растений. Клетки ее живые. Их форма — вытянутая. Соседние клетки соединены друг с другом, стенки между ними похожи на сито, за что и получили свое название. По клеткам этой ткани происходит передвижение органических веществ от листьев ко всем тканям и органам растения.
Название ткани: ___________________________.
Название клеток: __________________________.
2) Рассмотрите фотографии и ответьте на вопросы.
Какой тканью образованы покровы органов растений, представленных на фотографиях?
————————————————————
Какие функции выполняет эта ткань?
Живыми или мертвыми клетками образована эта ткань?
Фотографии органов каких растений могли бы дополнить иллюстративный ряд для этого задания?
3) В рабочих листах выполните задания 1- 4, которые предполагают один вариант ответа. 5 задание предполагает два варианта ответа.
Будьте внимательны и каждое задание выполняйте самостоятельно. Желаю Вам успеха!
1. Ткань, придающая прочность и опору органам растения:
а) покровная
б) проводящая
в) механическая
2. Передвижение воды с минеральными солями в растении происходит:
а) по древесине
б) по лубу
3. Передвижение органических веществ в растении происходит:
а) по древесине
б) по лубу
4. Стеблю растения придают прочность:
а) ситовидные трубки проводящей ткани
б) волокна механической ткани
в) сосуды проводящей ткани
5. Волокна, каких растений человек использует в своей жизни:
а) льна
б) джута
в) крапивы
г) ромашки
Ответы: 1 – в, 2 – а, 3 – б, 4 – б, 5 – а, б.
Вы выполнили тест? Прошу Вас проверить правильность выполнения данного задания. Проверили?
Выставите оценку, исходя из следующих параметров:
«5» – все правильно (100%)
«4» – 1-2 ошибки (80 – 60%)
«3» – 3 ошибки (50 – 30%)
«2» – 4 и более ошибок (менее 20%)
Выполнение задания в тетради-тренажере с. 26 № 2
Выполнение задания в тетради-тренажере с. 26 № 2
Выполнение теста на листах (один остается у ученика для самооценки, второй затем проверяется учителем для проверки объективности оценки) и за компьютером.
Запись домашнего задания на доске и в дневнике.
Вернемся к вопросам, которые были поставлены в начале урока. Мы ответили на них?
Учитель подводит учащихся к выводу по уроку:
В живых организмах прослеживается связь строения и его функции.
Выставление оценки всем учащимся, учитывая индивидуальную работу, фронтальную работу во время беседы, оценки по тесту.
Вопрос к классу.
Формулировка вывода по уроку.
Вопросы рефлексии:
Мы начали заниматься по новому учебнику. Чем он отличается от других учебников? Нашим гостям будет интересно узнать Ваше мнение. Необходимы ли были для объяснения материала электронного приложения, или можно было изучить данную тему, пользуясь только учебником?
Понравился ли вам сегодняшний урок? Если да, то чем? Выберите из карточек ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. В завершении предложить ребятам поблагодарить друг друга за успешное сотрудничество торжественным рукопожатием.
Всем спасибо. Урок закончен.
Вывод об эмоциональном состоянии учеников после урока
Ткани растений
Тканью называется группа клеток, структурно и функционально взаимосвязанных друг с другом, сходных по происхождению, строению и выполняющих определенные функции в организме. Ткани возникли у высших растений в связи с выходом на сушу и наибольшей специализации достигли у покрытосеменных, у которых их выделяют до 80 видов. Важнейшими тканями растений являются образовательные, покровные, проводящие, механические и основные. Они могут быть простыми и сложными. Простые ткани состоят из одного вида клеток (например, колленхима, меристема), а сложные — из различных по строению клеток, выполняющих кроме основных и дополнительные функции (эпидерма, ксилема, флоэма и др.).
Образовательные ткани, или меристемы, являются эмбриональными тканями. Благодаря долго сохраняющейся способности к делению (некоторые клетки делятся в течение всей жизни) меристемы участвуют в образовании всех постоянных тканей и тем самым формируют растение, а также определяют его длительный рост.
Клетки образовательной ткани тонкостенные, многогранные, плотно сомкнутые, с густой цитоплазмой, с крупным ядром и очень мелкими вакуолями. Они способны делиться в разных направлениях.
