45 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проанализируйте сцены прощания с домом настасьи

Сочинение по повести Распутина В.Г. «Прощание с Матерой»

«Прощание с Матерой»

В основе сюжета повести В.Г. Распутина «Прощание с Мате­рой» лежит реальная история. В процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены окрестные деревни. Переселение стало болезненным явлением для жителей затопляемых деревень.

Произведение открывается поэтичной картиной описания начала бурного ледохода на Ангаре. Автор подчеркивает цикли­ческий характер этого действия: так было каждый год. Но одно­временно с этим В.Г. Распутин показывает и необычность этой весны: деревня «повяла как подрубленное дерево, откоренилась, сошла с привычного хода». Прошли слухи о предстоящем затоп­лении Матеры. Ослабела хозяйская рука: жители перестали чи­нить дома и прибирать в избах. Лишь оставшиеся в ней старики сохраняли до конца существования деревни «жилой дух».

В.Г. Распутин не жалеет сил для колоритного описания складывающегося годами уклада деревенской жизни. Матера находится на острове. Практически вся связь с большой зем­лей, с остальным миром лежит через воду. Однако образ бе­гущей воды в распутинском повествовании имеет также иное значение. Это символ времени: «И как нет, казалось, конца и края бегущей воде, нет и веку деревне». Триста лет жила де­ревня этой размеренной, обыденной жизнью. Сменялись по­коления. Строились, заваливались и вновь возводились избы. Жизнь в Матере была настолько обособленной, что даже по­селки, возводящиеся где-то на правом берегу реки, кажутся жителям краем света. А уж в то, что одна из старушек Сима видела когда-то Москву, вообще никто не верит, хотя за свои рассказы и получила она прозвище Московишна.

От общего описания деревенской жизни В.Г. Распутин пе­реходит к судьбам ее жителей. Все они при определенной ин­дивидуализации чем-то похожи: в них нет беззаботного сча­стья, а доминирует лишь тяжелый труд по хозяйству, неустроенность да редкие обыденные радости (вроде приезда сына с невесткой раз в неделю к старухе Дарье).

Единственная настоящая отдушина в жизни для этих людей — ощущение благодати родной земли. Перед вынужденным отъездом воздух родины становится еще целебней. Переезд сравнивается со смертью: ведь люди разъезжаются кто куда, порывая связи не только с прежним хозяйством, но и друг с другом: «Я там в одну неделю с тоски помру. Посередь чужих-то! Кто ж старое дерево пересаживает?!» — жалуется Настасья Дарье. Наливая подружке четвертый стакан чая, та утверждает, что в городской квартире, где предстоит жить Настасье, и чай не чай: «Только что не всухомятку. Никакого скусу. Водопой, да и только». В.Г. Распутин подробно и убедительно показыва­ет, как тяжело человеку, всю жизнь прожившему на одном мес­те, отрываться от корней, от истоков, покидать родимый дом, оставлять под затопление могилы близких.

Сцена разорения кладбища — одна из самых трагических страниц повести. Старая слабеющая Дарья, защищая надгро­бия, преображается и с палкой бесстрашно бросается на здо­ровенного, как медведь, мужика в брезентовой куртке, обещая ему все кары на свете. Возмущенные жители хотели устроить разорителям могил самосуд: скинуть их в Ангару. Однако вы­яснилось, что прибыли они по заданию санэпидстанции. Вы­полнение специального постановления о санитарной очистке всего ложа водохранилища оказывается для властей важнее, чем душевные страдания жителей.

Прощаясь с могилами родных, Дарья вспоминает их нака­зы: «…Живи, Дарья, покуль живется. Худо ли, хорошо — жи­ви, на то тебе жить выпало».

Грустные мысли о прощании с родиной перемежаются в разговорах жителей деревни с рассуждениями о современной жизни вообще. Богатые житейской мудростью старики заме­чают ненужную суетную торопливость: «Все сломя голову вперед бегут. Запыхались уж, запинаются на каждом шагу — нет, бегут». Мало того, уходит острота восприятия такого по­нятия, как совесть. Раньше жизнь людей проходила на виду, и тех, кто про совесть забывал, могли и одернуть. Однако самые тяжелые и мучительные переживания в сердце главной герои­ни Дарьи связаны с осмыслением такого понятия, как ста­рость: силы уходят, а приобретенный жизненный опыт никому, по сути, не нужен. «Теперь и подкормку для полей везут из города, всю науку берут из книг, песни запоминают по ра­дио», — сетует она. Дарья приходит к выводу о том, что ста­рость не доставляет человеку ничего, кроме неудобств и му­чений: «Стоило жить долгую и мытарную жизнь, чтобы под конец признаться себе: ничего она в ней не поняла». Единст­венное, что успела сделать Дарья в своей жизни, — это детей нарожать. Трех похоронила, а остальные трое жили со своими семьями. Так постепенно открывает для себя Дарья основной смысл человеческой жизни: «Тебе господь жить дал, чтоб ты дело сделала, ребят оставила — и в землю…».

