Закон 390 о пожарной безопасности
Правила противопожарного режима: изменения ППР 2019 по обеспечению первичными средствами пожаротушения
Правила противопожарного режима (ППР) — это свод обязательных требований, которые устанавливают порядок организации производства и содержания объектов защиты (сооружений, зданий, помещений, территорий), а также нормы поведения людей для обеспечения пожарной безопасности. ППР в Российской Федерации жестко регламентированы на законодательном уровне.
Соблюдать ППР, утвержденные постановлением Правительства РФ №390 от 25 апреля 2012 года, обязаны все без исключения государственные организации и частные компании. И ответственность за это несут в первую очередь руководители и собственники объектов защиты. Нарушение Правил противопожарного режима чревато серьезными последствиями. Согласно части первой статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях, штраф составляет:
- 2000–5000 рублей — для граждан;
- 6000–15 000 рублей — для должностных лиц;
- 20 000–30 000 рублей — для ИП;
- 150 000–200 000 рублей — для юридических лиц.
Если ППР были нарушены уже в условиях особого противопожарного режима, то штраф по этой же статье КоАП увеличивается практически вдвое. Например, юридическим лицам придется заплатить от 200 000 до 400 000 рублей [1] .
Изменения в ППР в 2019 году
7 марта 2019 года Правительством РФ было утверждено постановление о внесении очередных изменений в Правила противопожарного режима. До этого изменения в ППР вносились неоднократно. Например, изменения, датируемые 30 декабря 2017 года, касались в основном ответственности за возгорание сухой растительности в сельскохозяйственных и лесных зонах, а также на земельных участках в сельской местности.
Кроме того, требования пожарной безопасности были усовершенствованы и осенью 2019 года. Изменения коснулись как граждан, так и ИП, а также юридических лиц. Согласно Постановлению Правительства РФ от 20 сентября 2019 года №1216 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации», запрещено использовать открытый огонь на балконах (лоджиях) квартир, жилых комнат общежитий и номеров гостиниц. К тому же были внесены уточнения о запрете на курение. Курить на территории складов и баз, хлебоприемных пунктов, в сенокосных угодьях, на объектах защиты торговли, добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и горючих газов, на объектах защиты производства всех видов взрывчатых веществ, на пожаровзрывоопасных и пожароопасных участках теперь разрешается, но лишь в специально отведенных местах (курилках).
Последние актуальные изменения гласят, что руководители культурно-просветительных и зрелищных учреждений обязаны информировать зрителей о правилах пожарной безопасности. Уведомление граждан должно осуществляться путем трансляции речевого сообщения либо демонстрации перед началом сеансов в кинозалах видеосюжетов о порядке действий зрителей при возникновении пожара, а также о направлениях эвакуационных путей, выходов и о расположении огнетушителей.
Постановление от 20 сентября 2019 года содержит следующее уточнение для торговых объектов: в рабочее время загрузка (выгрузка) товаров и тары должна осуществляться по путям, не связанным с эвакуационными выходами, которые предназначены для покупателей. Также для объектов (но уже не торговых) с ночным пребыванием людей устанавливается правило по организации круглосуточных дежурств обслуживающего персонала.
Скорректированы требования к пожарной безопасности и в медицинских организациях. Если раньше палаты для детей и тяжелобольных должны были находиться исключительно на первом этаже, то после вступления в силу Постановления №1216 размещение таких палат предусмотрено преимущественно на первом этаже здания. К тому же теперь мастерские, склады и кладовые, предусмотренные проектной документацией, разрешается размещать в подвальных и цокольных этажах лечебных учреждений, что до внесения изменений было запрещено.
Изменения в ППР в 2019 году направлены на снижение угрозы возгораний на железнодорожном подвижном составе. Органами государственного надзора при проведении проверочных и профилактических мероприятий будет уделяться пристальное внимание обеспечению этих объектов первичными средствами пожаротушения, то есть огнетушителями.
Действующие в России ППР с изменениями 2019 года фактически обязывают руководителей организаций и собственников объектов защиты самостоятельно определять зоны возможного возгорания и обеспечивать достаточное количество огнетушителей соответствующего типа.
Так, в рамках общего анализа на предмет противопожарной безопасности железнодорожного подвижного состава количество огнетушителей и их тип определяется на основе наименования объекта защиты (электровоз, тепловоз, вагон и так далее), его размера (поезд, секция), а также класса возможного пожара и огнетушащей способности самого устройства. Количество и тип огнетушителей выбирается на основе Приложения 2.1 ППР, где указаны нормативы в соответствии с упомянутыми критериями.
При защите технологического оборудования обеспечение огнетушителями проводится на основе технической документации (ТУ или паспортов), в которой также содержатся положения о том, что запрещается правилами противопожарного режима при эксплуатации данных средств пожаротушения. При этом важно учитывать температуру воздуха на объекте, а в случае угрозы возникновения в железнодорожном подвижном составе возгораний разного типа рекомендуется использовать универсальные по области применения огнетушители.
Содержание Приложения 2.1 к правилам противопожарного режима в Российской Федерации сведено в таблицу 1.