По происхождению меристемы бывают первичные и вторичные. Первичная меристема составляет зародыш семени, а у взрослого растения сохраняется на кончике корней и верхушках побегов, что делает возможным их нарастание в длину. Дальнейшее разрастание корня и стебля по диаметру (вторичный рост) обеспечивается вторичными меристемами — камбием и феллоге-ном. По расположению в теле растения различают верхушечные (апикальные), боковые (латеральные), вставочные (интеркаляр-ные) и раневые (травматические) меристемы.
Покровные ткани располагаются на поверхности всех органов растения. Они выполняют главным образом защитную функцию — защищают растения от механических повреждений, проникновения микроорганизмов, резких колебаний температуры, излишнего испарения и т. п. В зависимости от происхождения различают три группы покровных тканей —эпидермис, перидерму и корку.
Эпидермис (эпидерма, кожица) — первичная покровная ткань, расположенная на поверхности листьев и молодых зеленых побегов (рис. 8.1). Она состоит из одного слоя живых, плотно сомкнутых клеток, не имеющих хлоропластов. Оболочки клеток обычно извилистые, что обусловливает их прочное смыкание. Наружная поверхность клеток этой ткани часто одета кутикулой или восковым налетом, что является дополнительным защитным приспособлением. В эпидерме листьев и зеленых стеблей имеются устьица, которые регулируют транспирацию и газообмен растения.
Перидерма — вторичная покровная ткань стеблей и корней, сменяющая эпидермис у многолетних (реже однолетних) растений (рис. 8.2.). Ее образование связано с деятельностью вторичной меристемы —феллогена (пробкового камбия), клетки которого делятся и дифференцируются в центробежном направлении (наружу) в пробку (феллему), а в центростремительном, (внутрь) — в слой живых паренхимных клеток (феллодерму). Пробка, феллоген и феллодерма составляют перидерму.
Рис. 8.1. Эпидерма листа различных растений: а—хлорофитум; 6 — плющ обыкновенный: в — герань душистая; г — шелковица белая; 1 — клетки эпидермы; 2 — замыкающие клетки устьиц; 3 — устьичная щель.
Рис 8.2. Перидерма стебля бузины (а — поперечный разрез побега, б — чечевички): I—выполняющая ткань; 2 — остатки эпидермы; 3 — пробка (феллема); 4 — феллоген; 5 — феллодерма.
Клетки пробки пропитаны жироподобным веществом — суберином —и не пропускают воду и воздух, поэтому содержимое клетки отмирает и она заполняется воздухом. Многослойная пробка образует своеобразный чехол стебля, надежно предохраняющий растение от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Для газообмена и транспирации живых тканей, лежащих под пробкой, в последней имеются особые образования —чечевички; это разрывы в пробке, заполненные рыхло расположенными клетками.
Корка образуется у деревьев и кустарников на смену пробке. В более глубоко лежащих тканях коры закладываются новые участки феллогена, формирующие новые слои пробки. Вследствие этого наружные ткани изолируются от центральной части стебля, деформируются и отмирают, На поверхности стебля постепенно образуется комплекс мертвых тканей, состоящий из нескольких слоев пробки и отмерших участков коры. Толстая корка служит более надежной защитой для растения, чем пробка.
Проводящие ткани обеспечивают передвижение воды и растворенных в ней питательных веществ по растению. Различают два вида проводящей ткани — ксилему (древесину) и флоэму (луб).
Ксилема —это главная водопроводящая ткань высших сосудистых растений, обеспечивающая передвижение воды с растворенными в ней минеральными веществами от корней к листьям и другим частям растения (восходящий ток). Она также выполняет опорную функцию. В состав ксилемы входят трахеиды и трахеи (сосуды) (рис. 8.3), древесинная паренхима и механическая ткань.
Трахеиды представляют собой узкие, сильно вытянутые в длину мертвые клетки с заостренными концами и одревесневшими оболочками. Проникновение растворов из одной трахеиды в другую происходит путем фильтрации через поры — углубления, затянутые мембраной. Жидкость по трахеидам протекает медленно, так как поровая мембрана препятствует движению воды. Трахеиды встречаются у всех высших растений, а у большинства хвощей, плаунов, папоротников и голосеменных служат единственным проводящим элементом ксилемы. У покрытосеменных растений наряду с трахеидами имеются сосуды.