При переезде вещи, которые когда-то были незаменимы в крестьянском хозяйстве, становятся ненужными. С тоской ос­тавляет Настасья «совсем доброе корыто». Образ брошенной избы у В.Г. Распутина одушевляется: слепнут стены, словно изба тоже страдает от разлуки со своими обитателями. «Си­деть в пустой разоренной избе было неудобно — виновно и горько было сидеть в избе, которую оставляли на смерть», — пишет В.Г. Распутин.

Оставляет Настасья в Матере и убежавшую куда-то кош­ку, надеясь, что заберет ее, когда приедет копать картошку.

Понимание неотвратимости утраты родного дома прихо­дит к жителям Матеры во время пожара, когда сгорает уни­кальная изба Петрухи, которую как раз хотели сохранить и увезти в музей как памятник деревянного зодчества. Глядя на догорающую избу, каждый понимает, что такая же гибель ждет и его дом, так как перед затоплением деревни все избы будут обязательно сжигать.

Символично, что из оставляемой Матеры жители переез­жают в построенный не по-людски поселок. Бесхозяйствен­ность, с которой расходуются огромные деньги, больно ранит душу писателя. Плодородные земли затопят, а в поселке, по­строенном на северном склоне сопки, на камнях да глине, рас­ти ничего не будет. В этом поселке городского типа сын Дарьи Павел ощущает себя квартирантом. В.Г. Распутин под­нимает здесь характерную для деревенской прозы в целом те­му противостояния города и деревни. Было время, когда Па­вел хотел переехать в Иркутск, но понял, что тем, кто вырос в деревне, там делать нечего. Примечательно, что сын Павла Андрей по-другому оценивает идею затопления Матеры. Ведь ГЭС строят для большого количества людей. Это важный хо­зяйственный проект, ради которого надо перестраиваться, не держаться за старое. Переносить могилы Андрей соглашается только из уважения к бабушке. У него самого такая мысль да­же и не родилась бы.

Символом все приближающегося затопления в повести становится дождь, который все чаще сменяет описания сол­нечной погоды. Однако Дарья понимает, что солнце будет си­ять на небе и без Матеры: «Остановят Ангару — время не ос­тановится, и то, что казалось одним движением, разойдется на части. Уйдет под воду Матера — все гак же будет сиять и праздновать ясный день и ясную ночь небо».

Дарья до самого конца остается с родной Матерой. Горько сетует она на то, что не смогла, не успела перевезти родитель­ские могилы, белит и трогательно прибирает избу, словно на­ряжает покойника, провожая в последний путь.

Читатель должен сам решить, чья позиция ему ближе: ста­рухи Дарьи или ее внука Андрея, человека новой эпохи. Сим­патии же автора однозначно находятся на стороне коренных жителей Матеры.

Само название деревни Матера и образ старухи Дарьи ак­туализируют женское материнское начало. Это своеобразный корень жизни, который человек рубит под собой сам.

Русская литература в школе

В повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой» воплотилась дорогая для писателя русская идея соборности, проповедующая слияние человека с родом, миром и всей Вселенной.

Героини повести — «старинные старухи» с характерными русскими именами и фамилиями: Дарья Васильевна Пинигина, Катерина Зотова, Настасья Карпова, Сима. Среди эпизодических персонажей выделяется имя еще одной старухи — Аксиньи. Самому колоритному персонажу, напоминающему лешего, дано оригинальное символическое имя Богодул. За плечами у всех героев лежит долгая трудовая жизнь, прожитая ими по совести, в дружбе и взаимопомощи. Показательными в этом смысле являются слова старухи Симы — «Греть и греться».

В «Прощание с Матерой» включены несколько эпизодов, поэтизирующих общую жизнь миром. Один из ключевых центров повести — сцена сенокоса. Автор подчеркивает, что главное для людей не сама работа, а благодатное ощущение жизни, удовольствие от сплоченности друг с другом и природой. Необычайно точно подметил различие между укладом жизни жителей Матеры и беспокойной деятельностью строителей ГЭС внук бабки Дарьи Андрей: «Они там живут только для работы, а вы здесь вроде наоборот, вроде как работаете для жизни». Работа для них не является самоцелью, но участием в продлении семейного рода и, если смотреть шире, всего человеческого племени. Вот почему Дарья, ощущая за собой строй поколений предков («строй, которому нет конца»), не может смириться, что родные могилы исчезнут под водой. Ее страшит то, что она останется одна, так как порвется цепь времен.

Поэтому Дом для Дарьи и других старух это только место для жилья и вещи — это одушевленная предками часть их жизни. Дважды прощаются с домом, с вещами сначала Настасья, а потом Дарья. В двадцатой главе повести, в которой Дарья через силу белит свой обреченный на сжигание дом, украшает его пихтой, точно отражены христианские обряды соборования, когда перед смертью наступает духовное облегчение и примирение с неизбежностью. Словно покойника дом обмывают, отпевают и готовят к неизбежному, назначенному «назавтра», погребению.

Читать еще:  Правила поведения при лесных и торфяных пожарах

В монолог загадочного зверька, хранителя острова, Распутин вкладывает следующую мысль, руководящую поведением старух и Богодула: «Все, что живет на свете, имеет один смысл — смысл службы». Все персонажи осознают себя ответственными перед ушедшими за продолжение жизни. По их мнению, Земля дана человеку «на подержание»: ее надо беречь, сохранить для потомков.

Писатель находит удивительно емкую метафору для выражения мыслей Дарьи Васильевны о течении жизни: род — это нитка с узелками. Когда одни узелки распускаются, умирают, то на другом конце завязываются новые. И старухам совсем не безразлично, какими будут эти новые люди. Вот почему Дарья Пинигина постоянно размышляет о смысле жизни, истине, спорит с внуком Андреем, задает вопросы умершим.

В ее спорах, размышлениях и даже в обвинениях содержатся и праведная торжественность, и тревога, и обязательно любовь. «Э-эх, до чего же мы все добрые по отдельности люди и до чего же безрассудно и много, как нарочно, все вместе творим зла», «Кто знает правду о человеке: зачем он живет? Ради жизни самой, ради детей или ради чего-то еще? Вечным ли будет это движение. Что должен чувствовать человек, ради которого жили многие поколения? Ничего он не чувствует. Ничего не понимает. И ведет он себя так, будто с него первого началась жизнь и им она навсегда закончится», — рассуждает Дарья.

Раздумья Дарьи о продолжении рода и своей персональной ответственности за него перемешиваются у нее с тревогой о «полной правде», о необходимости памяти, сохранения ответственности у потомков. Эта тревога как никогда сопряжена с трагическим осознанием эпохи.

Во внутренние монологи Дарьи Распутин вкладывает мысли о необходимости каждому человеку «самому докапываться до истины» и жить работой совести. Особенно тревожит и автора, и его стариков и старух желание все большей части людей «жить не оглядываясь», «облегченно», нестись по течению жизни. Так, Дарья бросает в сердцах своему внуку: «Пуп не надрываете, а душу потратили». Героиня не против развития технического прогресса, воплощенного в машинах, облегчающих человеческий труд. Для мудрой крестьянки неприемлемо, чтобы человек, обладающий благодаря технике огромной силой, уничтожал жизнь, бездумно подрубая сук, на котором пока еще сидит. Показателен диалог Андрея и Дарьи. «Человек — царь природы», — пытается убедить бабушку Андрей. «Вот-вот, царь. Поцарюет, по-царюет, да загорюет», — отвечает Дарья. Лишь в единстве друг с другом, с природой, со всем Космосом смертный человек может победить смерть, по крайней мере, если не индивидуальную, то родовую.

В «Прощании с Матерой» Валентин Распутин образно описывает красоты первозданной природы — тихое утро, свет и радость, звезды, Ангара, ласковый дождь, что являют собой светлую часть жизни и благодать. Но они же создают тревожную атмосферу в тон мрачным мыслям стариков и старух, предчувствующих драматическую развязку.

Уже на первых страницах повести присутствует трагическое противоречие, сгущенное до символической картины. Согласию, покою и миру, прекрасной полнокровной жизни, которой дышит Матера, противостоит запустение, оголение, истечение (любимое слова автора). «Темь пала» на Матеру, утверждает Распутин, многократными повторами этого словосочетания вызывая ассоциации с традиционными текстами Древней Руси и с апокалипсическими картинами Откровения Иоанна Богослова. Именно здесь появляется эпизод пожара, а перед этим событием «звезды срываются с неба».

Хранителям народных, родовых ценностей писатель противопоставляет современных «обсевков», которых он рисует в крайне жесткой манере. Лишь внука Дарьи Пинигиной Распутин наделил более или менее сложным характером. Так, Андрей уже не чувствует себя ответственным за род, за землю предков. В свой последний приезд перед отъездом он так и не обошел родную Матеру, не простился с ней. Андрея манит суета грандиозной стройки. Он чуть ли не до хрипоты спорит с отцом и бабушкой, отрицая то, что для них является исконными ценностями.

Однако в нем еще не совсем умерло единение с природой. «Минутное пустое глядение на дождь», завершивший семейную дискуссию, «сумело снова сблизить» Андрея, Павла и Дарью. Столь же объединяет их и работа на сенокосе. Для Распутина характерно наделять уничижительными именами и фамилиями персонажей, изменивших национальным традициям. В душе Андрею жалко остров. Потому он и не поддерживает Клавку Стригунову, радующуюся исчезновению родной Матеры. Несмотря на свое несогласие с Дарьей, он, в то же время, ищет бесед с ней, «ему для чего-то был ее ответ» о сущности и предназначении человека

Совсем иронично и зло показаны другие антиподы «старинных старух». Болтун и пьяница Никита Зотов, сорокалетний сын Катерины, за свой принцип «лишь бы прожить сегодняшний день» лишен даже своего имени — превращен в Петруху. Автор создает неологизм «петрухать» по сходству с глаголами «громыхать», «воздыхать». Падение Петрухи приводит к тому, что он сжигает родной дом (то же сделала и Клавка) и издевается над матерью. Отвергнутый деревней и матерью Петруха словно стремится новым бесчинством привлечь к себе внимание, чтобы таким злым способом утвердить свое существование в мире.

Верхом исключительного зла, беспамятства и бесстыдства утверждают себя в жизни т.н. «официальные лица», которых Распутин снабжает не только «говорящими» фамилиями, но и не менее символическими характеристиками: Воронцов — турист (без какой-либо заботы шагающий по земле), Жук — цыган (безродный человек, лишенный корней, перекати-поле). Если речь стариков и старух образна и выразительна, а речь Павла и Андрея — литературно правильна, но сбивчива, — то «официальные лица» Воронцов и ему подобные говорят рублеными фразами-штампами, где превалирует императив («Понимать будем или что будем?», «Кто позволил?», «И никаких», «Вы мне опять попустительство подкинете», «Что требуется, то и будем делать. Тебя не спросим»).

В финале повести Распутин сталкивает обе стороны, не оставляя сомнений в том, за кем правда. В тумане символично заблудились Воронцов, Павел и Петруха. Даже Воронцов «затих», «сидит с опущенной головой, бессмысленно глядя перед собой». Все, что остается им делать, — подобно детям» звать мать, что и делает Петруха: «Ма-а-ать! Тетка Дарья-а-а! Эй, Матера-а!» Делает он это «глухо и безнадежно», после чего засыпает беспробудным сном. «Стало совсем тихо. Кругом были только вода и туман и ничего, кроме воды и тумана». А старухи Матеры в это время, в последний раз объединившись друг с другом и маленьким Колюней, в глазах которого «недетское, горькое и кроткое понимание», покидают это мир, удаляясь на небеса.

Трагический финал повести просветлен рассказом о царском листвене — символе вечной, неувядаемой жизни. По преданию, это дерево держит на себе весь остров, всю Матеру. Листвень не удалось ни сжечь, ни спилить. Еще раньше В. Распутин скажет дважды, что, как бы тяжело ни сложилась дальнейшая жизнь переселенцев, вынужденных жить в поселке, построенном на неудобном месте, «жизнь. она все перенесет и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине, а понадобится если, то и под водой». Одна из особенностей человека — его умение сроднится с любым местом, и преобразовать его своим трудом. В это заключается еще одна его миссия во вселенской бесконечности.

Прощание с Матерой. В.Распутин

Краткосрочный план разработан в качестве методической рекомендации для молодых учителей общеобразовательных школ

Просмотр содержимого документа
«Прощание с Матерой. В.Распутин»

ЦО: 9.Ч6. Анализировать содержание художественных произведений (поэтических, прозаических, драматических), определяя структурно-композиционные особенности 9.Ч3. Формулировать проблемные вопросы по тексту, позволяющие выдвигать идеи, интерпретации, предположения, и отвечать на разные типы вопросов

Анализ художественных произведений

  • анализирует событие в произведении, высказывая мнение с обоснованными причинами для своего мнения, подтверждая соответствующими цитатами.

( 15 марта 1937 , село Усть-Уда [3] [4] , Восточно-Сибирская область14 марта 2015 , Москва ) — русский писатель и публицист, общественный деятель. Один из наиболее значительных представителей « деревенской прозы ». В 1994 году выступил инициатором создания Всероссийского фестиваля «Дни русской духовности и культуры „ Сияние России “» (Иркутск) [5] . Герой Социалистического Труда (1987). Лауреат двух Государственных премий СССР (1977, 1987), Государственной премии России ( 2012 ) [6] и Премии Правительства РФ ( 2010 ). Член Союза писателей СССР с 1967 года .

Валенти́н Григо́рьевич Распу́тин

  • Ангара́ ( бур.Ангар мүрэн ) [3]река в Восточной Сибири , самый крупный правый приток Енисея , единственная река, вытекающая из озера Байкал[4] . Протекает по территории Иркутской области и Красноярского краяРоссии . Длина — 1779 [5] км. Площадь бассейна — 1 039 000 [5] км².

В процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены окрестные деревни. Переселение стало болезненным явлением для жителей затопляемых деревень. Должно исчезнуть всё: дома, огороды, покосы, луга, деревья, кладбище – вся земля уйдёт под воду навечно.

Сцена прощания с

Сцена прощания с

домом Настасьи (гл 7)

Читать еще:  Токарные деревянные станки с копиром

избой Дарьи.(гл. 20)

  • — Чем отличается понятие «дом» от «избы»?
  • — Как, каким образом смог автор передать душевные переживания героев при расставании с домом? С помощью каких литературных средств?
  • — В чем заключается конфликт повести?
  • — Какие проблемы поднимаются автором в повести?
  • — Как эти проблемы могут быть связаны с глобализацией?

Ответьте на вопрос, связав информацию текста с фактами из реальной жизни

Почему жителям Матеры тяжело расставаться с деревней, домом, избой, хотя им предлагают альтернативное жилье в другой местности?

  • Как вы понимаете высказывание автора: «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом» (В. Г. Распутин).

В.Распутин об истории создания повести :

«Я не мог не написать «Матёру», как сыновья, какие бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью. Эта повесть в определённом смысле рубеж в писательской работе». («Литературная газета», 16 марта 1977 г., интервью «Не мог не проститься с Матёрой»).

«Моя последняя работа – повесть «Прощание с Матёрой». Она о тех изменениях, которые происходят в жизни сегодняшней Сибири, об изменениях, на которые я смотрю глазами не постороннего человека, приехавшего покорять и, так сказать, преобразовывать этот суровый край, а глазами коренного сибиряка, в этом краю живущего и любящего его истинной любовью, думающего о нём не только как о гигантской строительной площадке, но и как о родине, о земле, на которой жили его предки и станут жить его дети и внуки». («Вопросы литературы», 1976, № 9).

Сочинение по повести Распутина В.Г. «Прощание с Матерой»

«Прощание с Матерой»

В основе сюжета повести В.Г. Распутина «Прощание с Мате­рой» лежит реальная история. В процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены окрестные деревни. Переселение стало болезненным явлением для жителей затопляемых деревень.

Произведение открывается поэтичной картиной описания начала бурного ледохода на Ангаре. Автор подчеркивает цикли­ческий характер этого действия: так было каждый год. Но одно­временно с этим В.Г. Распутин показывает и необычность этой весны: деревня «повяла как подрубленное дерево, откоренилась, сошла с привычного хода». Прошли слухи о предстоящем затоп­лении Матеры. Ослабела хозяйская рука: жители перестали чи­нить дома и прибирать в избах. Лишь оставшиеся в ней старики сохраняли до конца существования деревни «жилой дух».

В.Г. Распутин не жалеет сил для колоритного описания складывающегося годами уклада деревенской жизни. Матера находится на острове. Практически вся связь с большой зем­лей, с остальным миром лежит через воду. Однако образ бе­гущей воды в распутинском повествовании имеет также иное значение. Это символ времени: «И как нет, казалось, конца и края бегущей воде, нет и веку деревне». Триста лет жила де­ревня этой размеренной, обыденной жизнью. Сменялись по­коления. Строились, заваливались и вновь возводились избы. Жизнь в Матере была настолько обособленной, что даже по­селки, возводящиеся где-то на правом берегу реки, кажутся жителям краем света. А уж в то, что одна из старушек Сима видела когда-то Москву, вообще никто не верит, хотя за свои рассказы и получила она прозвище Московишна.

От общего описания деревенской жизни В.Г. Распутин пе­реходит к судьбам ее жителей. Все они при определенной ин­дивидуализации чем-то похожи: в них нет беззаботного сча­стья, а доминирует лишь тяжелый труд по хозяйству, неустроенность да редкие обыденные радости (вроде приезда сына с невесткой раз в неделю к старухе Дарье).

Единственная настоящая отдушина в жизни для этих людей — ощущение благодати родной земли. Перед вынужденным отъездом воздух родины становится еще целебней. Переезд сравнивается со смертью: ведь люди разъезжаются кто куда, порывая связи не только с прежним хозяйством, но и друг с другом: «Я там в одну неделю с тоски помру. Посередь чужих-то! Кто ж старое дерево пересаживает?!» — жалуется Настасья Дарье. Наливая подружке четвертый стакан чая, та утверждает, что в городской квартире, где предстоит жить Настасье, и чай не чай: «Только что не всухомятку. Никакого скусу. Водопой, да и только». В.Г. Распутин подробно и убедительно показыва­ет, как тяжело человеку, всю жизнь прожившему на одном мес­те, отрываться от корней, от истоков, покидать родимый дом, оставлять под затопление могилы близких.

Сцена разорения кладбища — одна из самых трагических страниц повести. Старая слабеющая Дарья, защищая надгро­бия, преображается и с палкой бесстрашно бросается на здо­ровенного, как медведь, мужика в брезентовой куртке, обещая ему все кары на свете. Возмущенные жители хотели устроить разорителям могил самосуд: скинуть их в Ангару. Однако вы­яснилось, что прибыли они по заданию санэпидстанции. Вы­полнение специального постановления о санитарной очистке всего ложа водохранилища оказывается для властей важнее, чем душевные страдания жителей.

Прощаясь с могилами родных, Дарья вспоминает их нака­зы: «…Живи, Дарья, покуль живется. Худо ли, хорошо — жи­ви, на то тебе жить выпало».

Грустные мысли о прощании с родиной перемежаются в разговорах жителей деревни с рассуждениями о современной жизни вообще. Богатые житейской мудростью старики заме­чают ненужную суетную торопливость: «Все сломя голову вперед бегут. Запыхались уж, запинаются на каждом шагу — нет, бегут». Мало того, уходит острота восприятия такого по­нятия, как совесть. Раньше жизнь людей проходила на виду, и тех, кто про совесть забывал, могли и одернуть. Однако самые тяжелые и мучительные переживания в сердце главной герои­ни Дарьи связаны с осмыслением такого понятия, как ста­рость: силы уходят, а приобретенный жизненный опыт никому, по сути, не нужен. «Теперь и подкормку для полей везут из города, всю науку берут из книг, песни запоминают по ра­дио», — сетует она. Дарья приходит к выводу о том, что ста­рость не доставляет человеку ничего, кроме неудобств и му­чений: «Стоило жить долгую и мытарную жизнь, чтобы под конец признаться себе: ничего она в ней не поняла». Единст­венное, что успела сделать Дарья в своей жизни, — это детей нарожать. Трех похоронила, а остальные трое жили со своими семьями. Так постепенно открывает для себя Дарья основной смысл человеческой жизни: «Тебе господь жить дал, чтоб ты дело сделала, ребят оставила — и в землю…».

При переезде вещи, которые когда-то были незаменимы в крестьянском хозяйстве, становятся ненужными. С тоской ос­тавляет Настасья «совсем доброе корыто». Образ брошенной избы у В.Г. Распутина одушевляется: слепнут стены, словно изба тоже страдает от разлуки со своими обитателями. «Си­деть в пустой разоренной избе было неудобно — виновно и горько было сидеть в избе, которую оставляли на смерть», — пишет В.Г. Распутин.

Оставляет Настасья в Матере и убежавшую куда-то кош­ку, надеясь, что заберет ее, когда приедет копать картошку.

Понимание неотвратимости утраты родного дома прихо­дит к жителям Матеры во время пожара, когда сгорает уни­кальная изба Петрухи, которую как раз хотели сохранить и увезти в музей как памятник деревянного зодчества. Глядя на догорающую избу, каждый понимает, что такая же гибель ждет и его дом, так как перед затоплением деревни все избы будут обязательно сжигать.

Символично, что из оставляемой Матеры жители переез­жают в построенный не по-людски поселок. Бесхозяйствен­ность, с которой расходуются огромные деньги, больно ранит душу писателя. Плодородные земли затопят, а в поселке, по­строенном на северном склоне сопки, на камнях да глине, рас­ти ничего не будет. В этом поселке городского типа сын Дарьи Павел ощущает себя квартирантом. В.Г. Распутин под­нимает здесь характерную для деревенской прозы в целом те­му противостояния города и деревни. Было время, когда Па­вел хотел переехать в Иркутск, но понял, что тем, кто вырос в деревне, там делать нечего. Примечательно, что сын Павла Андрей по-другому оценивает идею затопления Матеры. Ведь ГЭС строят для большого количества людей. Это важный хо­зяйственный проект, ради которого надо перестраиваться, не держаться за старое. Переносить могилы Андрей соглашается только из уважения к бабушке. У него самого такая мысль да­же и не родилась бы.

Символом все приближающегося затопления в повести становится дождь, который все чаще сменяет описания сол­нечной погоды. Однако Дарья понимает, что солнце будет си­ять на небе и без Матеры: «Остановят Ангару — время не ос­тановится, и то, что казалось одним движением, разойдется на части. Уйдет под воду Матера — все гак же будет сиять и праздновать ясный день и ясную ночь небо».

Дарья до самого конца остается с родной Матерой. Горько сетует она на то, что не смогла, не успела перевезти родитель­ские могилы, белит и трогательно прибирает избу, словно на­ряжает покойника, провожая в последний путь.

Читатель должен сам решить, чья позиция ему ближе: ста­рухи Дарьи или ее внука Андрея, человека новой эпохи. Сим­патии же автора однозначно находятся на стороне коренных жителей Матеры.

Само название деревни Матера и образ старухи Дарьи ак­туализируют женское материнское начало. Это своеобразный корень жизни, который человек рубит под собой сам.

Русская литература в школе

В повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой» воплотилась дорогая для писателя русская идея соборности, проповедующая слияние человека с родом, миром и всей Вселенной.

Читать еще:  Неприхотливые цветы в огороде красивые и многолетние

Героини повести — «старинные старухи» с характерными русскими именами и фамилиями: Дарья Васильевна Пинигина, Катерина Зотова, Настасья Карпова, Сима. Среди эпизодических персонажей выделяется имя еще одной старухи — Аксиньи. Самому колоритному персонажу, напоминающему лешего, дано оригинальное символическое имя Богодул. За плечами у всех героев лежит долгая трудовая жизнь, прожитая ими по совести, в дружбе и взаимопомощи. Показательными в этом смысле являются слова старухи Симы — «Греть и греться».

В «Прощание с Матерой» включены несколько эпизодов, поэтизирующих общую жизнь миром. Один из ключевых центров повести — сцена сенокоса. Автор подчеркивает, что главное для людей не сама работа, а благодатное ощущение жизни, удовольствие от сплоченности друг с другом и природой. Необычайно точно подметил различие между укладом жизни жителей Матеры и беспокойной деятельностью строителей ГЭС внук бабки Дарьи Андрей: «Они там живут только для работы, а вы здесь вроде наоборот, вроде как работаете для жизни». Работа для них не является самоцелью, но участием в продлении семейного рода и, если смотреть шире, всего человеческого племени. Вот почему Дарья, ощущая за собой строй поколений предков («строй, которому нет конца»), не может смириться, что родные могилы исчезнут под водой. Ее страшит то, что она останется одна, так как порвется цепь времен.

Поэтому Дом для Дарьи и других старух это только место для жилья и вещи — это одушевленная предками часть их жизни. Дважды прощаются с домом, с вещами сначала Настасья, а потом Дарья. В двадцатой главе повести, в которой Дарья через силу белит свой обреченный на сжигание дом, украшает его пихтой, точно отражены христианские обряды соборования, когда перед смертью наступает духовное облегчение и примирение с неизбежностью. Словно покойника дом обмывают, отпевают и готовят к неизбежному, назначенному «назавтра», погребению.

В монолог загадочного зверька, хранителя острова, Распутин вкладывает следующую мысль, руководящую поведением старух и Богодула: «Все, что живет на свете, имеет один смысл — смысл службы». Все персонажи осознают себя ответственными перед ушедшими за продолжение жизни. По их мнению, Земля дана человеку «на подержание»: ее надо беречь, сохранить для потомков.

Писатель находит удивительно емкую метафору для выражения мыслей Дарьи Васильевны о течении жизни: род — это нитка с узелками. Когда одни узелки распускаются, умирают, то на другом конце завязываются новые. И старухам совсем не безразлично, какими будут эти новые люди. Вот почему Дарья Пинигина постоянно размышляет о смысле жизни, истине, спорит с внуком Андреем, задает вопросы умершим.

В ее спорах, размышлениях и даже в обвинениях содержатся и праведная торжественность, и тревога, и обязательно любовь. «Э-эх, до чего же мы все добрые по отдельности люди и до чего же безрассудно и много, как нарочно, все вместе творим зла», «Кто знает правду о человеке: зачем он живет? Ради жизни самой, ради детей или ради чего-то еще? Вечным ли будет это движение. Что должен чувствовать человек, ради которого жили многие поколения? Ничего он не чувствует. Ничего не понимает. И ведет он себя так, будто с него первого началась жизнь и им она навсегда закончится», — рассуждает Дарья.

Раздумья Дарьи о продолжении рода и своей персональной ответственности за него перемешиваются у нее с тревогой о «полной правде», о необходимости памяти, сохранения ответственности у потомков. Эта тревога как никогда сопряжена с трагическим осознанием эпохи.

Во внутренние монологи Дарьи Распутин вкладывает мысли о необходимости каждому человеку «самому докапываться до истины» и жить работой совести. Особенно тревожит и автора, и его стариков и старух желание все большей части людей «жить не оглядываясь», «облегченно», нестись по течению жизни. Так, Дарья бросает в сердцах своему внуку: «Пуп не надрываете, а душу потратили». Героиня не против развития технического прогресса, воплощенного в машинах, облегчающих человеческий труд. Для мудрой крестьянки неприемлемо, чтобы человек, обладающий благодаря технике огромной силой, уничтожал жизнь, бездумно подрубая сук, на котором пока еще сидит. Показателен диалог Андрея и Дарьи. «Человек — царь природы», — пытается убедить бабушку Андрей. «Вот-вот, царь. Поцарюет, по-царюет, да загорюет», — отвечает Дарья. Лишь в единстве друг с другом, с природой, со всем Космосом смертный человек может победить смерть, по крайней мере, если не индивидуальную, то родовую.

В «Прощании с Матерой» Валентин Распутин образно описывает красоты первозданной природы — тихое утро, свет и радость, звезды, Ангара, ласковый дождь, что являют собой светлую часть жизни и благодать. Но они же создают тревожную атмосферу в тон мрачным мыслям стариков и старух, предчувствующих драматическую развязку.

Уже на первых страницах повести присутствует трагическое противоречие, сгущенное до символической картины. Согласию, покою и миру, прекрасной полнокровной жизни, которой дышит Матера, противостоит запустение, оголение, истечение (любимое слова автора). «Темь пала» на Матеру, утверждает Распутин, многократными повторами этого словосочетания вызывая ассоциации с традиционными текстами Древней Руси и с апокалипсическими картинами Откровения Иоанна Богослова. Именно здесь появляется эпизод пожара, а перед этим событием «звезды срываются с неба».

Хранителям народных, родовых ценностей писатель противопоставляет современных «обсевков», которых он рисует в крайне жесткой манере. Лишь внука Дарьи Пинигиной Распутин наделил более или менее сложным характером. Так, Андрей уже не чувствует себя ответственным за род, за землю предков. В свой последний приезд перед отъездом он так и не обошел родную Матеру, не простился с ней. Андрея манит суета грандиозной стройки. Он чуть ли не до хрипоты спорит с отцом и бабушкой, отрицая то, что для них является исконными ценностями.

Однако в нем еще не совсем умерло единение с природой. «Минутное пустое глядение на дождь», завершивший семейную дискуссию, «сумело снова сблизить» Андрея, Павла и Дарью. Столь же объединяет их и работа на сенокосе. Для Распутина характерно наделять уничижительными именами и фамилиями персонажей, изменивших национальным традициям. В душе Андрею жалко остров. Потому он и не поддерживает Клавку Стригунову, радующуюся исчезновению родной Матеры. Несмотря на свое несогласие с Дарьей, он, в то же время, ищет бесед с ней, «ему для чего-то был ее ответ» о сущности и предназначении человека

Совсем иронично и зло показаны другие антиподы «старинных старух». Болтун и пьяница Никита Зотов, сорокалетний сын Катерины, за свой принцип «лишь бы прожить сегодняшний день» лишен даже своего имени — превращен в Петруху. Автор создает неологизм «петрухать» по сходству с глаголами «громыхать», «воздыхать». Падение Петрухи приводит к тому, что он сжигает родной дом (то же сделала и Клавка) и издевается над матерью. Отвергнутый деревней и матерью Петруха словно стремится новым бесчинством привлечь к себе внимание, чтобы таким злым способом утвердить свое существование в мире.

Верхом исключительного зла, беспамятства и бесстыдства утверждают себя в жизни т.н. «официальные лица», которых Распутин снабжает не только «говорящими» фамилиями, но и не менее символическими характеристиками: Воронцов — турист (без какой-либо заботы шагающий по земле), Жук — цыган (безродный человек, лишенный корней, перекати-поле). Если речь стариков и старух образна и выразительна, а речь Павла и Андрея — литературно правильна, но сбивчива, — то «официальные лица» Воронцов и ему подобные говорят рублеными фразами-штампами, где превалирует императив («Понимать будем или что будем?», «Кто позволил?», «И никаких», «Вы мне опять попустительство подкинете», «Что требуется, то и будем делать. Тебя не спросим»).

В финале повести Распутин сталкивает обе стороны, не оставляя сомнений в том, за кем правда. В тумане символично заблудились Воронцов, Павел и Петруха. Даже Воронцов «затих», «сидит с опущенной головой, бессмысленно глядя перед собой». Все, что остается им делать, — подобно детям» звать мать, что и делает Петруха: «Ма-а-ать! Тетка Дарья-а-а! Эй, Матера-а!» Делает он это «глухо и безнадежно», после чего засыпает беспробудным сном. «Стало совсем тихо. Кругом были только вода и туман и ничего, кроме воды и тумана». А старухи Матеры в это время, в последний раз объединившись друг с другом и маленьким Колюней, в глазах которого «недетское, горькое и кроткое понимание», покидают это мир, удаляясь на небеса.

Трагический финал повести просветлен рассказом о царском листвене — символе вечной, неувядаемой жизни. По преданию, это дерево держит на себе весь остров, всю Матеру. Листвень не удалось ни сжечь, ни спилить. Еще раньше В. Распутин скажет дважды, что, как бы тяжело ни сложилась дальнейшая жизнь переселенцев, вынужденных жить в поселке, построенном на неудобном месте, «жизнь. она все перенесет и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине, а понадобится если, то и под водой». Одна из особенностей человека — его умение сроднится с любым местом, и преобразовать его своим трудом. В это заключается еще одна его миссия во вселенской бесконечности.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector