Замполиты политруки а попрежнему комиссары
Песни радио и кино
Выпуск № 217
Тексты песен из сборника Песни радио и кино с нотами для голоса и фортепиано
Тексты песен из сборника
Комиссары
Муз. Е. Жарковского, сл. М. Матусовского
Хоть седеют давно виски,
Для меня вы еще не стары —
Замполиты, политруки,
А по-прежнему — комиссары.
Ваше слово на той войне,
К сердцу путь самый верный выбрав,
Шло с гранатами наравне,
Со снарядами всех калибров!
Вы бросали людей в штыки,
Наносили врагу удары —
Замполиты, политруки,
А по-прежнему — комиссары.
Обжигая командой рот, —
Видно, участь у вас такая,—
Всюду первыми шли вперед,
За собою нас увлекая!
Так вели вы вперед полки
Сквозь страдания и пожары, —
Замполиты, политруки,
А по-прежнему — комиссары.
А к рассвету — в огонь опять,
И дорог впереди — без счета.
Побеждать и насмерть стоять!
Ваша главная партработа!
Хоть седеют давно виски,
Для меня вы еще не стары —
Замполиты, политруки,
А по-прежнему — комиссары!
Малая земля
Муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова
Малая земля. Кровавая заря.
Яростный десант. Сердец литая твердь.
Малая земля — геройская земля,
Братство презиравших смерть.
Малая земля. Гвардейская семья.
Южная звезда Надежды и Любви.
Малая земля — Российская земля,
Бой во имя всей земли!
Малая земля. Здесь честь и кровь моя.
Здесь мы не могли, не смели отступать.
Малая земля — священная земля.
Ты моя вторая мать.
Малая земля. Товарищи, друзья.
Вновь стучит в сердца тот яростный прибой.
Малая земля —великая земля,
Вечный путь из боя в бой!
Дорога железная
Муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского
Дорога таежная,
Байкало-Амурская —
Упругими рельсами
Гремящая музыка.
Припев: Дорога железная,
Как ниточка, тянется.
А то, что построено,
Все людям останется.
Мы сами придумали
Поселкам названия.
На крышах брезентовых
Мороз их названивал.
Припев: Дорога железная.
Как ниточка, тянется.
Кто слабый — не выдержит,
Кто сильный — останется.
Над сопками рыжими
Туманы качаются.
Тайги одиночество
За нами кончается.
Припев: Дорога железная,
Как ниточка, тянется.
А сердце горячее
Горячим останется.
Я тебе весь мир подарю
Муз. Евг. Мартынова, сл. И. Резника
Счастлив тот, кто в потоке дней
Слышит голос любви своей.
Счастлив тот, кто, мечтой согрет,
Верит в радостный рассвет!
Припев: Я тебе весь мир подарю —
Все моря, все цветы и зарю,
Птиц весенних над рекой
И месяц в небе молодой!
Только будь всегда со мной!
Счастлив тот, кто из года в год
Той единственной встречи ждет!
Счастлив тот, кто, устав в пути,
Сто дорог готов пройти!
Припев: Я тебе весь мир подарю —
Все моря, все цветы и зарю,
Птиц весенних над рекой
И месяц в небе молодой!
Только будь всегда со мной!
Первое апреля
Муз. В. Мигули, сл. И. Шаферана
Как ты очутилась там, где я живу?
Это мне приснилось или наяву?
Волосы поглажу, за руку возьму,
Лишь тогда поверю счастью своему.
Припев: Еще деревья спят под снежной тяжестью,
Еще кружатся белые метели,
А мне все кажется, а мне все кажется,
Что ты вдруг скажешь: «Первое апреля!»
Стало небо синим, звезд не сосчитать.
Каждый день отныне мне как праздник ждать.
И приходит радость, и уходит грусть,
И поверить счастью я опять боюсь.
Припев: Еще деревья спят под снежной тяжестью,
Еще кружатся белые метели,
А мне все кажется, а мне все кажется,
Что ты вдруг скажешь: «Первое апреля!»
Не судите меня
Муз. В. Успенского, сл. М. Осташовой
Не судите меня, девки,
Не судите меня, бабы.
Я б сама себя судила,
Если б силы вдруг нашла бы.
Не судите, не рядите
На завалинке весенней
И с укором не глядите
Мне на голые колени.
Не судите меня, бабы,
Не судите вы за это.
Мол, идет вот щеголиха,
Не по возрасту одета,
По весне не наряжалась,
Нарядилась в бабье лето.
А за то меня судите,
Что парнишку полюбила —
Молодого, да чужого
К себе в осень заманила.
Ночи вешние коротки.
По осенним меры нету.
Коротать зимою ночи
Очень трудно до рассвета.
Если б ночи покороче
Или мне побольше силы,
Ни за что бы к себе в осень
Парня я не заманила.
Только больше, чем сама я,
Не судите меня, бабы.
Только больше, чем сама я,
Не судите меня вы.
Мне нравится, что вы больны не мной
Из телефильма «Ирония судьбы»
Муз. М. Таривердиева, сл. М. Цветаевой
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной —
Распущенной — и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоонувшись рукавами.
Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня — не зная сами! —
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами, —
За то, что вы больны —увы! — не мной,
За то, что я, — увы! — больна не вами!
И кто виноват
Из кинофильма «Между небом и землей»
Муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенева
«Прощай, прощай!» — выстукивает дождь.
Я ухожу, а ты еще не знаешь,
Что никогда меня ты не найдешь,
А найдешь — ничего не исправишь.
Отныне близко буду иль вдали,
Ты все равно не встретишься со мною.
Пусть мне пройти придется полземли,
Но тебя обойду стороною.
И кто виноват,
Во всем виноват,
Теперь ни к чему
Нам выяснять с тобой.
Вчера навсегда
Погасла звезда,
Та, что была
Нашей судьбой,
Доброй судьбой.
Погасла звезда, И в «небе бескрайнем
Ты не ищи, Зря не ищи Свет голубой.
Пойми, навсегда Погасла звезда,
Та, что была Нашей судьбой,
Доброй судьбой.
Теперь ни к чему,
Тебе ни к чему
Меня окликать
Днем и в полночной мгле.
Как с этой звездой,
Прощаюсь с тобой, —
Знай, что меня
Нет для тебя,
Нет на земле!
Искать ни к чему,
Пусть даже когда-то Снова любовь,
Наша любовь Вспомнится мне.
Но с этого дня Нет больше меня,
Знай, что меня Нет для тебя, Нет на земле.
Замполиты, политруки, а по-прежнему — комиссары
Автор заголовка неизвестен. Однако на просторах интернета в различных форумах эта тема поднимается постоянно и обсуждается с неимоверным пылом. Видимо, сильно наболело! Давайте обратимся к некоторым фактам и проанализируем, из-за чего сыр-бор. Комиссаров касаться не будем, а обратимся к новейшей истории. До сентября 1991 года все было ясно, замполит есть замполит. А вот после… Вместо замполита ввели помощника командира по воспитательной работе. А с 1992 года прекратилась профессиональная подготовка воспитателей в военных училищах.
Можно констатировать, что система воспитания военнослужащих была разрушена. Однако все гораздо глубже. Почему-то именно с утратой института политработников в девяностых годах связывают расцвет дедовщины. Думается, что это спорный тезис. И до девяностых годов дедовщина имелась. Просто у СМИ не было возможностей обсуждать эту проблему. Понятие Священного Долга служения Отечеству практически размылось. Главная заслуга у молодежи теперь — “откосить” от армии. И армия потихоньку начала деградировать.
Только через 10 лет, в 2002 году была признана ошибка, и в военных ВУЗах была введена специальность “офицер-воспитатель”.
Среди вопросов, обсуждаемых в обществе, есть такие:
— кто идет в политические училища? Фанаты или выдающиеся представители молодежи?
У офицеров бытует мнение, что политработники создали свой клан и постоянно его пополняют за счет выпускников училищ. Господа офицеры! А вспомните — что вы знали об армии, об уставах, о политработе, когда зелеными абитуриентами сдавали в лагерях вступительные экзамены. Знали единицы. Знали те, у которых была возможность эти знания получить по наследству. Да и то! Эти теоретические знания не позволяли иметь полное представление о будущем. Поэтому можно утверждать, что на политфаки училищ шла просто молодежь, не фанаты и не выдающиеся представители. Просто те, кто что-то, где-то услышал, а может, конкурс был меньше. Да мало ли по какой причине.
А весь остальной опыт получался и получается, как и у офицеров командных и инженерных специальностей, непосредственно в процессе выполнения функциональных обязанностей. Рядом с опытными офицерами. Именно в общении с опытными офицерами возникали и возникают перекосы в понимании действительности.
приходилось ли лично встречать достойных людей среди замполитов/воспитателей?
До сих пор среди офицеров-командиров ходят разговоры, что замполиты ничего не делали и не делают. Что в военной службе ничего не понимают. В РВСН замполит ракетного полка в обязательном порядке сдает экзамен на допуск к самостоятельному дежурству и заступает на БД первым номером боевого расчета. В ПВО та же картина. Да и в остальных родах войск то же самое. Как такие факты?
Вот что пишет офицер С.Иванников: «Да, моя специальность заместитель командира отдельной радиолокационной роты по воспитательной работе, и по боевому расписанию все офицеры-воспитатели, так же как и я, занимали ЛЮБОЙ боевой пост, который необходимо было заполнить. Я до сих пор смогу сработать, например, оператором ико на 19ж6».
Или вот пишет гвардии рядовой М.: «О нашем замполите никаких обидных прозвищ не припомню. Взрослый человек, внешности отнюдь не геройской, ростом чуть ниже среднего. Никогда нас ничем не «доставал». На проверке (итоги года) взял и легко пробежал с нами 10км, хотя мог бы и не бегать, не то что ротные, взводные — с нами никогда не бегали, всегда занимались сами по себе».
замполиты носят форму, погоны, а какова их роль, ответственность, совесть, честность?