Рис 8.3. Элементы ксилемы (а) и флоэмы (6): 1—5 — кольчатая, спиральная, лестничная и пористая (4, 5) трахеи соответственно; 6 — коль чатая и пористая трахеиды; 7 — ситовидная трубка с клеткой-спутницей.
Трахеи (сосуды) —это полые трубки, состоящие из отдельных члеников, расположенных друг над другом. В члениках на поперечных стенках образуются сквозные отверстия — перфорации, или эти стенки полностью разрушаются, благодаря чему скорость тока растворов по сосудам многократно увеличивается. Оболочки сосудов пропитываются лигнином и придают стеблю дополнительную прочность. В зависимости от характера утолщения оболочек различают трахеи кольчатые, спиральные, лестничные и др. (см. рис. 8.3).
Флоэма проводит органические вещества, синтезированные в листьях, ко всем органам растения (нисходящий ток). Как и ксилема, она является сложной тканью и состоит из ситовидных трубок с клетками-спутницами (см. рис. 8.3), паренхимы и механической ткани. Ситовидные трубки образованы живыми клетками, расположенными одна над другой. Их поперечные стенки пронизаны мелкими отверстиями, образующими как бы сито. Клетки ситовидных трубок лишены ядер, но содержат в центральной части цитоплазму, тяжи которой через сквозные отверстия в поперечных перегородках проходят в соседние клетки. Ситовидные трубки, как и сосуды, тянутся по всей длине растения. Клетки-спутницы соединены с члениками ситовидных трубок многочисленными плазмодесмами и, по-видимому, выполняют часть функций, утраченных ситовидными трубками (синтез ферментов, образование АТФ).
Ксилема и флоэма находятся в тесном взаимодействии друг с другом и образуют в органах растения особые комплексные группы — проводящие пучки.
Механические ткани обеспечивают прочность органов растений. Они составляют каркас, поддерживающий все органы растений, противодействуя их излому, сжатию, разрыву. Основными характеристиками строения механических тканей, обеспечивающими их прочность и упругость, являются мощное утолщение и одревеснение их оболочек, тесное смыкание между клетками, отсутствие перфораций в клеточных стенках.
Механические ткани наиболее развиты в стебле, где они представлены лубяными и древесинными волокнами. В корнях механическая ткань сосредоточена в центре органа.
В зависимости от формы клеток, их строения, физиологического состояния и способа утолщения клеточных оболочек различают два вида механической ткани: колленхиму и склеренхиму, (рис. 8.4).
Рис. 8.4. Механические ткани: а —уголковая колленхима; 6— склеренхима; в -— склереиды из плодов алычи: 1 — цитоплазма, 2 —утолщенная клеточная стенка, 3 — поровые канальцы.
Колленхима представлена живыми паренхимными клетками с неравномерно утолщенными оболочками, делающими их особенно хорошо приспособленными для укрепления молодых растущих органов. Будучи первичными, клетки колленхимы легко растягиваются и практически не мешают удлинению той части растения, в которой находятся. Обычно колленхима располагается отдельными тяжами или непрерывным цилиндром под эпидермой молодого стебля и черешков листьев, а также окаймляет жилки в листьях двудольных. Иногда колленхима содержит хлоропласты.
Склеренхима состоит из вытянутых клеток с равномерно утолщенными, часто одревесневшими оболочками, содержимое которых отмирает на ранних стадиях. Оболочки склеренхимных клеток обладают высокой прочностью, близкой к прочности стали. Эта ткань широко представлена в вегетативных органах наземных растений и составляет их осевую опору.
Различают два типа склеренхимных клеток: волокна и склереиды. Волокна — это длинные тонкие клетки, обычно собранные в тяжи или пучки (например, лубяные или древесинные волокна). Склереиды — это округлые мертвые клетки с очень толстыми одревесневшими оболочками. Ими образованы семенная кожура, скорлупа орехов, косточки вишни, сливы, абрикоса; они придают мякоти груш характерный крупчатый характер.
Основная ткань, или паренхима, состоит из живых, обычно тонкостенных клеток, которые составляют основу органов (откуда и название ткани). В ней размещены механические, проводящие и другие постоянные ткани. Основная ткань выполняет ряд функций, в связи с чем различают ассимиляционную (хлоренхиму), запасающую, воздухоносную (аэренхиму) и водоносную паренхиму (рис. 8.5).
