Является ли политическая партия некоммерческой организацией
Государственная регистрация региональных отделений политических партий на территории свердловской области
Крыжановская А.П.,
главный специалист-эксперт отдела
по делам некоммерческих организаций
Главного управления Министерства юстиции РФ
по Свердловской области
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее – Закон о политических партиях) в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Государство гарантирует равенство политических партий перед законом независимо от их идеологии, целей и задач.
Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:
1) политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;
2) в политической партии должно состоять не менее 500 членов политической партии с учетом требований, которые предусмотрены Законом о политических партиях. Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях;
3) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.
Под региональным отделением политической партии в Законе о политических партиях понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.
Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе.
Основными целями политической партии являются:
— формирование общественного мнения;
— политическое образование и воспитание граждан;
— выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
— выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.
Процедура регистрации региональных отделений политических партий определяется Законом о политических партиях, Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Подтверждением государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии или ее региональном отделении в единый государственный реестр юридических лиц.
Решение о государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений принимается соответственно федеральным уполномоченным органом и его территориальными органами – Министерством юстиции Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, а также функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций.
Порядок предоставления государственной услуги по приятию решения о государственной регистрации политических партий, а также региональных отделений политических партий установлен приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 № 455 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций».
На территории Свердловской области решение о государственной регистрации региональных отделений политических партий принимает Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области.
Государственная регистрация региональных отделений политической партии осуществляется после государственной регистрации политической партии, при этом не менее чем в половине субъектов Российской Федерации государственная регистрация региональных отделений политической партии должна быть осуществлена не позднее чем через 6 месяцев со дня государственной регистрации политической партии.
Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган при установлении соответствия документов, необходимых для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, требованиям Закона о политических партиях принимает решение о государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
Государственная регистрация регионального отделения политической партии отличается от регистрации иной некоммерческой организации.
Для государственной регистрации регионального отделения политической партии представляется заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме № Р11001 (утвержденное приказом Федеральной налоговой службы России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@), подписанное уполномоченными лицами политической партии, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства и контактных телефонов, а также следующие документы:
— копия решения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения о создании (преобразовании) региональных (территориальных) отделений политической партии либо копия решения уполномоченного органа политической партии о создании (преобразовании) региональных (территориальных) отделений политической партии;
— заверенная уполномоченными лицами политической партии копия документа о государственной регистрации политической партии;
— заверенные уполномоченными лицами политической партии копии устава и программы политической партии;
— заверенная уполномоченными лицами регионального отделения политической партии копия протокола конференции или общего собрания регионального отделения политической партии с указанием численности членов политической партии в ее региональном отделении, а также места нахождения руководящих органов регионального отделения политической партии;
— документ об уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.;
— сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа регионального отделения политической партии, по которому осуществляется связь с региональным отделением политической партии (указываются в соответствующей графе заявления);
— список членов регионального отделения политической партии.
Территориальный орган не вправе требовать от политической партии представления документов, не предусмотренных Законом о политических партиях для государственной регистрации регионального отделения политической партии.
Региональному отделению политической партии может быть отказано в государственной регистрации в случае, если:
1) не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о политических партиях для государственной регистрации регионального отделения политической партии;
2) территориальным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации регионального отделения политической партии документах информация не соответствует требованиям Закона о политических партиях;
3) не устранены основания, вызвавшие приостановление государственной регистрации регионального отделения политической партии.
В случаях, предусмотренных Законом о политических партиях, федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган принимает решение о приостановлении государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения до устранения оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, но не более чем на 3 месяца. В случае принятия решения о приостановлении государственной регистрации федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган выдает уполномоченному лицу политической партии или ее регионального отделения письменное мотивированное заключение.
Неустранение оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, в установленный указанным решением срок является основанием для принятия федеральным уполномоченным органом или его территориальным органом решения об отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения.
В случае отказа в государственной регистрации регионального отделения политической партии о принятом решении в письменной форме сообщается заявителю (заявителям) с указанием оснований отказа.
Общий срок предоставления государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации регионального отделения политической партии Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области не превышает 30 дней.
Фактом завершения государственной услуги является получение заявителем документов, подтверждающих государственную регистрацию, в том числе свидетельства о государственной регистрации регионального отделения политической партии, свидетельства о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, полученного из регистрирующего органа.
В срок предоставления государственной услуги Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области не входит срок, предусмотренный для внесения регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи и сообщения об этом в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области.
