1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Андрей Первозванный Неразгаданные тайны

Андрей Первозванный: Неразгаданные тайны

«Предание о благовестии святого апостола Андрея даже во внутреннейших областях нашего Отечества не заключает в себе ничего невероятного, и нет основания отвергать его безусловно или принимать за одну идею».
Митрополит Макарий (Булгаков), историк церкви.

Большинство русских летописей дают целостную и неусеченную панораму событий мировой истории и ее неотъемлемой части – истории Руси и России. Данное утверждение относится и к «Повести временных лет» летописца Нестора, в которой, в частности, говорится об апостоле Андрее Первозванном, который посетил территорию современной России в 1 веке н.э., благословил Русскую землю и предрек ей великое будущее.

Нестор повествует: «Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, он узнал, что недалеко от Корсуни – устье Днепра и направился в устье Днепровское и оттуда пошел вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и остановился под горами на берегу. И утром поднялся и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий и воздвигнет Бог много церквей». И поднялся на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев. И прибыл он затем к словенам, где ныне стоит Новгород и отправился далее в страну Варягов…»

Эта легенда, которую вслед за Нестором, приводят и другие русские летописи, считается соответствующей реальным событиям и фактам только в рамках истории церкви. Что касается светских историков, то еще совсем недавно они в один голос признавали ее недостоверной, выдуманной и искусственно вставленной из конъюнктурных соображений. Такая точка зрения доминировала и являлась недискуссионной на протяжении всего времени, когда новозаветные легенды (как, впрочем, и ветхозаветные) считались мифологией чистой воды. Однако, все апостолы – такие же исторические личности, как и их Учитель. А потому и путешествие Андрея Первозванного по территории южной и северной Руси – вплоть до острова Валаам, древнего русского святилища, — в высшей степени вероятны.

В начале ХIХ века удалось реконструировать древние предания, согласно которым апостол Андрей Первозванный «прошед Голяд, Косог, Роден, Скиф и Словен и, Ладогу оставя, в лодью сев, в бурное озеро на Валаам пошел, крестя повсюду, и поставлял по всем местам кресты каменные…». Ныне близ Никоновой бухты, где некогда апостол Андрей причалил к острову, построен Воскресенский скит. Монастырская братия свято чтит память о пребывании здесь две тысячи лет тому назад первого ученика Иисуса.

Апостол Андрей – вообще личность очень загадочная. С одной стороны, он – любимый ученик Христа, ярый приверженец нового учения, первым откликнувшийся на призыв Учителя следовать за ним и первым объявивший его Мессией, почему и получил прозвище Первозванного. С другой стороны, о нем мало что известно. Евангелия немногословны в отношении апостола номер один. Он – родной брат Петра, о котором Евангелия, последующие книги Нового Завета и церковная история сообщают куда больше. Андрей был рыбаком, вместе с братом ловил рыбу на Галилейском озере, затем ушел к Иоанну Крестителю и некоторое время был его учеником, пока не был призван на Иордан Иисусом. Дальше, после смерти и воскресения Христа, он появляется уже путешествующим и проповедующим на Руси, по возвращении откуда в греческом городе Патры был распят на косом кресте по приказу римского проконсула. Две всегда симпатизировавшие друг другу страны считают Андрея Первозванного своим небесным покровителем – Россия и Шотландия. В память о мученической смерти апостола здесь особо почитается косой Андреевский крест.

ЛЕТОПИСНЫЕ НЛО

Русские летописи лишь добавили загадок к биографии апостола Андрея – и не только подробным рассказом о его путешествии по Приднестровью, Новгородчине и Приладожью. Радзивиловская летопись (ХV век) подкрепляет это сообщение любопытнейшей иллюстрацией, где изображено водружение креста на берегу Днепра. Но что особенно интересно – в правом верхнем углу миниатюры нарисован «летательный аппарат», похожий на современный космический корабль (такими были первые автоматические спутники, а впоследствии – и спускаемые аппараты). Что же это такое на самом деле? На комету или звезду совсем не похоже, к тому же существовали незыблемые каноны их изображения. Сходные изображения «летательных аппаратов», то есть практически той же конфигурации да еще с человекоподобными существами внутри, изображены на фресках Дечанского православного монастыря (ХIV век) в Косово, что в Югославии. Что это за традиция? Откуда черпали идентичные образы художники разных времен и стран? Что послужило для них моделью? Современные историки и искусствоведы бессильны ответить на поставленные вопросы.