Рис 8.5. Паренхимные ткани: 1—3 — хлорофиллоносная (столбчатая, губчатая и складчатая соответственно); 4—запасающая (клетки с зернами крахмала); 5 — воздухоносная, или аэренхима.
Клетки ассимиляционной ткани содержат хлоропласты и выполняют функцию фотосинтеза. Основная масса этой ткани сосредоточена в листьях, меньшая часть — в молодых зеленых стеблях.
В клетках запасающей паренхимы откладываются белки, углеводы и другие вещества. Она хорошо развита в стеблях древесных растений, в корнеплодах, клубнях, луковицах, плодах и семенах. У растений пустынных местообитаний (кактусы) и солончаков в стеблях и листьях имеется водоносная паренхима, служащая для накопления воды (например, у крупных экземпляров кактусов из рода карнегия в тканях содержится до 2—3 тыс. л воды). У водных и болотных растений развивается особый тип основной ткани — воздухоносная паренхима, или аэренхима. Клетки аэренхимы образуют крупные воздухоносные межклетники, по которым воздух доставляется к тем частям растения, связь которых с атмосферой затруднена
Виды тканей растений и их функции
Содержание
- Виды тканей у высших растений
- Образовательная ткань растений
- Покровная ткань растений
- Механическая ткань растений
- Проводящие ткани растений
- Основная ткань
- Выделительные ткани
- Что мы узнали?
Бонус
- Тест по теме
Виды тканей у высших растений
Выделяют следующие виды тканей растений:
- образовательные (меристема);
- покровные;
- механические;
- проводящие;
- основные;
- выделительные.
Все эти ткани имеют свои особенности строения и отличаются друг от друга выполняемыми функциями.
Рис.1 Ткани растений под микроскопом
Образовательная ткань растений
Образовательная ткань – это первичная ткань, из которой образуются все другие ткани растения. Она состоит из особых клеток, способных к многократному делению. Именно из этих клеток состоит зародыш любого растения.
Эта ткань сохраняется и у взрослого растения. Она располагается:
- внизу корневой системы и на верхушках стеблей (обеспечивает рост растения в высоту и развитие корневой системы) – верхушечная образовательная ткань;
- внутри стебля (обеспечивает рост растения в ширину, его утолщение) – боковая образовательная ткань;
Покровная ткань растений
Покровная ткань относится к защитным тканям. Она необходима для того, чтобы защищать растение от резких перепадов температуры, от излишнего испарения воды, от микробов, грибов, животных и от всякого рода механических повреждений.
Покровные ткани растений образованы клетками, живыми и мертвыми, способными пропускать воздух, обеспечивая необходимый для роста растения газообмен.
Строение покровной ткани растений таково:
- сначала расположена кожица или эпидерма, которая покрывает листья растения, стебли и наиболее уязвимые части цветка; клетки кожицы живые, эластичные, они защищают растение от излишней потери влаги;
- далее находится пробка или перидерма, которая также располагается на стеблях и корнях растения (там, где образуется слой пробки, кожица отмирает); пробка защищает растение от неблагоприятных воздействий окружающей среды.
Также выделяют такой вид покровной ткани как корка. Эта самая прочная покровная ткань, пробка в данном случае образуется не только на поверхности, но и в глубине, причём верхние ее слои потихоньку отмирают. По сути, корка состоит из пробки и мёртвых тканей.
Рис.2 Корка – вид покровной ткани растения
Для дыхания растения в корке образуются трещинки, на дне которых располагаются специальные отростки, чечевички, через которые и происходит газообмен.
Механическая ткань растений
Механические ткани придают растению нужную ему прочность. Именно благодаря их наличию растение может выдерживать сильные порывы ветра и не ломаются под струями дождя и под тяжестью плодов.
Выделяют два основных вида механических тканей: лубяные и древесные волокна.
Проводящие ткани растений
Проводящая ткань обеспечивает транспортировку воды с растворёнными в ней минералами.
Эта ткань образует две транспортные системы:
- восходящую (от корней к листьям);
- нисходящую (от листьев ко всем остальным частям растений).
Восходящая транспортная система состоит из трахеид и сосудов (ксилема или древесина), причём сосуды более совершенные проводящие средства, чем трахеиды.
В нисходящих системах ток воды с продуктами фотосинтеза проходит по ситовидным трубкам (флоэма или луб).