По состоянию на май 2012 г. на территории Свердловской области было зарегистрировано 7 региональных отделений политических партий.
Федеральным законом от 02.04.2012 № 28-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» были внесены изменения в Закон о политических партиях.
Согласно внесенным изменениям минимальная численность членов политической партии сократилась с 40 тыс. до 500, представляющих не менее 50% регионов страны.
Внесенные изменения повысили возможность реального осуществления конституционного права граждан на объединение в политические партии.
На территории Российской Федерации зарегистрировано 74 политических партии.
На территории Свердловской области прошли государственную регистрацию 60 региональных отделений политический партий, 50 из которых зарегистрированы с учетом внесенных изменений.
В заключение хотелось бы отметить, что с внесением изменений в Закон о политических партиях созданы предпосылки для возрастания политической конкуренции.
Политические партии становятся полноправными институтами гражданского общества.
Политическая партия как юридическое лицо
Правовое положение политических партий определяется Законом Р Ф «О политических партиях» № 95-ФЗ от 11.07.2001 г. ( в дальнейшем — «Закон»). Этот Закон принят в развитие Конституции России, согласно которой политические партии являются одной из форм осуществления гражданами права на объединение. Однако это конституционное право имеет более широкую сферу применения, нас же интересует, что представляет собой политическая партия как юридическое лицо.
В ст. 3 Закона политическая партия названа общественным объединением. Это объединение имеет политические цели ( участие в выборах и референдумах, общественных и политических акциях) и должно удовлетворять определенным ( порой, достаточно жестким) требованиям. Эти требования содержатся в ст. 3 Закона и многие их них уже привлекли внимание общественности. Как тут, в частности, не вспомнить о минимальной численности членов партии в 10 000 человек и о том, что она должна иметь отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации с определенной численностью членов и другие. Многие говорят: введенные ограничения настолько серьезны, что вступают в противоречие с конституционным правом на объединение, существенно затрудняя гражданам его осуществление. Однако поскольку эти ограничения содержатся в Законе, отменить их может только Конституционный Суд России, пока же на практике они будут применяться.
Признание политической партии общественным объединением предполагает возможность субсидиарного применения к партиям Закона « Об общественных объединениях». Вряд ли политическую партию можно считать особой ( новой) формой некоммерческой организации, отличной от общественного объединения. Правда, на практике случаи субсидиарного применения норм Закона « Об общественных объединениях» к партиям вряд ли будут частыми. Ведь Закон « О политических партиях» намного более четко и логично регламентирует деятельность партии, особенно если сравнивать его с устаревшим и противоречивым Законом « Об общественных объединениях».
Вместе с тем, нельзя не учитывать что с принятием Закона « О политических партиях» Закон « Об общественных объединениях» остался без изменения. Между тем, в нем предусмотрены так называемые политические общественные объединения. Их функции теперь могут осуществлять только политические партии. Поэтому политические общественные объединения в течение двух лет должны быть преобразованы в политические партии ( ст. 47 Закона), в противном случае они станут обычными общественными объединениями.
Выдвигать кандидатов в депутаты и на иные выборные должности может теперь только политическая партия. Что касается иного участия в выборах и референдумах, то монополии на это политические партии не имеют. В частности, в избирательных блоках вместе с политическими партиями могут участвовать и иные общественные объединения ( ст. 36 Закона).
Наименование политической партии должно содержать указание на ее организационно-правовую форму — «партия». Причем никакие другие юридические лица не могут включать в свое наименование слово « партия». В наименовании можно использовать слово « Россия» или « российская», но запрещено указывать наименования каких-либо государственных органов или граждан ( ст. 6 Закона).
Политические партии создаются двумя основными способами — заново, т. е. на учредительном съезде, или путем реорганизации из общероссийской общественной организации ( движения).
И сама политическая партия, и ее региональные отделения признаются юридическими лицами с момента их государственной регистрации ( ст. 15 Закона). Сначала регистрируется партия в целом, затем — ее региональные отделения. Причем если этих отделений будет зарегистрировано недостаточно, может быть аннулирована и регистрация партии в целом.
Собственником имущества признается политическая партия в целом, отдельные ее члены не имеют прав на имущество партии. Региональные отделения партии и иные ее зарегистрированные структурные подразделения имеют в отношении закрепленного за ними имущества партии право оперативного управления ( ст. 28 Закона). По-видимому, право оперативного управления имеют только те подразделения, которые признаны юридическими лицами. Таким образом, в российском законодательстве появился еще один субъект права оперативного управления, кроме учреждений и казенных предприятий.