Пишет выпускник ВПА им. В.И.Ленина, офицер Петрос Нерсесян: «Там, где во главе части, соединения стоял умный, образованный командир, там и замполит правильно находил свое место. А то, что среди политработников встречались непорядочные офицеры, так ведь политработники падали не с Луны. Они из нашего родимого общества со всеми пороками. Впрочем, как и командиры, и милиционеры. Изменение статуса замполитов считаю глубочайшей ошибкой. Необходимо было коренным образом реформировать этот институт, но не ломать огульно все и вся. С юбилеем ВПА, уважаемые коллеги. Честь имею». С ним нельзя не согласиться.
Или вот еще. Пишет уже молодой офицер А.Теребинов: «Командир заставляет делать, а замполит объясняет солдату, зачем это нужно. Если командир не может заставить — плохо. Если человек не понимает, для чего он что-то делает — тоже не лучше. Командир будет всегда. А кто людям объяснит необходимость правильно и честно выполнять ими свой долг?». Не правда ли точно! И это офицер нового поколения. Хорошо, что среди молодых офицеров есть ответственные люди.
Вот высказывание другого офицера: «И были добросовестные политработники-пахари, которые, не жалея живота своего, эти обязанности выполняли. Но. вот уважением пользовались не те, кто согласно букве уставных обязанностей замполита «направлял, усиливал, обращал внимание и активизировал» и прочее, а те, кто эти обязанности выполнял по принципу «делай как я». И если бы 100% политработников служили по этому принципу, то институт политорганов бы не рухнул в одночасье за своей ненадобностью в начале 90-х, поскольку был бы нужен. ». И это высказывание имеет право на существование.
А вот мнение начальника политотдела зенитно-ракетного полка войск ПВО, выпускника ВПА им. В.И.Ленина Матвейчука Валерия: «Не нужен сегодня в ВС институт надсмотрщиков, законспирированных под инженеров солдатских и офицерских душ.
Однако настоящие инженеры душ человеческих ой как нужны и эту роль будут успешно выполнять представители религиозных конфессий».
Общие высказывания участников споров по теме статьи — с обеих сторон выступают обиженные. Автор этих строк так же имел негативный опыт общения с политработниками на уровне заместителя начальника политотдела. Однако этот факт не дает права огульно перенести негативный опыт на всех политработников. Так же как и среди командиров и инженеров, среди политработников были, есть и будут разные люди, плоть от плоти продукт общества. Общество. Вот где основа.
Замполиты-политруки, но уж точно не комиссары. Часть 1
После развала системы политических органов в Советской Армии в войсках начались необратимые последствия. Надо сказать, что первые шаги были сделаны еще в июле 1990 года, когда у власти была КПСС. При этом партия сама срубила тот стержень, который, как говорили прежде, поддерживал монолитность и обеспечивал непобедимость армии Советского Союза. Именно тогда было принято решение о реформировании политических структур в армии и замене их новой системой военно-политических органов с существенно измененным функционалом и урезанными полномочиями. В те дни, как рассказывали ветераны, последний начальник ГлавПУРа, член ЦК КПСС генерал армии Лизичев А.Д. заявил, что не будет разрушать существующую систему армейских политорганов, которая создавалась еще при Ленине. После этого он был переведен в группу генеральных инспекторов МО СССР, а в мае 1992 года вышел в отставку.
Как разрушали систему политорганов в армии
Все перемены и реорганизации осуществлялись под руководством генерал-полковника Шляги Н.И., который возглавлял реформированное Главное военно-политическое управление ВС СССР до 29 августа 1991 года. После того как М.С. Горбачев 24 августа 1991 года сложил с себя полномочия генерального секретаря ЦК КПСС, было объявлено о деполитизации армии. Спустя 5 дней верховный главнокомандующий и одновременно президент СССР М.С. Горбачев подписал указ «Об упразднении военно-политических органов в ВС СССР, погранвойсках КГБ, внутренних войсках МВД и железнодорожных войсках». К ноябрю того же года они были полностью расформированы. Приказом министра обороны СССР вместо упраздненной структуры для выполнения ее прежних задач и функций были созданы Комитет Минобороны СССР по работе с личным составом и подчинявшиеся ему органы в войсках.
В сентябре были полностью упразднены партийные организации в ВС СССР. Генерал Шляга 6 ноября 1991 года подал рапорт об отставке. Так бесславно закончила свое существование некогда мощная военно-политическая структура и ушла в прошлое плеяда замполитов-политруков, а по-прежнему — комиссаров. Ни одному внешнему врагу не удалось победить Советскую Армию или как-то повлиять на существовавшую в ней политическую систему. Но «внутренние реформаторы» на удивление легко и в рекордно короткие сроки разрушили то, что создавалось десятилетиями, проверялось в горнилах войн и скреплялось пролитой кровью комиссаров и политруков. До сих пор идут споры и дискуссии о том, почему более 18 млн. коммунистов проявили невиданную политическую пассивность и допустили разгром партийно-политической системы в стране и в армии.