Ксилема и флоэма образуют сосудисто-волокнистые пучки – «кровеносную систему» растения, которая пронизывает его полностью, соединяя в одно целое.
Основная ткань
Основная ткань или паренхима – является основой всего растения. В неё погружены все остальные виды тканей. Это живая ткань и выполняет она разные функции. Именно из-за этого выделяются разные её виды (информация о строении и функциях разных видов основной ткани представлена в таблице ниже).
Основные типы тканей многоклеточных растений
Понятие «ткань растительного организма». Типы тканей
Для большинства многоклеточных организмов характерно, что во время их развития клетки начинают отличаться по строению и функциям, которые выполняют. Это явление именуется в науке дифференциацией. В результате данного процесса формируются ткани многоклеточных организмов.
Ткань – это определенная совокупность клеток, которые имеют одинаковое происхождение, подобное строение и выполняют однородные функции.
Высшие растения и большинство многоклеточных животных имеют несколько типов развитых тканей. Но у многоклеточных водорослей, грибов и губок таких тканей нет или же они слабо дифференцированы. У растений все виды тканей, без исключений, формируются из образовательной ткани. Ткани многоклеточных растений делят на образовательные, покровные, основные, проводящие, механические. Рассмотрим их строение и функции более подробно.
Образовательные ткани
Образовательные ткани (или меристема) состоят из клеток, способных к делению. Именно они дают начало клеткам всех остальных типов. Клетки образовательных тканей отличаются большим ядром и тонкими эластичными стенками с небольшим содержанием целлюлозы.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
По месту локализации в растении меристема может быть: верхушечной, боковой и вставной. Верхушечная меристема находится на верхушке побега или корня. Она обеспечивает рост этих органов в длину. Боковая меристема (камбий) находится в середине многолетних корней и побегов, охватывает их центральную часть в виде цилиндра. Она отвечает за рост растения в толщину. Вставная меристема расположена в основании междоузлий стебля некоторых растений (например – злаков). Так же, как и верхушечная, она обеспечивает рост побега в длину. При этом, такой рост называют вставным, потому как он происходит в результате удлинения междоузлий.
Покровные ткани
Покровные ткани располагаются на поверхности органов растений. Они отделяют внутренние ткани от внешней среды, защищают их от неблагоприятного влияния окружающего мира и различных повреждений. Покровные ткани могут состоять из разных клеток, в том числе живых или отмерших. Различают основные виды покровных тканей: эпидермис (кожицу) и перидерму.
Кожица (эпидермис или эпидерма) это первичная покровная ткань. Она представлена одним слоем небольших толстостенных, плотно сомкнутых клеток, лишенных хлоропластов. Оболочки клеток эпидермиса плотно прилегают друг к другу. Это достигается за счет того, что обычно оболочки этих клеток извилистые. Сверху кожицу может покрывать слой воскообразного вещества – кутикулы. Это естественное приспособление, предотвращающее у растения излишнее испарение воды. Кроме того поверхность кожицы часто может быть покрыта волосками различного строения. Их функции зависят от строения и расположения ( у крапивы – защита, корневые волоски – питание растения). В кожице имеются особые образования – устьица. Они обеспечивают связь растения с атмосферой (газообмен и транспирация).
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
У многолетних растений эпидерма заменяется вторичной покровной тканью – перидермой (пробкой). Утолщенные стенки клеток пропитываются жироподобным веществом, после чего становятся непроницаемыми для воды и воздуха. Образуется пробка (пробковое вещество). На поверхности пробки образуются небольшие горбики — чечевички. Через них происходит газообмен и транспирация.
Проводящие ткани
У растений имеются два вида проводящих тканей, обеспечивающих восходящий и нисходящий транспорт веществ. Эти ткани называются ксилема и флоэма.
Ксилема состоит из трахеид и трахей (сосудов). Она отвечает за транспорт воды и растворенных в ней веществ от корней растения к остальным органам (восходящий транспорт). Трахеиды – это вытянутые в длину уже мертвые клетки. Их оболочки одревеснели. Транспорт осуществляется за счет фильтрации через поры. Трахеи имеют вид полых трубок, состоящих из отдельных сегментов друг над другом. Их оболочки пропитаны лигнином.
Флоэма состоит из ситовидных трубочек. Это живые клетки, по которым осуществляется транспорт органических веществ (нисходящий поток).