Правда, это не вполне укладывается в рамки действующего ГК. Согласно ст. 296 ГК право оперативного управления могут иметь лишь казенные предприятия и учреждения. И список таких субъектов, вроде бы, закрытый. Правда, перечень некоммерческих организаций по ГК сконструирован как открытый ( ст. 50 ГК), но это не решает проблемы. Возникает коллизия, разрешение которой в пользу приоритета норм ГК ( согласно п. 2 ст. 3 ГК), еще более запутает ситуацию. Ведь вопрос о праве отделений политической партии на имущество « повисает в воздухе». Если у них есть право собственности, то как соотнести его с правом собственности политической партии, если какое-нибудь другое право, то какое? Ответа нет. Проще будет согласиться с вариантом, предложенным Законом, и внести изменения в ГК.
Не менее интересным является вопрос о том, кто выступает учредителем отделений политической партии — сама партия или ее члены, проживающие в регионе. Очевидно, что если партия — собственник имущества, то она должна выступать и в качестве учредителя. Что же касается членов партии, то они наделяются учредителем правами образовать органы управления отделения ( подразделения). При этом сами они учредителями отделения ( подразделения) не становятся.
Отделения ( подразделения) политической партии отвечают по своим обязательствам всем закрепленным на ними имуществом. И в этом состоит отличие данных обладателей права оперативного управления от учреждений ( последние отвечают лишь денежными средствами). Субсидиарную ответственность по долгам своих отделений ( подразделений) несет политическая партия в целом. Здесь использована, по сути, та же модель, что и во взаимоотношениях учреждения и собственника его имущества.
Учредительным документом политической партии является ее устав. Положения, которые должны быть в уставе, четко названы в Законе. Что касается других документов, которые подлежат представлению в регистрирующий орган, то они учредительными документами не являются, за исключением, пожалуй, решения о создании отделения ( иного структурного подразделения), которое будет его учредительным документом в отсутствие устава ( положения).
Членство в политической партии может быть только индивидуальным. Членство существует только в партии в целом, а не в ее отделении ( подразделении). Членами партии могут быть дееспособные граждане, достигшие 18 лет. Участие иностранцев и лиц без гражданства запрещено. Можно быть членом только одной политической партии.
Партия может осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством РФ и уставом партии ( ст. 26 Закона). При этом партия должна использовать полученные от предпринимательской деятельности средства на цели, предусмотренные в ее учредительных документах. Эти средства не могут распределяться между членами партии. Закон ограничивает круг видов предпринимательской деятельности, которую могут осуществлять партии, перечнем, содержащимся в п. 3 ст. 31 Закона. В основном это издательская, полиграфическая, рекламная и информационная деятельность, а также сдача имущества в аренду. Иными видами предпринимательской деятельности партия заниматься не вправе.
Политическая партия может принимать пожертвования, причем круг жертвователей и порядок пожертвования серьезно ограничены ( ст. 30 Закона). Нарушение правил о пожертвовании влечет за собой обязанность политической партии возвратить соответствующее имущество его жертвователю, а при невозможности — перечислить в доход Российской Федерации. Причем здесь, скорее всего, имеет место особое последствие совершения недействительной сделки, когда она, по общему правилу, влечет двустороннюю реституцию, а при ее невозможности — изъятие имущества в доход Российской Федерации. Такие последствия не предусмотрены ГК, но, скорее всего, ему не противоречат ( см. ст. 167 ГК, согласно которой иные последствия недействительности сделки могут быть предусмотрены законом).
Политические партии вправе получать от государства финансирование. Однако требовать его могут не все партии, а лишь те, которые так или иначе победили на выборах ( ст. 33 Закона). Следует отметить, что это правило противоречит ранее сформулированному принципу равной поддержки государством всех политических партий. Последний же принцип напрямую вытекает из норм Конституции Р Ф о равноправии граждан. Впрочем, норма Закона о предоставлении финансовой поддержки также может быть отменена лишь Конституционным Судом Р Ф , что произойдет не скоро, если вообще произойдет.
За политическим партиями осуществляется государственный контроль, четко урегулированный Законом. Наивысшей санкцией при осуществлении такого контроля может быть ликвидация политической партии, менее жесткой — приостановление деятельности по решению суда, самой простой мерой — вынесение предостережения.