После распада Советского Союза директивой Генштаба ВС от 3 сентября 1992 года комитет был реорганизован в главное управление по работе с личным составом минобороны, реальные возможности и полномочия которого были значительно урезаны. В 1994 году состоялось новое переименование в управление по работе с личным составом МО РФ и дальнейшее сокращение функционала. Кстати, мудрые и дальновидные армейские начальники, понимавшие важность и необходимость этих структур, пусть даже и с ограниченными возможностями, пытались как-то сохранить наиболее подготовленных бывших офицеров-политработников. Так, с этой целью в некоторых штабных структурах боевой подготовки были созданы штатные направления морально-психологической подготовки, на которые назначались бывшие замполиты. К 1997 году управление было преобразовано в главное управление по работе с личным составом МО РФ. Потом эта структура стала называться главным управлением воспитательной работы ВС РФ. В 2009 году в рамках «формирования нового облика армии» бывший министр обороны А. Сердюков посчитал воспитательную вертикаль вообще излишней в армии. В рамках проводимой им «военной реформы» было сокращено до 70 процентов должностей офицеров-воспитателей. В 2010 году был в очередной раз понижен статус главного управления воспитательной работы (ГУВР) Минобороны РФ. В итоге ГУВР утратил самостоятельность и был преобразован в управление при главном управлении кадров минобороны. При этом примерно 40 процентов офицерских должностей во всей воспитательной вертикали в ВС РФ были переведены в гражданские категории. Много офицеров были вынуждены уволиться из армии, ощутив пренебрежение со стороны руководства и свою ненужность в «обновленной» армии по версии Сердюкова. «Лишними» в армии оказались не только офицеры-воспитатели, но и многие другие из тех почти 200 тыс. офицеров, попавших под сокращение.
В 2010 году воспитательная структура получила новое название — Главное управление по работе с личным составом ВС РФ. За все время существования в ГУРЛС сменилось 3 начальника. В 2011 году первым этот пост занял генерал-лейтенант Чварков С.В. и пробыл он в должности 2 года. Его сменил генерал-майор Смыслов М.В., который руководил воспитательной работой в армии до 2017 года. Надо отметить, что он был из бывших политработников и начинал с ротного замполита в мотострелковой части после окончания военно-политического училища в Свердловске. Генерал понимал значение, смысл, саму суть и важность постоянной работы с личным составом. Его сменил бывший командир 154-го отдельного комендантского Преображенского полка и бывший начальник Центрального спортивного клуба армии (ЦСКА) полковник М.Н. Барышев, возглавлявший ГУРЛС с 2017 года по ноябрь (?) 2018 года.
Потребовалось четверть века, чтобы осознать порочность шагов по развалу прежней стройной системы работы с личным составом вооруженных сил в мирное и военной время. Непродуманность принимавшихся мер по «оптимизации» и разрушение военно-политических структур в войсках сразу же проявились при боевых действиях в годы 1-й и 2-й чеченских войн. Однако выводы из этого были сделаны совершенно в другой плоскости. Развал системы работы с военнослужащими продолжился и достиг своего апогея в период, когда реорганизацией в армии занялась команда А. Сердюкова, бывшего в то время министром обороны РФ. Обстановка в армейских кругах накалилась до предела. Дело дошло до скандальной отставки министра обороны и уголовного расследования вскрытых грубейших нарушений, а также противоправных действий его подчиненных — высокопоставленных руководителей оборонного ведомства.
Лишь назначение 6 ноября 2012 года главой оборонного министерства С.К. Шойгу предотвратило полных развал российской армии. Кризисное обострение военно-политической обстановки вблизи границ РФ и понимание необходимости повышения обороноспособности России и боеспособности армейских частей и соединений потребовало принятия кардинальных мер. Постепенно были восстановлены органы военного управления, организационные структуры частей и соединений. Принятыми мерами удалось повысить боевую готовность, восстановить боеспособность, а также ускорить программу модернизации и замены устаревшего вооружения и военной техники.
О своевременности принятых в то время неотложных мер свидетельствует тот факт, что впоследствии российская армия проявила себя в ходе масштабных учений, а также в реальных боевых действиях в Сирии. Ограниченный контингент российских войск, находящийся в САР по приглашению сирийских властей, в локальном и достаточно специфическом военном конфликте показал свою боевую выучку и умение воевать. Однако в условиях, когда армия готовится воевать и уже локально участвует в боевых операциях в Сирии, вновь достаточно остро проявилась потребность в усилении политико-воспитательной и морально- психологической подготовки всех категорий военнослужащих. На наш взгляд, это также стало одной из причин, которые в совокупности обозначили потребность восстановления системы военно-политических органов в российской армии и возвращение в войска замполитов-политруков.
В данном случае название должностей вторично, поскольку принято решение на основе реальной потребности в подобной структуре в современной российской армии. Теперь уточняется, какие перед ней стоят цели и задачи. Исходя из этого будет определен объем возлагаемых функций и предоставляемых полномочий. Все это, вместе взятое, позволит точно определить роль и место военно-политической структуры в строго регламентированной системе армейской организации и структурированной распорядительной (командной) вертикали, а также в системе уровней принятия решений.