Небесные объекты, напоминающие искусственные спутники, на древнерусских миниатюрах встречаются, как правило, когда речь идет о чудесных явлениях и знамениях. Например, точно такой же «спутник» изображен в иллюстрированной древнерусской рукописной книге «Слово похвальное на зачатие святого Иоанна Предчети», где рассказывается о спустившемся с небес ангеле и возвещении им чуда: неплодная жена священнослужителя Захарии Елисавета по благословению Господа должна зачать и родить будущего пророка – Иоанна Крестителя. Естественно, перед глазами древнерусских художников были какие-то образы и шаблоны, но о том, что именно они изображали в глубокой древности, теперь можно только догадываться.

Еще более поразительный «неопознанный летающий объект» представлен на одной из икон ХVI-го века на тему Апокалипсиса из собрания Государственной Третьяковской галереи: здесь изображена типичная двухступенчатая ракета с отделяемым модулем и тремя соплами, из которых вырываются языки пламени.

Андрей Первозванный: Неразгаданные тайны

Большинство русских летописей дают целостную и неусеченную панораму событий мировой истории и ее неотъемлемой части – истории Руси и России. Данное утверждение относится и к «Повести временных лет» летописца Нестора, в которой, в частности, говорится об апостоле Андрее Первозванном, который посетил территорию современной России в 1 веке н.э., благословил Русскую землю и предрек ей великое будущее.

Нестор повествует: «Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, он узнал, что недалеко от Корсуни – устье Днепра и направился в устье Днепровское и оттуда пошел вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и остановился под горами на берегу. И утром поднялся и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий и воздвигнет Бог много церквей». И поднялся на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев. И прибыл он затем к словенам, где ныне стоит Новгород и отправился далее в страну Варягов…»

Эта легенда, которую вслед за Нестором, приводят и другие русские летописи, считается соответствующей реальным событиям и фактам только в рамках истории церкви. Что касается светских историков, то еще совсем недавно они в один голос признавали ее недостоверной, выдуманной и искусственно вставленной из конъюнктурных соображений. Такая точка зрения доминировала и являлась недискуссионной на протяжении всего времени, когда новозаветные легенды (как, впрочем, и ветхозаветные) считались мифологией чистой воды. Однако, все апостолы – такие же исторические личности, как и их Учитель. А потому и путешествие Андрея Первозванного по территории южной и северной Руси – вплоть до острова Валаам, древнего русского святилища, — в высшей степени вероятны.

В начале ХIХ века удалось реконструировать древние предания, согласно которым апостол Андрей Первозванный «прошед Голяд, Косог, Роден, Скиф и Словен и, Ладогу оставя, в лодью сев, в бурное озеро на Валаам пошел, крестя повсюду, и поставлял по всем местам кресты каменные…». Ныне близ Никоновой бухты, где некогда апостол Андрей причалил к острову, построен Воскресенский скит. Монастырская братия свято чтит память о пребывании здесь две тысячи лет тому назад первого ученика Иисуса.

Апостол Андрей – вообще личность очень загадочная. С одной стороны, он – любимый ученик Христа, ярый приверженец нового учения, первым откликнувшийся на призыв Учителя следовать за ним и первым объявивший его Мессией, почему и получил прозвище Первозванного. С другой стороны, о нем мало что известно. Евангелия немногословны в отношении апостола номер один. Он – родной брат Петра, о котором Евангелия, последующие книги Нового Завета и церковная история сообщают куда больше. Андрей был рыбаком, вместе с братом ловил рыбу на Галилейском озере, затем ушел к Иоанну Крестителю и некоторое время был его учеником, пока не был призван на Иордан Иисусом. Дальше, после смерти и воскресения Христа, он появляется уже путешествующим и проповедующим на Руси, по возвращении откуда в греческом городе Патры был распят на косом кресте по приказу римского проконсула. Две всегда симпатизировавшие друг другу страны считают Андрея Первозванного своим небесным покровителем – Россия и Шотландия. В память о мученической смерти апостола здесь особо почитается косой Андреевский крест.