Таблица 1. Нормы обеспечения огнетушителями железнодорожного подвижного состава
Наименование объекта защиты
Правила противопожарного режима: изменения ППР 2019 по обеспечению первичными средствами пожаротушения
Правила противопожарного режима (ППР) — это свод обязательных требований, которые устанавливают порядок организации производства и содержания объектов защиты (сооружений, зданий, помещений, территорий), а также нормы поведения людей для обеспечения пожарной безопасности. ППР в Российской Федерации жестко регламентированы на законодательном уровне.
Соблюдать ППР, утвержденные постановлением Правительства РФ №390 от 25 апреля 2012 года, обязаны все без исключения государственные организации и частные компании. И ответственность за это несут в первую очередь руководители и собственники объектов защиты. Нарушение Правил противопожарного режима чревато серьезными последствиями. Согласно части первой статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях, штраф составляет:
- 2000–5000 рублей — для граждан;
- 6000–15 000 рублей — для должностных лиц;
- 20 000–30 000 рублей — для ИП;
- 150 000–200 000 рублей — для юридических лиц.
Если ППР были нарушены уже в условиях особого противопожарного режима, то штраф по этой же статье КоАП увеличивается практически вдвое. Например, юридическим лицам придется заплатить от 200 000 до 400 000 рублей [1] .
Изменения в ППР в 2019 году
7 марта 2019 года Правительством РФ было утверждено постановление о внесении очередных изменений в Правила противопожарного режима. До этого изменения в ППР вносились неоднократно. Например, изменения, датируемые 30 декабря 2017 года, касались в основном ответственности за возгорание сухой растительности в сельскохозяйственных и лесных зонах, а также на земельных участках в сельской местности.
Кроме того, требования пожарной безопасности были усовершенствованы и осенью 2019 года. Изменения коснулись как граждан, так и ИП, а также юридических лиц. Согласно Постановлению Правительства РФ от 20 сентября 2019 года №1216 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации», запрещено использовать открытый огонь на балконах (лоджиях) квартир, жилых комнат общежитий и номеров гостиниц. К тому же были внесены уточнения о запрете на курение. Курить на территории складов и баз, хлебоприемных пунктов, в сенокосных угодьях, на объектах защиты торговли, добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и горючих газов, на объектах защиты производства всех видов взрывчатых веществ, на пожаровзрывоопасных и пожароопасных участках теперь разрешается, но лишь в специально отведенных местах (курилках).
Последние актуальные изменения гласят, что руководители культурно-просветительных и зрелищных учреждений обязаны информировать зрителей о правилах пожарной безопасности. Уведомление граждан должно осуществляться путем трансляции речевого сообщения либо демонстрации перед началом сеансов в кинозалах видеосюжетов о порядке действий зрителей при возникновении пожара, а также о направлениях эвакуационных путей, выходов и о расположении огнетушителей.
Постановление от 20 сентября 2019 года содержит следующее уточнение для торговых объектов: в рабочее время загрузка (выгрузка) товаров и тары должна осуществляться по путям, не связанным с эвакуационными выходами, которые предназначены для покупателей. Также для объектов (но уже не торговых) с ночным пребыванием людей устанавливается правило по организации круглосуточных дежурств обслуживающего персонала.
Скорректированы требования к пожарной безопасности и в медицинских организациях. Если раньше палаты для детей и тяжелобольных должны были находиться исключительно на первом этаже, то после вступления в силу Постановления №1216 размещение таких палат предусмотрено преимущественно на первом этаже здания. К тому же теперь мастерские, склады и кладовые, предусмотренные проектной документацией, разрешается размещать в подвальных и цокольных этажах лечебных учреждений, что до внесения изменений было запрещено.
Изменения в ППР в 2019 году направлены на снижение угрозы возгораний на железнодорожном подвижном составе. Органами государственного надзора при проведении проверочных и профилактических мероприятий будет уделяться пристальное внимание обеспечению этих объектов первичными средствами пожаротушения, то есть огнетушителями.
Действующие в России ППР с изменениями 2019 года фактически обязывают руководителей организаций и собственников объектов защиты самостоятельно определять зоны возможного возгорания и обеспечивать достаточное количество огнетушителей соответствующего типа.
Так, в рамках общего анализа на предмет противопожарной безопасности железнодорожного подвижного состава количество огнетушителей и их тип определяется на основе наименования объекта защиты (электровоз, тепловоз, вагон и так далее), его размера (поезд, секция), а также класса возможного пожара и огнетушащей способности самого устройства. Количество и тип огнетушителей выбирается на основе Приложения 2.1 ППР, где указаны нормативы в соответствии с упомянутыми критериями.
При защите технологического оборудования обеспечение огнетушителями проводится на основе технической документации (ТУ или паспортов), в которой также содержатся положения о том, что запрещается правилами противопожарного режима при эксплуатации данных средств пожаротушения. При этом важно учитывать температуру воздуха на объекте, а в случае угрозы возникновения в железнодорожном подвижном составе возгораний разного типа рекомендуется использовать универсальные по области применения огнетушители.
Содержание Приложения 2.1 к правилам противопожарного режима в Российской Федерации сведено в таблицу 1.
Таблица 1. Нормы обеспечения огнетушителями железнодорожного подвижного состава
Наименование объекта защиты