Замполиты: долгая дорога обратно
30 июля 2018 года указом президента была создана в штате минобороны новая военно-политическая структура. В тот же день другим президентским указом на должность начальника этого главка был назначен генерал-полковник А.В. Картаполов. Событие, прямо скажем, не ординарное, но давно ожидаемое. Разговоры о возрождении политруков шли уже давно, поскольку сильно урезанный функционал воспитательной вертикали в армии с новыми задачами в условиях постоянно возрастающих угроз и углубляющейся военной конфронтации перестал справляться. Было принято решение возродить на новых принципах и подходах военно-политические органы в российской армии, одновременно кардинально пересмотрев их функционал и вертикаль подчиненности в системе управления войсками. Для повышения значения новой военно-политической структуры на должность руководителя главка был назначен высокопоставленный генерал, занимавший должность командующего Западным военным округом и имеющий боевой опыт командования российским контингентом в Сирии. До этого генерал никогда не занимался политической или воспитательной работой, хотя после окончания в 1985 году Московского высшего общевойскового командного училища застал еще прежнюю систему политических органов в ВС СССР. Можно сказать, что на его глазах политорганы были деполитизированы и реформированы в военно-политические органы. Партийные структуры КПСС в войсках и штабах были распущены, а партийные функционеры в своем большинстве были уволены из армии.
Последним начальником военно-политического главка, как уже отмечалось, в Советской Армии был генерал-полковник Шляга Н.И., который в ноябре 1992 года подал в отставку после упразднения всей подчиненной ему системы военно-политической работы. Правопреемником этой структуры стала в сильно урезанном функциональном виде и штатном составе временная система по работе с личным составом. Судя по последовавшим шагам, она носила переходный характер. Вместо прежних должностей заместителей командиров по политчасти первоначально бывшие политработники были назначены бесправными помощниками по работе с личным составом. И прошло немало времени, пока должностные позиции «воспитателей» не были вновь преобразованы в заместителей командиров, но все с теми же урезанными функционалом и правами. С определенными изменениями эта ситуация в целом сохранялась вплоть до создания военно-политического главка во главе с генералом А.В. Картаполовым.
Одновременно он стал 11-м замом министра обороны РФ. Кстати, начальником Главного управления по работе с личным составом ВС РФ (ГУРЛС) по состоянию на 21 ноября на официальном сайте минобороны был указан полковник Барышев М.Н., хотя по открытым публикациям это была штатная должность генерал-лейтенанта. В настоящий момент вся информация о ГУРЛС с сайта удалена, поскольку на базе прежнего главка создано Главное военно-политическое управление (ГлаВПУ) в составе 7 управлений, военно-геральдической службы и направления воинской дисциплины и профилактики правонарушений. В состав нового главка также вошел департамент культуры минобороны, управление по работе с обращениями граждан и Военный университет МО РФ.
Формирование системы военно-политических органов, по информации генерала Картаполова, осуществляется в 3 этапа. Первые 2 этапа уже пройдены. Создан центральный аппарат ГлаВПУ на базе ГУРЛС и к 1 декабря планировалось выстроить военно-политическую вертикаль вплоть до полка и отдельной части. Кстати, в сентябре в интернете появилась информация со ссылкой на «Известия», согласно которой к этой же дате должна была завершиться первая очередь назначений замов командиров рот по военно-политической работе. Правда, указывалось, что первоначально на эти новые должности планировалось назначить замполитов в мотострелковых ротах с численностью личного состава 100 и более человек. При этом в опубликованном источнике утверждалось, что «первые должности ротных замполитов созданы в мотострелковых частях и соединениях российской армии». Поскольку в открытых источниках циркулирует большое количество официально не подтвержденной информации, реальную картину формирования военно-политических структур в войсках представить достаточно сложно.
В том же источнике весьма схематично излагались основные задачи ротного замполита, которые сводились, в нашем пересказе, к следующему:
— формирование у личного состава «глубокого понимания» государственной политики в области обеспечения обороны;
— воспитание в военнослужащих чувства патриотизма, верность воинскому долгу и присяге;
— составление социально-психологической характеристики [здесь, видимо, в тексте пропущено слово — военнослужащих] роты, на основе которой будут формироваться расчеты, экипажи, отделения и смены;
— организация досуга и подготовка информации для ведомственных средств массовой информации;
— контроль за моральным обликом личного состава и не допущение того, чтобы военнослужащие принимали наркотики и злоупотребляли спиртным.
При этом в то же время на сайте «Общей газеты» и опять же со ссылкой на «Известия» было размещено сообщение о подготовленном проекте изменений в общевоинские уставы ВС РФ. И касались они, как следует из текста, только заместителей командиров частей по военно-политической работе. Однако по состоянию на 28 декабря 2018 года в общевоинских уставах ВС РФ, утвержденных Указом Президента РФ от 10.11.2007 года №1495 (ред. от 24.10.2018) и размещенных на официальном сайте компании «КонсультантПлюс» таких изменений нет. Информация по данной ситуации представляется, на наш взгляд, не полной и нуждающейся в уточнении.