Читать еще:  Установка стального душевого поддона своими руками


Русские летописи лишь добавили загадок к биографии апостола Андрея – и не только подробным рассказом о его путешествии по Приднестровью, Новгородчине и Приладожью. Радзивиловская летопись (ХV век) подкрепляет это сообщение любопытнейшей иллюстрацией, где изображено водружение креста на берегу Днепра. Но что особенно интересно – в правом верхнем углу миниатюры нарисован «летательный аппарат», похожий на современный космический корабль (такими были первые автоматические спутники, а впоследствии – и спускаемые аппараты). Что же это такое на самом деле? На комету или звезду совсем не похоже, к тому же существовали незыблемые каноны их изображения. Сходные изображения «летательных аппаратов», то есть практически той же конфигурации да еще с человекоподобными существами внутри, изображены на фресках Дечанского православного монастыря (ХIV век) в Косово, что в Югославии. Что это за традиция? Откуда черпали идентичные образы художники разных времен и стран? Что послужило для них моделью? Современные историки и искусствоведы бессильны ответить на поставленные вопросы.

Небесные объекты, напоминающие искусственные спутники, на древнерусских миниатюрах встречаются, как правило, когда речь идет о чудесных явлениях и знамениях. Например, точно такой же «спутник» изображен в иллюстрированной древнерусской рукописной книге «Слово похвальное на зачатие святого Иоанна Предчети», где рассказывается о спустившемся с небес ангеле и возвещении им чуда: неплодная жена священнослужителя Захарии Елисавета по благословению Господа должна зачать и родить будущего пророка – Иоанна Крестителя. Естественно, перед глазами древнерусских художников были какие-то образы и шаблоны, но о том, что именно они изображали в глубокой древности, теперь можно только догадываться.

Еще более поразительный «неопознанный летающий объект» представлен на одной из икон ХVI-го века на тему Апокалипсиса из собрания Государственной Третьяковской галереи: здесь изображена типичная двухступенчатая ракета с отделяемым модулем и тремя соплами, из которых вырываются языки пламени.


Многообразные чудеса связаны и с именами духовных потомков Андрея Первозванного – валаамскими чудотворцами. Удивительно, но несмотря ни на что нас не оставляют в своем попечительстве. История сохранила неисчислимое количество фактов, свидетельствующих о реальности Мира Высшего и о Его постоянной заботе о нас. Сколько истинно верующих и несущих в себе Силу и Заботу Духа Святого служили нам, претерпевая от нас и еще более от этого любивших нас. Они всегда рядом, просто мы вспоминаем о них в те редкие минуты отчаяния и слабости, когда уже помочь нам никто не в состоянии.

Именно Валаамский монастырь дал миру многих духовных подвижников, почитаемых современной церковью и причисленных к лику Святых. Там до сих пор почивают мощи первооснователей обители – преподобных отцов наших Сергия и Германа. Это обстоятельство сделало Валаам местом и источником особой благодати Божией. Со дня обретения мощей святых Сергия и Германа благодать эта проявлялась в многоразличных чудотворениях. В монастыре приняты были меры к точному изложению достоверных явлений чудотворной силы Божией, исходящих от места, в котором почивают святые мощи угодников Божиих Сергия и Германа Валаамских и всея России чудотворцев. Из записи этих чудотворений, со слов достоверных повествователей составлена целая книга, хранящаяся на Валааме («Валаамский монастырь и его подвижники», СПб, 1889 г.). Вот некоторые примеры.