Является ли политическая партия некоммерческой организацией
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ИХ ПРИВЕДЕНИЕ В СООТВЕТСТВИЕ С ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Политическая партия представляет собой политическую общественную организацию, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти. От других политических институтов партию отличают свойственные ей функции в отношениях власти, определенная внутренняя организация, наличие программы действия той или иной идеологической системы ориентации, а также ряд других менее значимых признаков. Об этом читайте в нашей статье.
В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
Право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии включает в себя:
— право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями;
— право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в них;
— право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами;
— право беспрепятственно выходить из политических партий.
Особенности создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации регламентируются Федеральным законом от 11.07.2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях» (далее — Закон N 95-ФЗ).
Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Политическая партия является видом общественной организации как организационно-правовой формы юридических лиц
Политическая партия должна отвечать следующим требованиям (пункт 2 статьи 3 Закона N 95-ФЗ):
1) политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;
2) в политической партии должно состоять не менее пятисот членов политической партии с учетом требований, которые предусмотрены пунктом 6 статьи 23 Закона N 95-ФЗ. Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях;
3) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.
Пункт 4 статьи 3 Закона N 95-ФЗ раскрывает основные цели политической партии:
а) формирование общественного мнения.
Из Конституции Российской Федерации, которая запрещает навязывание гражданам какой-либо идеологии, следует, что общественное мнение формируется в соответствии с целями и задачами партии, утвержденными в ее программе и уставе;
б) политическое образование и воспитание граждан.
Политическая партия должна нести в общество различные идеи, закрепленные в международных конвенциях, соглашениях и актах, — идеи гуманности, расовой терпимости;
в) целями и задачами политической партии являются выражение мнений граждан по различным вопросам общественной жизни и доведение этих мнений до сведения широкой общественности, а также органов государственной власти.
Речь идет о возможности свободного изложения своего видения проблем развития российской действительности членами партии с последующим доведением указанных мнений до широкой общественности и органов государственной власти;
г) выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации (согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»), депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации (исключительное право, закрепленное в пункте 1 статьи 36 Закона N 95-ФЗ), выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов. Порядок выдвижения кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти регулируется Федеральным законом от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Политическая партия вне зависимости от нахождения ее исполнительных органов, региональных отделений вправе осуществлять свою деятельность на всей территории Российской Федерации.
Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности.
При этом деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
Особенности государственной регистрации и деятельности политических партий
Вы здесь
Согласно статье 16 Федерального закона «О политических партиях» политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Федеральным законом «О политических партиях» специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений.
Федеральным законом «О политических партиях» (пункт 2 статьи 3) определены требования, предъявляемые к политической партии для ее государственной регистрации, в том числе численность, которая с 4 апреля 2012 года должна составлять – не менее 500 членов политической партии с учетом требований, которые предусмотрены пунктом 6 статьи 23 Федерального закона «О политических партиях». Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях. Политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии.
Для государственной регистрации политической партии, созданной на учредительном съезде политической партии, в Минюст России представляются следующие документы (статья 16 Федерального закона «О политических партиях»):
а) заявление, подписанное уполномоченными лицами политической партии, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства и контактных телефонов;
б) устав политической партии в трех экземплярах, два из которых сброшюрованы, пронумерованы, заверены уполномоченными лицами политической партии, а также текст устава в машиночитаемом виде;
в) программа политической партии заверенная уполномоченными лицами политической партии, а также текст программы в машиночитаемом виде;
г) заверенные уполномоченными лицами политической партии копии решений учредительного съезда политической партии о создании политической партии, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о создании региональных отделений политической партии, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов с указанием данных о представительстве делегатов на этом съезде и результатах голосования;
д) документ об уплате государственной пошлины;
е) сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа политической партии, по которому осуществляется связь с политической партией;
ж) экземпляр общероссийского периодического печатного издания, в котором опубликованы сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии;
з) заверенные уполномоченными лицами региональных отделений политической партии копии протоколов проведенных не менее чем в половине субъектов Российской Федерации конференций или общих собраний региональных отделений политической партии с указанием численности членов политической партии в ее региональных отделениях по состоянию на день заверения документов, предусмотренных настоящим пунктом, а также места нахождения руководящих органов региональных отделений политической партии.
Для регионального отделения политической партии:
заявление, подписанное уполномоченным лицом политической партии, с указанием его фамилии, имени, отчества, адреса места жительства и контактных телефонов;
копия решения учредительного съезда политической партии о создании региональных (территориальных) отделений политической партии либо копия решения уполномоченного органа политической партии о создании региональных (территориальных) отделений политической партии;
заверенная уполномоченными лицами политической партии копия документа о государственной регистрации политической партии;
заверенные уполномоченными лицами политической партии копии устава и программы политической партии;
заверенная уполномоченными лицами регионального отделения политической партии копия протокола конференции или общего собрания регионального отделения политической партии с указанием численности членов политической
партии в ее региональном отделении, а также места нахождения руководящих органов регионального отделения политической партии;
документ об уплате государственной пошлины;
сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа регионального отделения политической партии, по которому осуществляется связь с региональным отделением политической партии (указываются в соответствующей графе заявления);
список членов регионального отделения политической партии.
Пунктом 5 статьи 27 Федерального закона «О политических партиях» предусмотрена обязанность политической партии, ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений информировать Минюст России или его территориальные органы об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня таких изменений и в течение 14 дней со дня таких изменений представить в Минюст России или его территориальный орган соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о политической партии, ее региональном отделении или ином зарегистрированном структурном подразделении.
Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается Минюстом России его территориальным органом не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения указанных документов в том же порядке, что и решение о государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения.
Формы и образцы документов, необходимых для государственной регистрации политической партии, утверждены:
— приказ Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»;
По результатам рассмотрения документов политической партии Минюстом России принимается решение о государственной регистрации политической партии. В государственной регистрации политической партии может быть отказано
по основаниям, установленным пунктом 1 статьи 20 Федерального закона «О политических партиях» в случае, если:
а) положения устава политической партии противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «О политических партиях» и иным федеральным законам;
б) наименование и (или) символика политической партии не соответствуют требованиям статей 6 и 7 Федерального закона «О политических партиях»;
в) не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» для государственной регистрации политической партии;
г) федеральным уполномоченным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах информация не соответствует требованиям Федерального закона «О политических партиях»;
д) нарушены установленные Федеральным законом «О политических партиях» сроки представления документов, необходимых для государственной регистрации политической партии;
е) не устранены основания, вызвавшие приостановление государственной регистрации политической партии.
Государственная регистрация политической партии может быть приостановлена при наличии следующих оснований:
положения устава политической партии противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «О политических партиях» и иным федеральным законам;
наименование и (или) символика политической партии не соответствуют требованиям статей 6 и 7 Федерального закона «О политических партиях»;
федеральным уполномоченным органом (Минюстом России) установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах информация не соответствует требованиям Федерального закона «О политических партиях».
Государственная регистрация регионального отделения политической партии может быть приостановлена если территориальным органом Минюста России установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации регионального отделения политической партии документах информация не соответствует требованиям Федерального закона «О политических партиях».
Государственная регистрация политической партии (регионального отделения политической партии) приостанавливается до устранения оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, но не более чем на три месяца.
В случае принятия решения о приостановлении государственной регистрации Минюст России или его территориальный орган выдает уполномоченному лицу
политической партии или ее регионального отделения письменное мотивированное заключение. В заключении указываются:
конкретные положения Федерального закона «О политических партиях», послужившие основанием для приостановления государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения;
исчерпывающий перечень несоответствий документов, представленных на государственную регистрацию, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «О политических партиях» и иным федеральным законам. При этом в каждом случае указывается, какому конкретному положению нормативного правового акта не соответствует представленный документ и в чем выражается это несоответствие.
Неустранение оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, в установленный указанным решением срок является основанием для принятия Минюстом России или его территориальным органом решения об отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения.
Размеры государственной пошлины, уплачиваемой за регистрацию.
В соответствии со ст. 333.33. Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: за государственную регистрацию политической партии, а также каждого регионального отделения политической партии – 3 500 рублей. За государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства – 800 рублей.
Плата за повторную выдачу свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации не взимается.
Государственная регистрация региональных отделений политических партий на территории свердловской области
Крыжановская А.П.,
главный специалист-эксперт отдела
по делам некоммерческих организаций
Главного управления Министерства юстиции РФ
по Свердловской области
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее – Закон о политических партиях) в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Государство гарантирует равенство политических партий перед законом независимо от их идеологии, целей и задач.
Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:
1) политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;
2) в политической партии должно состоять не менее 500 членов политической партии с учетом требований, которые предусмотрены Законом о политических партиях. Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях;
3) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.
Под региональным отделением политической партии в Законе о политических партиях понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.
Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе.
Основными целями политической партии являются:
— формирование общественного мнения;
— политическое образование и воспитание граждан;
— выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
— выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.