Сосуды, трахеиды и ситовидные трубочки совместно с основными и механическими тканями образовывают сосудисто-волокнистые пучки (к примеру — жилки в листе). У растений могут встречаться и млечеточники – удлиненные проводящие клетки, по которым движется сок (латекс) оранжевого или молочно-белого цвета — одуванчик, чистотел, гевея.
Механические ткани
Прочность и гибкость растениям придают механические ткани. Оны выполняют опорную функцию в растительном организме. Представлены они лубяными и древесинными волокнами. Эти ткани состоят из живых и отмерших клеток, имеющих вытянутую форму и неравномерно утолщенные клеточные стенки. В зависимости от строения клеток, их формы и состояния, утолщения клеточных оболочек, выделяют две разновидности механической ткани: колленхиму и склеренхиму.
Колленхима состоит из живых клеток, располагается под эпидермисом молодого побега. Она может содержать хлоропласты и принимать участие в фотосинтезе.
Склеренхима состоит из отмерших одеревеневших клеток. Склеренхима может входить в состав не только побегов, но и в состав семенной кожуры, скорлупы орехов, косточек плодов.
Основная ткань
Основная ткань (паренхима) состоит преимущественно из живых клеток с большими межклеточниками. Паренхима заполняет промежутки между клетками других типов. В зависимости от особенностей строения основной ткани и выполняемых функций, она бывает нескольких разновидностей: фотосинтезирующая (содержит хлоропласты и находится преимущественно в листьях), запасающая (в плодах, корнях, в сердцевине растения). У кактусов и алоэ очень развита водозапасающая паренхима.
Главное, что следует отметить – строение клеток тканей тесно связано с теми функциями, которые клетки этой ткани выполняют.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
Ткани которые могут выполнять проводящие функции
Тема: Основные ткани
Материалы. Листья редьки (Raphanus), алоэ (Aloe vera), клубень картофеля (Solanum tuberosum), черешок листа кувшинки (Nymphaea), стебель ситника (Juncus); постоянный препарат «Поперечный срез стебля рдеста (Potamogeton natans)».
Под названием основных объединяют ткани, составляющие основную массу различных органов растения. Их также называют основной паренхимой или просто паренхимой. Основная ткань состоит из живых паренхимных, более или менее округлых клеток с тонкими целлюлозными стенками. Между клетками имеются межклетники. В клетках обычно заметны вакуоли. Основная паренхима может выполнять какую-либо основную функцию, например, в листе она является ассимилирующей, в органах водных растений пронизана воздухоносными ходами и носит название аэренхимы. Особенно часто основная ткань служит для отложения запасных продуктов.
В систему ассимиляционных (синтезирующих) тканей объединяют ткани, основной функцией которых является ассимиляция в узком смысле, т. е. фотосинтез. У всех растений эти ткани по общей форме их клеток относятся к паренхимным; у высших растений они обычно имеют зеленую окраску, и ассимиляционная ткань у них может быть названа зеленой паренхимой, хлорофиллоносной паренхимой или, хлоренхимой. Клетки хлоренхимы имеют целлюлозные оболочки, обычно тонкие, без выраженных пор. Протопласт расположен в постенном слое, центральная часть клетки занята крупной вакуолью. Доступ углекислоты к клеткам хлоренхимы облегчается тем, что в ней имеется система межклетников, образующих связанную систему, сообщающуюся с атмосферой.
Аэренхима (воздухоносная ткань) — ткань, с преобладающей функцией газообмена (вентиляции), имеющая крупные межклетники. Паренхимные клетки воздухоносной ткани могут иметь различные модификации и сочетания, что обуславливает характер межклетников. Аэренхима развита у растений с затрудненным газообменом.
Запасающие ткани несут функцию накопления и хранения запасов воды и пластических (органических) веществ. Ткани, запасающие воду (водоносные ткани), состоят либо из живых паренхимных клеток с тонкими целлюлозными оболочками, иногда ослизняющимися, либо из мертвых клеток — трахеид с одревесневающими оболочками (рис. 65).
Рис. 65. Водоносные ткани:
А — схема поперечного разреза через лист алоэ (Aloe vera); Б — водоносные трахеиды в листе молочая (Euphorbia); В — поперечные срезы листа эпифитного растения — пеперомии (Peperomia trichocarpa),
(1) — свежего листа, (2) — листа отделенного от стебля и выдержанного в течении четырех дней при температуре 18 ° -20 ° С.
1 — проводящие пучки, 2 — хлоренхима, 3 — эпидерма, 4 — водоносная ткань, 5 — столбчатая паренхима, 6 — губчатая паренхима.
Ткани, запасающие пластические вещества делят на два типа: 1) ткани, накапливающие запасы в полостях клеток; 2) ткани с запасами в полостях клеток и в их оболочках (рис. 66). Запасающие ткани обеих типов состоят из живых паренхимных клеток.
Рис. 66. Клетки семян с запасными веществами в оболочках:
А — купены (Polygonatum officinale); Б — рябчика (Fritillaria imperialis).
Задание 1. Приготовить временный препарат поперечного среза листа редьки (Raphanus). Изучить особенности строения ассимиляционной ткани (рис. 67).
Последовательность работы. При малом увеличении микроскопа рассмотреть хлоренхиму, находящуюся непосредственно под эпидермой. В соответствии с тем, что работа ассимиляции происходит за счет солнечной энергии, она располагается в местах органов, наиболее доступных действию света. Через устьица подается с воздухом, необходимый для работы фотосинтеза, углекислый газ. Близ хлоренхимы, с другой стороны, разветвляются проводящие пучки, подающие в их ксилемной части воду, требующуюся для фотосинтеза, и отводящие в их флоэмной части продукты фотосинтеза, главным образом, в виде глюкозы.
Рис. 67. Ассимиляционная ткань на поперечном срезе листа редьки (Raphanus):
1 — верхняя эпидерма, 2 — нижняя эпидерма, 3 — устьице, 4 — палисадная паренхима,
5 — губчатая паренхима,6 — ксилема, 7 — камбий, 8 — флоэма, 9 — склеренхима.
Хлоренхима в листе редьки дифференцирована на палисадную (столбчатую) и губчатую ткани. Палисадная ткань состоит из удлиненных клеток цилиндрической формы, расположенных так, что продольные оси их приблизительно параллельны друг другу и перпендикулярны поверхности органа; межклетники расположены, главным образом, между продольно вытянутыми частями оболочек соседних клеток. Губчатая ткань построена из клеток более или менее округлых. Межклетники образуют сложную сетчатую систему.
Задание 2. Приготовить препарат среза клубня картофеля (Solanum tuberosum) в капле воды, а затем йода в йодистом калии и ознакомиться с общими чертами запасающей паренхимы.
Последовательность работы. При малом увеличении рассмотреть крупные тонкостенные клетки округлой формы с межклетниками (рис. 68). Клетки заполнены крахмальными зернами различного размера. Ввести под покровное стекло каплю раствора йода в йодистом калии. Пронаблюдать изменение цвета крахмальных зерен .
Рис. 68. Запасающая паренхима клубня картофеля (Solanum tuberosum):
1 — крахмальные зерна.
Задание 3. Приготовить поперечный срез листа алоэ (Aloe vera) и ознакомиться со строением водозапасающей ткани. Зарисовать схематично (рис. 65).
Последовательность работы. Рассмотреть водоносную запасающую ткань, занимающую основную часть листа и расположенную под хлоренхимой. Водоносная ткань состоит из крупных тонкостенных клеток, которые содержат слизи, помогающие удерживать воду. Сделать схематичный рисунок, обозначив водоносную ткань, хлоренхиму, эпидерму и проводящие пучки.
Задание 4. Рассмотреть аэренхиму на постоянном препарате поперечного среза стебля рдеста (Potamogeton natans) или на временном препарате поперечного среза черешка листа кувшинки (Nymphaea) или стебля ситника (Juncus).
Последовательность работы. При малом увеличении на срезе стебля рдеста сразу под эпидермой видна необычного вида ткань с крупными полостями, отделенными друг от друга одним рядом относительно мелких клеток. Межклетники, тянущиеся вдоль стебля, называют воздухоносными ходами. Они служат для накопления воздуха и его циркуляции по всему растению (рис. 69).
Рис. 69. Аэрэнхима стебля рдеста (Potamogeton natans):
- Почему основные ткани получили такое название?
- Каковы функции основных тканей?
- Из каких клеток состоит основная ткань?
- На каком принципе построена классификация основных тканей?
- В каких органах растения встречают различные типы основной ткани?