Во время настоятельства отца игумена Ефима (1758-1782 гг.) обретена на Валааме чудотворная икона Божией Матери Одигитрии. Сие совершилось чудесным образом. Два прибрежных жителя Олонецкой губернии (что в Карелии) шли раннею весною по льду в Валаамскую обитель для поклонения угодникам Сергию и Герману. На половине пути странников застиг ветер столь сильный, что взломал лед и разметал его по озеру. Бедняги трое суток носились по необозримому пространству воды на уцелевшей под их ногами льдине.

Одно только милосердие Божие могло спасти их от погибели, и они молили преподобных Сергия и Германа предстательствовать пред Господом об их избавлении.

Внезапно нашло на них оцепенение, и в это время явились им два святолепные старца-монаха, которые, успокоив их близким спасением, повелевая, в благодарность за это, по прибытию в Валаамскую обитель, воздать молебное пение пред иконой Пресвятой Богородицы, нарицаемою Смоленскою и находящуюся в монастырской чернорабочей избе. Удивленные странники вопросили иноков: «Кто вы и как попали на эту льдину?» «Мы Валаамские старцы Сергий и Герман; уповайте на Бога и не страшитесь». Погибавшие очнулись с радостными чувствами и укрепленными силами.

Спустя некоторое время, взорам их представился Валаамский монастырь. Восхвалив Господа, они сошли на берег и, пришедши в обитель, рассказали настоятелю и братии о своем приключении. По словам их, отыскали икону Смоленской Божьей Матери и отпели Пречистой Деве и угодникам Сергию и Герману благодарственный молебен.

Святая икона и доныне хранится на Валааме в Успенском Соборе и украшена позлащенною ризою с драгоценными каменьями.


(письмо князя М.Н. Волконского, присланного им в Валаамскую часовню в СПб 11 мая 1887 года)

Вчера, 10 мая, Вы служили по моей просьбе молебен святым угодникам преподобным Сергию и Герману о здравии семьи моей.

Молебен начался между часом и двумя пополудни. Господу было угодно, чтобы именно в это время, в этот самый час, когда я, недостойный, осмеливался прибегнуть к Нему с моею молитвою о житейском и земном – страшный пожар охватил ту местность, куда мы переехали незадолго на лето, и где я вчера оставил мою семью часа за полтора до пожара, отправляясь в часовню Валаамского монастыря. Переехали мы в Лесной, по Старопарголовскому проспекту. На этой улице и смежной с ней сгорело вчера около сорока домов. Пожар продолжался недолго, не более трех-четырех часов, так что когда я около шести часов пополудни вернулся домой, то уже дымилось и тлело только пожарище, и огонь потерял свою силу. Сгоревшие дома окружали тот дом, где помещалась моя семья. Дом этот деревянный находился в самой середине пожара, горело со всех сторон его. Какова была сила огня — можно судить уже по тому, что в такой краткий срок уничтожено пламенем столько строений.

От страшного жара загорелась мебель, вынесенная на улицу, и обратилась в пепел. Много дерев обратились в обугленные пни. Ветром пламя несло на нашу дачу, т.е. в дом, который мы занимаем. Жена моя, взяв на грудь крест с мощами, стала обходить дом. Крест – это святыня, перешедшая ко мне от предков. И по мере того, как святые мощи были несомы вокруг дома, пламя соседних домов поворачивало назад, поворачивало именно от того места, где были пронесены святые мощи.

Словом, семья моя и имущество были спасены только чудом. Никакого другого объяснения не только нельзя, но и невозможно привести. Чудесное спасение это совершилось в тот час, когда молитва о здравии спасенных возносилась Господу предстательством преподобных Сергия и Германа.Свидетельствую о том и благодарю Господа , Бога моего, что Он дал мне, грешному и недостойному, Свое благоизволение на это.

Прошу Вашего, Отец, благословения».