Процедура регистрации региональных отделений политических партий определяется Законом о политических партиях, Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Подтверждением государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии или ее региональном отделении в единый государственный реестр юридических лиц.
Решение о государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений принимается соответственно федеральным уполномоченным органом и его территориальными органами – Министерством юстиции Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, а также функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций.
Порядок предоставления государственной услуги по приятию решения о государственной регистрации политических партий, а также региональных отделений политических партий установлен приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 № 455 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций».
На территории Свердловской области решение о государственной регистрации региональных отделений политических партий принимает Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области.
Государственная регистрация региональных отделений политической партии осуществляется после государственной регистрации политической партии, при этом не менее чем в половине субъектов Российской Федерации государственная регистрация региональных отделений политической партии должна быть осуществлена не позднее чем через 6 месяцев со дня государственной регистрации политической партии.
Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган при установлении соответствия документов, необходимых для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, требованиям Закона о политических партиях принимает решение о государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
Государственная регистрация регионального отделения политической партии отличается от регистрации иной некоммерческой организации.
Для государственной регистрации регионального отделения политической партии представляется заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме № Р11001 (утвержденное приказом Федеральной налоговой службы России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@), подписанное уполномоченными лицами политической партии, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства и контактных телефонов, а также следующие документы:
— копия решения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения о создании (преобразовании) региональных (территориальных) отделений политической партии либо копия решения уполномоченного органа политической партии о создании (преобразовании) региональных (территориальных) отделений политической партии;
— заверенная уполномоченными лицами политической партии копия документа о государственной регистрации политической партии;
— заверенные уполномоченными лицами политической партии копии устава и программы политической партии;
— заверенная уполномоченными лицами регионального отделения политической партии копия протокола конференции или общего собрания регионального отделения политической партии с указанием численности членов политической партии в ее региональном отделении, а также места нахождения руководящих органов регионального отделения политической партии;
— документ об уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.;
— сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа регионального отделения политической партии, по которому осуществляется связь с региональным отделением политической партии (указываются в соответствующей графе заявления);
— список членов регионального отделения политической партии.
Территориальный орган не вправе требовать от политической партии представления документов, не предусмотренных Законом о политических партиях для государственной регистрации регионального отделения политической партии.
Региональному отделению политической партии может быть отказано в государственной регистрации в случае, если:
1) не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о политических партиях для государственной регистрации регионального отделения политической партии;
2) территориальным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации регионального отделения политической партии документах информация не соответствует требованиям Закона о политических партиях;
3) не устранены основания, вызвавшие приостановление государственной регистрации регионального отделения политической партии.
В случаях, предусмотренных Законом о политических партиях, федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган принимает решение о приостановлении государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения до устранения оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, но не более чем на 3 месяца. В случае принятия решения о приостановлении государственной регистрации федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган выдает уполномоченному лицу политической партии или ее регионального отделения письменное мотивированное заключение.
Неустранение оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, в установленный указанным решением срок является основанием для принятия федеральным уполномоченным органом или его территориальным органом решения об отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения.
В случае отказа в государственной регистрации регионального отделения политической партии о принятом решении в письменной форме сообщается заявителю (заявителям) с указанием оснований отказа.
Общий срок предоставления государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации регионального отделения политической партии Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области не превышает 30 дней.
Фактом завершения государственной услуги является получение заявителем документов, подтверждающих государственную регистрацию, в том числе свидетельства о государственной регистрации регионального отделения политической партии, свидетельства о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, полученного из регистрирующего органа.
В срок предоставления государственной услуги Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области не входит срок, предусмотренный для внесения регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи и сообщения об этом в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области.
По состоянию на май 2012 г. на территории Свердловской области было зарегистрировано 7 региональных отделений политических партий.
Федеральным законом от 02.04.2012 № 28-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» были внесены изменения в Закон о политических партиях.
Согласно внесенным изменениям минимальная численность членов политической партии сократилась с 40 тыс. до 500, представляющих не менее 50% регионов страны.
Внесенные изменения повысили возможность реального осуществления конституционного права граждан на объединение в политические партии.
На территории Российской Федерации зарегистрировано 74 политических партии.
На территории Свердловской области прошли государственную регистрацию 60 региональных отделений политический партий, 50 из которых зарегистрированы с учетом внесенных изменений.
В заключение хотелось бы отметить, что с внесением изменений в Закон о политических партиях созданы предпосылки для возрастания политической конкуренции.
Политические партии становятся полноправными институтами гражданского общества.