Сейчас, судя по выступлениям начальника нового военно-политического главка, сообщениям СМИ и открытым материалам Минобороны РФ, можно предположить, что все эти назначения, в силу разных причин в центре и на местах, еще не завершены. Хотя решение начать с введения должностей замов командиров рот по военно-политической работ, на наш взгляд, выглядело бы вполне логично, поскольку именно в этом низовом армейском звене сосредоточена основная работа по боевой подготовке и воспитанию военнослужащих. Ранее в той или иной мере эти задачи решали офицеры-воспитатели с урезанными функционалом и властными полномочиями. На смену им должна прийти обновленная и четко функционирующая полноценная вертикаль военно-политических работников. Однако на этом пути немало объективных препятствий, бюрократических нагромождений, ограничений в кадровых, финансовых и иных ресурсах. Но давайте обо всем по порядку.
Замполиты, политруки, а по-прежнему – комиссары…
Сергей Шойгу – редкий по своим талантам даже для нынешней России полководец и министр. Он как никто другой умеет любое поражение превратить в победу, по крайней мере, на бумаге. А любое возвращение к ретроградным порядкам представить президенту и обществу в качестве передовой военной реформы, жизненно необходимой для развития и повышения боеспособности российских вооруженных сил. Тут вспоминается старый советский анекдот о шведском короле Карле XII, Кутузове и Наполеоне, наблюдающих с трибуны парад на Красной площади. Карл: «Если бы у меня были такие танки, я бы никогда не проиграл Петру Великому Полтавской битвы». Кутузов: «Будь у меня такие ракеты, я бы никогда не отдал Наполеону Москвы». Наполеон (не слушая соседей, увлеченно читает газету «Правда): «Если бы у меня была такая газета, я бы никогда не узнал, что проиграл битву при Ватерлоо».
На этот раз Сергей Кужегетович осчастливил российские вооруженные силы тем, что у них опять появятся комиссары. В Министерстве обороны России, как следует из только что опубликованного указа президента Владимира Путина, создано военно-политическое управление. Его возглавил генерал-полковник Андрей Картаполов — бывший командующий российскими войсками в Сирии и бывший командующий Западным военным округом. Таким образом, возвращается ГлавПУР советских времен. Новое управление должно иметь строгую вертикальную структуру в вооруженных силах, начиная с уровня роты. А создается оно на основе Главного управления по работе с личным составом, в которое после августовской революции 1991 года превратилось прежнее Главное политическое управление Советской армии и Военно-Морского Флота (в переходный период оно короткое время называлось Главное военно-политическое управление Вооружённых Сил СССР).
Казалось бы, еще раз переименовали уже существующую структуру, что с того? На самом деле, перемена принципиальная. Сотрудников Главного управления по работе с личным составом в войсках воспринимали прежде всего как офицеров-воспитателей, офицеров-психологов, прежде всего помогающих военнослужащим решить проблемы личного характера и проблемы взаимоотношений внутри армейских коллективов. Теперь же, очевидно, основной упор в деятельности новых замполитов будет сделан на пропаганду и надзор, а их значение в системе управления вооруженными силами существенно повысится. Между прочим, Картаполов будет руководить управлением в ранге заместителя министра обороны, которого руководители Главного управления по работе с личным составом не имели. Да и бывший главком в Сирии – человек серьезный, который вряд ли согласился возглавить чисто показушную структуру. Это указывает на то, что сотрудники нового старого ГлавПУРа будут иметь более широкие, чем прежде, полномочия, которыми не преминут воспользоваться.
Заместитель председателя общественного совета при Минобороны Александр Каньшин, один из авторов идеи возвращения политруков в армию, сообщил, что «сегодня назрела острая необходимость укреплять на всех уровнях морально-политическую закалку рядового и офицерского состава, усиливать сплоченность армейских коллективов для решения целого ряда важнейших задач». Весьма показательно, что эти слова были произнесены еще в феврале, вскоре после разгрома вагнеровцев у Дейр-эз-Зора. Вероятно, еще тогда было принято решение о воссоздании ГлавПУРа, чтобы представить его как ответ на выявившееся несоответствие реального уровня боевой подготовки российских вооруженных сил требованиям современной войны.
На самом деле идея введения новых политруков не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. Ведь тем самым размывается принцип единоначалия в российских вооруженных силах. Пусть даже офицеры новой структуры и не будут наделены правами командиров-единоначальников, в отличие от комиссаров периода гражданской войны и вплоть до 1924 года, а также в мае 1937 года – августе 1940 года и с июля 1941 года по 9 октября 1942 года (при этом на высшем уровне главных командований родов войск, фронтов и армий комиссары, называвшиеся членами соответствующих военных советов, полностью сохраняли свои права после формального восстановления единоначалия в октябре 1942 года). Все равно командиры рот, батальонов, полков и выше при принятии решений будут волей-неволей оглядываться на своих замполитов, наделенных почти теми же правами, что и они сами, и очевидно имеющих в качестве одной из основных задач следить за действиями командиров. Тем более, мы еще не знаем, сколь широки будут в действительности полномочия замполитов (или политруков – мы пока что не знаем и того, как именно будут называться соответствующие должности в российской армии, но вряд ли комиссарами – слишком одиозно само это слово). То, что новые политруки будут надзирать за командирами – к гадалке не ходи!
Весьма показательно, что комиссары единоначальники существовали в Красной Армии в период гражданской войны, когда они обеспечивали лояльность беспартийных командиров-военспецов. Не исключено, что новых комиссаров в российской армии вводят в том числе и на тот случай, чтобы обеспечить лояльность войск, если их придется использовать для подавления внутренних беспорядков. Также комиссаров-единоначальников вводили в Красной Армии в 1937-1940 годах, в период массовых репрессий среди командного и политического состава. В принципе нельзя исключить, что Путин, который и так постоянно перебирает людишек в силовых ведомствах, замышляет новую масштабную кадровую чистку в армии. Но тот факт, что принципиальное решение о возвращении ГлавПУРа было принято вскоре после разгрома вагнеровцев, говорит в пользу того, что главная задача данного мероприятия все-таки мыслится в плане повышения уровня боевой подготовки войск. А как раз в этом отношении комиссары играют исключительно негативную роль, ограничивая самостоятельность командиров и размывая ответственность за положение дел в части.
Не случайно же, что единоначальников-комиссаров отменили сразу после окончания финской войны, которая сложилась крайне неудачно для Красной Армии. Затем комиссары вновь появились в июле 1941 года, чтобы, прежде всего, обеспечить лояльность командиров в условиях сложившейся критической обстановки. Однако никакого позитивного влияния на уровень боеспособности войск они не оказали и потому были заменены не имевшими прав единоначальника замполитами еще до начала советского контрнаступления под Сталинградом, приведшего к окружению армии Паулюса и коренному перелому в войне. Поэтому можно не сомневаться, что проводимая Шойгу псевдореформа не повысит, а лишь понизит боеспособность российских войск. Сергей Кужегетович по своему советскому прошлому – партаппаратчик, тот же комиссар, и он вполне может верить, что новый ГлавПУР будет творить чудеса. Только в данном случае вера вряд ли сможет сдвинуть горы.
Что же касается пропагандистской роли политруков, то она будет носить чисто комический характер. Формально этой роли придается немалое значение. Так, председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев полагает, что новая структура поможет дать отпор попыткам Запада дискредитировать Россию и российскую армию, станет важным звеном обеспечения национальной безопасности и позволит возродить патриотическое воспитание военнослужащих, равно как «сформировать системный подход к морально-нравственным, идеологическим вопросам». Но если представить себе, как политруки будут призывать солдат идти в бой с лозунгом «За Родину! За Путина!» и с новой боевой песней: «Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Пальмире Асаду отдать!», ничего, кроме смеха, это не вызовет.
Замполиты, политруки, а по-прежнему – комиссары…
Сергей Шойгу – редкий по своим талантам даже для нынешней России полководец и министр. Он как никто другой умеет любое поражение превратить в победу, по крайней мере, на бумаге. А любое возвращение к ретроградным порядкам представить президенту и обществу в качестве передовой военной реформы, жизненно необходимой для развития и повышения боеспособности российских вооруженных сил. Тут вспоминается старый советский анекдот о шведском короле Карле XII, Кутузове и Наполеоне, наблюдающих с трибуны парад на Красной площади. Карл: «Если бы у меня были такие танки, я бы никогда не проиграл Петру Великому Полтавской битвы». Кутузов: «Будь у меня такие ракеты, я бы никогда не отдал Наполеону Москвы». Наполеон (не слушая соседей, увлеченно читает газету «Правда): «Если бы у меня была такая газета, я бы никогда не узнал, что проиграл битву при Ватерлоо».
На этот раз Сергей Кужегетович осчастливил российские вооруженные силы тем, что у них опять появятся комиссары. В Министерстве обороны России, как следует из только что опубликованного указа президента Владимира Путина, создано военно-политическое управление. Его возглавил генерал-полковник Андрей Картаполов — бывший командующий российскими войсками в Сирии и бывший командующий Западным военным округом. Таким образом, возвращается ГлавПУР советских времен. Новое управление должно иметь строгую вертикальную структуру в вооруженных силах, начиная с уровня роты. А создается оно на основе Главного управления по работе с личным составом, в которое после августовской революции 1991 года превратилось прежнее Главное политическое управление Советской армии и Военно-Морского Флота (в переходный период оно короткое время называлось Главное военно-политическое управление Вооружённых Сил СССР).
Казалось бы, еще раз переименовали уже существующую структуру, что с того? На самом деле, перемена принципиальная. Сотрудников Главного управления по работе с личным составом в войсках воспринимали прежде всего как офицеров-воспитателей, офицеров-психологов, прежде всего помогающих военнослужащим решить проблемы личного характера и проблемы взаимоотношений внутри армейских коллективов. Теперь же, очевидно, основной упор в деятельности новых замполитов будет сделан на пропаганду и надзор, а их значение в системе управления вооруженными силами существенно повысится. Между прочим, Картаполов будет руководить управлением в ранге заместителя министра обороны, которого руководители Главного управления по работе с личным составом не имели. Да и бывший главком в Сирии – человек серьезный, который вряд ли согласился возглавить чисто показушную структуру. Это указывает на то, что сотрудники нового старого ГлавПУРа будут иметь более широкие, чем прежде, полномочия, которыми не преминут воспользоваться.
Заместитель председателя общественного совета при Минобороны Александр Каньшин, один из авторов идеи возвращения политруков в армию, сообщил, что «сегодня назрела острая необходимость укреплять на всех уровнях морально-политическую закалку рядового и офицерского состава, усиливать сплоченность армейских коллективов для решения целого ряда важнейших задач». Весьма показательно, что эти слова были произнесены еще в феврале, вскоре после разгрома вагнеровцев у Дейр-эз-Зора. Вероятно, еще тогда было принято решение о воссоздании ГлавПУРа, чтобы представить его как ответ на выявившееся несоответствие реального уровня боевой подготовки российских вооруженных сил требованиям современной войны.
На самом деле идея введения новых политруков не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. Ведь тем самым размывается принцип единоначалия в российских вооруженных силах. Пусть даже офицеры новой структуры и не будут наделены правами командиров-единоначальников, в отличие от комиссаров периода гражданской войны и вплоть до 1924 года, а также в мае 1937 года – августе 1940 года и с июля 1941 года по 9 октября 1942 года (при этом на высшем уровне главных командований родов войск, фронтов и армий комиссары, называвшиеся членами соответствующих военных советов, полностью сохраняли свои права после формального восстановления единоначалия в октябре 1942 года). Все равно командиры рот, батальонов, полков и выше при принятии решений будут волей-неволей оглядываться на своих замполитов, наделенных почти теми же правами, что и они сами, и очевидно имеющих в качестве одной из основных задач следить за действиями командиров. Тем более, мы еще не знаем, сколь широки будут в действительности полномочия замполитов (или политруков – мы пока что не знаем и того, как именно будут называться соответствующие должности в российской армии, но вряд ли комиссарами – слишком одиозно само это слово). То, что новые политруки будут надзирать за командирами – к гадалке не ходи!
Весьма показательно, что комиссары единоначальники существовали в Красной Армии в период гражданской войны, когда они обеспечивали лояльность беспартийных командиров-военспецов. Не исключено, что новых комиссаров в российской армии вводят в том числе и на тот случай, чтобы обеспечить лояльность войск, если их придется использовать для подавления внутренних беспорядков. Также комиссаров-единоначальников вводили в Красной Армии в 1937-1940 годах, в период массовых репрессий среди командного и политического состава. В принципе нельзя исключить, что Путин, который и так постоянно перебирает людишек в силовых ведомствах, замышляет новую масштабную кадровую чистку в армии. Но тот факт, что принципиальное решение о возвращении ГлавПУРа было принято вскоре после разгрома вагнеровцев, говорит в пользу того, что главная задача данного мероприятия все-таки мыслится в плане повышения уровня боевой подготовки войск. А как раз в этом отношении комиссары играют исключительно негативную роль, ограничивая самостоятельность командиров и размывая ответственность за положение дел в части.
Не случайно же, что единоначальников-комиссаров отменили сразу после окончания финской войны, которая сложилась крайне неудачно для Красной Армии. Затем комиссары вновь появились в июле 1941 года, чтобы, прежде всего, обеспечить лояльность командиров в условиях сложившейся критической обстановки. Однако никакого позитивного влияния на уровень боеспособности войск они не оказали и потому были заменены не имевшими прав единоначальника замполитами еще до начала советского контрнаступления под Сталинградом, приведшего к окружению армии Паулюса и коренному перелому в войне. Поэтому можно не сомневаться, что проводимая Шойгу псевдореформа не повысит, а лишь понизит боеспособность российских войск. Сергей Кужегетович по своему советскому прошлому – партаппаратчик, тот же комиссар, и он вполне может верить, что новый ГлавПУР будет творить чудеса. Только в данном случае вера вряд ли сможет сдвинуть горы.
Что же касается пропагандистской роли политруков, то она будет носить чисто комический характер. Формально этой роли придается немалое значение. Так, председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев полагает, что новая структура поможет дать отпор попыткам Запада дискредитировать Россию и российскую армию, станет важным звеном обеспечения национальной безопасности и позволит возродить патриотическое воспитание военнослужащих, равно как «сформировать системный подход к морально-нравственным, идеологическим вопросам». Но если представить себе, как политруки будут призывать солдат идти в бой с лозунгом «За Родину! За Путина!» и с новой боевой песней: «Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Пальмире Асаду отдать!», ничего, кроме смеха, это не вызовет.