Загадочная фреска Дечанского православного монастыря

Апостол Андрей Первозванный

Валаамский монастырь

Андрей Первозванный: самый русский из апостолов

ФОТО : ТАСС / Шарифулин Валерий

13 декабря православная церковь отмечает день памяти одного из самых знаменитых учеников Иисуса Христа, апостола Андрея Первозванного. Для России это особенный день, поскольку именно Андрей Первозванный издавна считается покровителем нашей страны. Орден его имени был и сейчас вновь является высшей государственной наградой России, Андреевский флаг осеняет российские военные корабли. И именно святому Андрею Первозванному в первую очередь молятся о защите Отечества.

Почему Андрей – Первозванный?

Этот эпитет – свидетельство особой роли, которая выпала апостолу Андрею в служении Иисусу. «Именование апостола Андрея Первозванным связано с тем, что, как написано во всех Евангелиях, он был первым, кого призвал Христос, – говорит историк церкви, специалист Культурно-просветительского фонда «Преображение» Светлана Яшина. – Сын рыбака Ионы, Андрей был старшим братом будущего апостола Петра, который также сразу искренне и горячо отозвался на призыв Иисуса и последовал за Ним. Он и его брат Симон, который впоследствии получил от Господа имя Кифа (или Петр, что по-гречески означает «скала»), были первыми, кто услышали призыв Иисуса и отозвались на него».

Читать еще:  Идеи душа на огороде

Особенно ярко, продолжает Светлана Яшина, об этом повествует Евангелие от Иоанна. Апостол Андрей, который сначала был учеником Иоанна Крестителя, в ответ на его свидетельство об Иисусе: «Вот Агнец Божий» – идет посмотреть на Христа и становится Его учеником. А узнав Его, призывает своего брата Симона: «Иди, посмотри! Мы нашли Мессию». «Это результат веры и доверия словам своего учителя – Иоанна Предтечи, – подчеркивает историк церкви. – И именно это доверие, желание узнать, принять и познать – важное свидетельство о первозванности апостола Андрея, о его духовном первородстве, о подлинности того опыта, который он пережил – и который переживает всякий человек, обретающий от Бога дар веры».

Фото: Метелица Сергей/ТАСС

Странствующий проповедник и его чудеса

Апостол Андрей стал свидетелем всех событий, связанных с последними годами земной жизни Иисуса Христа, и в том числе его смерти и воскрешения. В Евангелии от Марка сказано, что Андрей Первозванный был одним из четырех апостолов, которым Спаситель на горе Елеонской открыл судьбы мира. А после вознесения Христа апостол Андрей отправился проповедовать христианское учение иным народам. По преданию, ученики Христа бросили жребий, определяя, кому из них надлежит отправиться с проповедями в какую часть известного им мира, и Андрею достались земли к северу: в сторону Черного моря, Дуная и Днепра.

Светлана Яшина: «Самым первым своим словом, обращенным к брату Симону, апостол Андрей уже начал исполнять то призвание, о котором говорит своим ученикам Христос: что из ловцов рыбы они станут «ловцами людей», то есть будут собирать народ Божий – Церковь. И в этом тоже видна суть его первозванности: недостаточно быть первым откликнувшимся, недостаточно стать учеником Христа самому: нужно этот призыв от Бога сделать внятным, доступным для других».

Неслучайно и Христос впоследствии апостолам и через них всем своим ученикам, всем верующим Ему и в Него дает заповедь: «Идите и сделайте учениками все народы, крестя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Исполнению этой заповеди и была посвящена вся оставшаяся земная жизнь апостола Андрея Первозванного. Он принес свет веры в Византию, которой позднее предстояло стать центром православного мира. Он прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, побережье Черного моря, Крым и Причерноморье, которые стали первым поприщем его апостольского служения, и всюду проповедовал новую веру и творил чудеса именем Господа. Например, церковные предания утверждают, что за время своего проповедничества по молитвам Андрея Первозванного по меньшей мере девять раз воскресали умершие; а самой знаменитой легендой о житии этого апостола остается история о том, как по его молитвам Господь вернул к жизни 40 моряков и рыбаков, утонувших по пути в город Патры, где они намеревались послушать проповедь Андрея.

«Поелику святой апостол Андрей есть апостол Русский…»

Андрей Первозванный, по преданию, первым и единственным из учеников Христа побывал на землях будущей Руси. Хотя некоторые историки подвергают сомнению рассказ о путешествии апостола Андрея от Черноморского побережья на север, до будущего Новгорода, но в традиции Русской Православной церкви принято считать Андрея Первозванного первым христианским проповедником на Руси. Согласно сведениям «Повести временных лет» XII века, апостол Андрей по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев, заночевал в этой местности, а наутро объявил путешествовавшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей», после чего поднялся на эти самые горы, благословил их и водрузил крест. Пройдя выше по течению, Андрей Первозванный добрался до берегов Ладоги и оттуда через Западную Европу вернулся в Рим, а затем перебрался на полуостров Пелопоннес, где в 60-х годах первого века был распят на косом кресте.

Личность и деяния апостола Андрея стали важнейшим мостом, который и сегодня связывает Константинопольскую Церковь с Русской Православной церковью. Имя Андрея Первозванного осеняло многих русских князей, начиная с Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, который был крещен в 1030 году под именем Андрей, а в 1086 году основал Андреевский монастырь в Киеве. В это же самое время память о святом апостоле Андрее Первозванном была внесена во все виды русских календарей.

В 1621 году в Киеве состоялся Собор восстановленной православной иерархии, в Деяниях которого было записано: «Поелику святой апостол Андрей есть первый архиепископ Константинопольский, патриарх вселенский и апостол Русский, и на Киевских горах стояли ноги его, и очи его Россию видели и уста благословили. то справедливым и богоугодным будет делом восстановить торжественно и нарочито праздник его. Воистину Россия ничем не меньше других восточных народов, ибо и в ней проповедал апостол». А вскоре первый российский император Петр Великий, почитавший святого Андрея как своего небесного покровителя, при основании новой столицы – Санкт-Петербурга – заложил в основание крепости на Заячьем острове ковчежец с частичкой мощей Андрея Первозванного.

Фото: Смитюк Юрий/ТАСС

Петр I учредил первую и на протяжении почти 20 лет единственную государственную награду Российской империи – Императорский орден Святого апостола Андрея Первозванного. И почти сразу после этого император ввел официальный флаг военно-морского флота России: белый с синим Андреевским крестом. Именно под этим флагом российские корабли совершили множество знаменитых плаваний и географических открытий, включая и открытие Антарктиды в 1820 году, и множество легендарных подвигов.

О чем молятся святому апостолу Андрею

День памяти святого апостола Андрея Первозванного Русская Православная церковь отмечает 13 декабря (30 ноября по церковному календарю). Воспринимая святого апостола Андрея Первозванного как покровителя и защитника Руси, православные христиане в первую очередь молятся ему о защите Отечестве, а также об обращении в веру Христову – например, о возвращении в лоно церкви ближнего своего. Но не только в этом верующие могут уповать на помощь апостола Андрея. По преданию, Андрей Первозванный был очень скромным христианином, но если кого из людей одолевала сильная нужда, непременно заступался за них перед Всевышним. Поэтому и сегодня святого Андрея просят предстательствовать за молящихся пред Богом в самых разных ситуациях, например, когда необходимо вернуть гармонию в семье или требуется помощь в исцелении от болезней. Моряки, особенно русские, непременно обращаются к Андрею Первозванному перед началом плавания или накануне сражения, а рыбаки просят его же об успешном лове и спасении на водах.

Апостол Андрей Первозванный. Справка

13 декабря (30 ноября по старому стилю) русская православная церковь чтит память святого апостола Андрея Первозванного.

Один из двенадцати апостолов, Святой апостол Андрей Первозванный, родился в городе Вифсаиде в Галилее. Его отец Иона был рыбаком. Впоследствии вместе со своим братом Симоном (Петром) св. Андрей жил в Капернауме, на берегу Геннисаретского озера, где братья добывали себе средства к существованию ловлей рыбы.

С юных лет апостол Андрей был очень набожен, много молился. Повзрослев, он не вступил в брак и стал учеником святого пророка Иоанна Крестителя.

Как повествуется в Евангелии, Иоанн Креститель направил двух своих учеников, будущих апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова, ко Христу, указав, что Он есть Агнец Божий. Святой Андрей первым последовал за Христом, а затем привел к нему своего родного брата святого апостола Петра. Он первым свидетельствовал о Христе как о Мессии, стал Его ближайшим учеником. Потому его называют Первозванным.

Читать еще:  Апостол Андрей Первозванный первый из двенадцати

Святой Андрей вместе с другими апостолами внимал наставлениям Иисуса Христа, видел бесчисленные Его чудеса, был свидетелем страданий, смерти и Воскресения Спасителя.

После того, как на пятидесятый день после воскрешения Христа на апостолов сошел Святой Дух, они направились в разные концы земли с проповедью христианства. Святой Андрей отправился с проповедью в восточные страны. Прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев. Здесь он останавливался у Киевских гор на ночлег.

Утром апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест. Помолившись, он поднялся еще выше по Днепру и дошел до поселений славян, где был основан Новгород. Отсюда апостол прошел через земли варягов в Рим для проповеди и вновь вернулся во Фракию, где в небольшом селении Византии, будущем могучем Константинополе, основал христианскую Церковь.

На своем пути апостол Андрей претерпел много неприятностей от язычников: его изгоняли из городов, избивали. В Синопе его побили камнями, но, оставшись невредимым, он неустанно нес людям проповедь о Спасителе. По молитвам апостола Господь совершал чудеса. Трудами святого апостола Андрея возникали христианские Церкви, которым он ставил епископов и священство.

Последним городом, куда пришел Андрей Первозванный и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры.

В Патрах Господь явил через своего ученика много чудес. По молитве апостола Андрея тяжело больные исцелялись, слепые прозревали. Совершенные апостолом чудеса побудили почти всех граждан города Патры принять святое Крещение. Однако правитель города Эгеат оставался язычником, несмотря на то, что Святой Андрей взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня. Эгеат не поверил проповеди апостола, назвав его учение безумием. Затем он велел распять апостола так, чтобы он подольше страдал. Святого Андрея привязали к кресту, не вбивая гвоздей в его руки и ноги, чтобы не вызвать скорой смерти.

По преданию, крест, на котором был распят св. апостол Андрей, был особой формы — имел вид римской цифры X. Такой крест и ныне носит название Андреевского.

Два дня святой апостол с креста учил собравшихся горожан. Слушавшие его люди сострадали мученику и потребовали снять его с креста. Опасаясь восстания, правитель приказал прекратить казнь. Но Андрей Первозванный, желавший крестной смерти за Господа, молился: «Господи Иисусе Христе, приими дух мой». Воины не смогли развязать руки мученика. Внезапно яркое сияние осветило крест, и когда оно прекратилось, люди увидели, что святой апостол уже скончался. Случилось это в 62 году.

Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело апостола и с честью погребла его. В 357 г., при императоре Константине Великом, мощи св. апостола были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами св. евангелиста Луки и ученика апостола Павла — апостола Тимофея. В 1208 г. мощи святого Андрея были перевезены в Италию и помещены в кафедральном соборе в Амальфи. В 1458 году честная глава св. апостола была перенесена в Рим и положена в соборе Святого Петра.

Святой апостол Андрей особо почитается в России и считается покровителем Российского государства. В 1699 г. император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства. С 1998 г. орден Святого апостола Андрея Первозванного является высшей наградой Российской Федерации.

С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг (на белом фоне голубой крест формы X). До октября 1917 г. Андреевский крест был изображен на кормовых флагах военных кораблей Российского флота. В 1994 г. боевые корабли России вновь подняли Андреевские флаги.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Тайна Креста в житии святого апостола Андрея Первозванного

Содержимое

13 декабря по новому стилю Православная Церковь празднует день памяти святого апостола Андрея Первозванного – первого ученика, которого призвал Господь на апостольское служение.

Святой Андрей непосредственно является неким духовным отцом нашего славянского народа, так как именно с его миссионерского путешествия в глубину полунощных северных стран, теперь называющихся нашей родиной, зажегся свет Христовой веры в этих землях. Именно святой Андрей учредил Церковь в поселке Византе на южном берегу Черного моря, с которого начнется Византийская империя и где будет учреждена Константинопольская Церковь, ставшая Церковью-Матерью для христиан Киевской Руси.

Рассмотрим личный крестный подвиг святого апостола Андрея Первозванного. Он умер в греческом городе Патры в 62 году по Рождестве Христовом. Когда правитель Егеат арестовал апостола и проводил допрос, то Андрей ответил ему: «Велико таинство Креста… Эта казнь – тайна человеческого обновления».

Егеат повелел распять Андрея, но под давлением народа, который узрел в святом апостоле великого праведника, повелел помиловать мученика и снять его со креста. Вот как об этом повествует житие в изложении святителя Димитрия Ростовского: «Когда слуги хотели отвязать его от креста, то не могли прикоснуться к нему; множество и других людей, одни за другими, старались отвязать его, однако не могли, потому что руки их приходили в омертвение. После сего святой Андрей воскликнул громким голосом:

– Господи Иисусе Христе! не попусти мне быть снятым со креста, на котором я повешен за имя Твое, но приими меня, Учитель мой, Которого я возлюбил, Которого познал, Которого исповедую, Которого желаю видеть, чрез Которого я стал тем, что есмь! Господи Иисусе Христе, приими дух мой с миром, ибо время уже мне придти к Тебе и зреть Тебя, так сильно желаемого мною! Приими меня, Учитель Благий, и не ранее повели мне быть сняту со креста, как примешь дух мой!

Когда он говорил это, его осиял свет с неба, как молния, на виду у всех, и блистал вокруг его, – так что для тленного человеческого ока невозможно было смотреть на него. Этот небесный свет сиял вокруг него с полчаса, и когда свет отступил, святой Апостол испустил дух и отошел в блистаниях света, чтобы предстать Господу».

Эта величественная смерть поражает. Казалось, близится «хеппи-энд». Люди отвоевали праведника, конец мучениям, правитель переменил гнев на милость. Радостный народ идет освобождать еще живого апостола. Но он уже видит небо отверстым и новый горний град Иерусалим, и возлюбленного Раввуни, возлюбленного Христа, и входит в этот золотой свет, в эту нескончаемую радость из грубого, страдающего, лежащего во грехе мира, в котором он до конца исполнил свою великую миссию, возложенную на него Самим Господом.

И Андрей молит возлюбленного Учителя, чтобы Тот принял его в невыразимый Божественный свет, чтобы взял его к Себе и никогда-никогда его не оставлял. И это происходит. Небо приклоняется к земле. Небо окутывает исстрадавшегося праведника. Небо становится видимым людям на земле.

И неожиданно смерть обретает смысл. И сквозь нее, словно сквозь скорлупу, кажется, мертвого яйца, пробивается нежный клюв цыпленка. Из мертвого камня пшеничного зерна пробивается зеленый росточек. Сквозь смерть проглядывает жизнь. И Крест, словно ключ, отворяет ее для нас. И эта жизнь есть Христос.

Дай же и нам, Господи, по молитвам святого апостола Андрея Первозванного так относиться к смерти и зреть духовными очами за ее таинственными, скрытыми в полумраке горами светлый горний золотой град Иерусалим и Иисуса Христа, по-отечески раскрывающего нам Свои любящие объятия. Он ожидает нас. И в этом высшая радость.

Только нужно здесь, на земле, искать Его, приближаться к Нему. Жить ожиданием драгоценной и спасительной с Ним встречи. И Он обязательно придет и спасет верных Своих – детей и друзей.

Святый апостоле Андрее Первозванный, моли Бога о нас!

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector